Река быстрая, полноводная Гл. 32

Клименко Галина
Гл.32


Клавдия с нетерпением ждала, когда внучка закончит учёбу и вновь возвратится в родные пенаты.

"Оно-то и мне на душе поспокойнее, когда Машка будет на моих глазах. Пусть не каждый её шаг доведётся контролировать, но не сравнить же, если она не рядом со мной. Чем они с Ванькой ночами занимаются, одному Господу известно, остаётся только верить, что там всё нормально. Молодёжь, конечно, неуправляемая, вся такая, это из-за того, что пока им жизненного опыта не хватает. Наделают глупостей, что потом до конца дней своих раскаиваться будут.  -  с грустью рассуждала она. И в то же время, Клавдия верила в порядочность своей кровинки.  -  Не должна Машка меня подвести, она же всё понимает, что я того позора вряд ли потом перенесу."

Но возвращение внучки не принесло облегчения пожилой женщине. Устроившись на работу, под чутким руководством Ивана Ларионовича, Машка все выходные проводила с ненавистным Клавдии - Ванькой, который к тому времени, тоже закончил шофёрские курсы и благополучно приехал за нею следом в деревню.
Маша во всём помогала бабушке, Клавдия давно понятия не имела, что такое убираться в хате, вырывать сорняк во дворе, стирать, гладить и многое другое. Вдвоём они лишь по хозяйству справлялись и готовили еду, то есть, и здесь Машка не оставалась в стороне. Но не вся работа делается ежедневно. Кушать они себе стряпали пару раз в неделю: сварят суп, пожарят котлет или свининку стушат с кореньями, да мало ли блюд можно придумать, когда мясо своё сидит в закутке, и им хватало этого на несколько дней. Стирку затевать без конца, тоже нет необходимости, это когда младенцу пелёнки надо привести в порядок или детворы у кого полный дом, тогда да, без этого никак. А много ли им надо двоим?

Комнаты Машка доводила до ума по субботам, гладила тоже не часто, вот только грязная посуда ждать долго не будет да и поросята с утками и курами требуют частого внимания, но для молодой девушки всё это мелочи, которые она решала на раз-два. А вечерами Машка убегала на улицу: то на танцы, то просто побродить по посёлку. Клавдия отлично осознавала, кто её там встретит в тёмном переулке, но поделать ничего не могла, Машка уже достигла совершеннолетия и при удобном случае всегда напоминала об этом Клавдии. Мол, я имею право на собственную жизнь, а ты, бабушка, словно полицай выслеживаешь за мною.

-   Нет не имеешь ты права на собственную жизнь, пока мы находимся с тобою под одной крышей. Я старше тебя и ты обязана советоваться со мной и посвящать меня в свою личную жизнь. Потому что ты мне доводишься внучкой. Я всё равно отвечаю за тебя: и перед собственной совестью, и перед людьми. - доказывала ей Клавдия, когда между ними разгорался очередной спор.

-   Как я могу посвятить тебя в свою личную жизнь, если ты Ваню терпеть не можешь?  -  кричала в ответ Машка.  -  Кабы твоя воля, так ты убила бы его, наверное.

-   Убить бы не убила, но к тебе и близко его не подпустила, это точно.

Такие передряги обычно заканчивались примирением сторон, но всё равно каждый оставался при своём мнении.
До того момента Машка крепилась, не позволяла себе плакать, но однажды, она попросилась у Клавдии на всю ночь, якобы они с компанией едут в соседнюю деревню на день Рождения своей одноклассницы, переехавшей туда с родителями, ещё когда они учились в седьмом классе. Естественно, Клавдия воспротивилась и снова тому виной Ванька. Но сначала спросила:

-   Ванька тоже с вами едет?

-   Конечно! А куда я без него?  - честно призналась Маша.

-   Тогда сиди дома и никаких дней Рождения.

-   Но почему, бабушка? Я почти год с ним была вместе, когда учились, а теперь ты всего на одну ночь не разрешаешь? Где тут логика?

-   Машка, не вынуждай меня везти тебя к гинекологу, чтобы немного поподробнее узнать, как ты, вдали от меня, совмещала свою логику с занятиями. Никуда не поедешь и точка.

-   Бабушка, что ты такое говоришь, при чём тут гинеколог? Боже, позорище какое! -  и девушка, вся в слезах, выскочила на улицу. Она сама не знала, куда бежит, пока на пути ей не повстречалась Люся Кочкина.

-   Машенька! Здравствуй, моя девочка! Чего не заходишь в гости к нам в хирургию? А я всё тебя выглядываю, выглядываю, думаю, как ты там справляешься? Первое время всегда тяжело, пока не втянешься. Заходи, может подскажу чего... Боже, а почему слёзы, случилось что-то?

Маша кивнула и вновь заплакала.

-   Я с бабушкой поругалась. Понимаете, она против Вани и постоянно меня этим донимает. Уже сил нету всё выслушивать.

-   Моя хорошая...  -  Люся погладила её по голове, она пыталась найти нужные слова, чтобы успокоить свою крестницу.

-   Маш, ну она же не со зла, постарайся войти в её положение. Клавдия Михайловна так сильно тебя любит, что редко где сыщешь такую бабку. Ты же у неё одна и потому в тебе заключается вся её жизнь. Ну разве она способна пожелать плохое? Ты слушай молча, а сама делай своё дело, как сердечко твоё подсказывает. Но всегда помни, родная бабушка желает тебе только добра. Просто... Тётя Клава вбила себе в мозги о Муравьёвых... Она ничего не говорила по этому поводу?

-   Нет.  -  затрясла головой Машка.

-   Тогда и я промолчу. Лучше скажи, Машуня, ты правда так сильно его любишь?

-   Да, правда. И он меня. У нас всё серьёзно. Но не подумайте, крёстная, мы ещё ни разу не спали, а бабушка собралась везти меня к гинекологу.

Люся громко рассмеялась, отчего вызвала крайнее удивление расстроенной девушки. Та с недоумение смотрела на неё, широко открыв припухшие глаза. Заметив это, Люся стёрла со своего лица улыбку и ласково продолжила:

-   Машуня, я же говорила, бабушка никогда ничего тебе не пожелает, кроме счастья. Никого никуда она не повезёт, то просто слова. А хочешь, я подскажу, как её немного утихомирить?

Маша часто закивала, в её глазах появилось любопытство и одновременно недоверие. Разве можно бабушку угомонить чем-то или утихомирить? Вряд ли кому это удавалось.

-   Ещё начнёт на тебя ругаться из-за Ваньки, а ты ей и скажи, что уйдёшь жить к Муравьёвым. А чего? Тебе уже есть восемнадцать, имеешь такое право. И увидишь, результат не заставит себя ждать. Нет, конечно, на самом деле никуда уходить не следует, ещё чего, а просто припугни её, чтобы она в следующий раз задумалась, цепляться к тебе или, всё же выгоднее промолчать? Только предупреждаю, Машка, это между нами. Тётка Клавка никогда мне этого не простит.

-   Не беспокойтесь, крёстная, я всё понимаю.  -  Машка и действительно намотала информацию себе на ус. Обратно девушка шла и улыбалась, уж теперь она в курсе, как поставить на место свою строптивую бабушку.

Клавдия сидела за столом, положив на цветастую скатерть свои почерневшие от солнца, сморщенные руки, под тонкой кожей которых просматривалась каждая жилочка, даже самая маленькая. И не успела Маша переступить порог комнаты, как Клавдия тут же спросила:

-   Проветрилась, внученька? Тогда садись напротив для неотложного разговора.

Маша молча подчинилась и застыла в ожидании.

-   Вот ты всё время спрашиваешь, мол, что мне такого сделали Муравьёвы, если я к ним... так отношусь.  -  Клавдия сделала паузу, чтобы подчеркнуть важность предстоящего объяснения. -  Да у них вся порода такая - ни до Бога, ни до людей. Я ведь знала их всех: и дедов, и бабок. Ни о ком односельчане слова хорошего не сказали. Взять хоть того Сашку. Они дружили с Валериком с самого раннего детства, а что вышло в итоге? Твоя мать выбрала твоего отца, так Сашка затаил злобу и не мог простить Валерику женитьбу на Кате. А потом...  -  женщине не так легко давались воспоминания, она глубоко вздохнула и выпалила скороговоркой:

-   А потом и вовсе убил моего сыночка, оставив тебя безотцовщиной.

-   Как убил? - вот это новость! Подобное Маша не ожидала когда-либо услышать. "Дядя Саша, такой порядочный и сердобольный, всегда относился к ней, как к своему ребёнку и вдруг... А может, потому и относился так, что заглаживал свою вину? - галопом пронеслись мысли в её голове.  -  Нет! Нет-нет, этого не может быть."  -  девушка была не в состоянии в такое поверить. 

-   Но ты же говорила, что папа утонул, когда на Лукавке разыгралась непогода.  -  Маше хотелось услышать подтверждение, такое необходимое ей сейчас. А ещё, чтобы бабушка сказала, мол, пошутила я, внучка, прости.

-   Правильно. Тогда и случилась настоящая буря. Но кто лодку перевернул, чтобы отец твой на дно пошёл? Сашка!  -  повысила голос Клавдия.

-   Тогда почему дядю Сашу в тюрьму не посадили?  -  после некоторого молчания спросила Маша хриплым голосом.

-   Потому что не отыскали доказательства.

-   Вот видишь?! Сама и указываешь, будто нету доказательств! Ну и как после этого ты можешь обвинять человека, лишь на собственном убеждении?

-   Я свидетельницей являюсь, когда Сашка в этот день тоже ходил на речку. Он вытащил свою лодку на берег и поспешно скрылся в кустах. Тогда я ещё не догадывалась, чего он там окусывался, не до того было, за сына очень переживала, только потом до меня дошло, кто именно повинен в смерти моего ребёнка. - сухо промолвила Клавдия, не подкрепляя свою речь слезами. А это казалось ещё страшнее.

-   Твои доводы ни о чём, бабушка. Да мало ли по какой причине находился на берегу дядя Саша.  -  Маше не хватало настоящих и твёрдых фактов, но тем не менее, в её сердечке зародилось недоверие к Муравьёву-старшему. Отец ведь дороже, как не крути.

-   Ты точная твоя мать!  -  махнула рукой Клавдия.  -  Та тоже со мной спорила и ни в какую не верила, будто Сашка на убийство способен. За то и поплатилась собственной жизнью. Он и её прикончил.

-   Нет!  -  закричала Маша и подскочила со стула.  -  Произошёл несчастный случай. Мамочка потеряла сознание и захлебнулась. Мне даже крёстная так рассказывала.

-   Сядь!  -  приказала ей Клавдия, а после очередной паузы, пока внучка снова присела на табуретку, тихо промолвила:

-   Перед самой смертью Катя мне доверилась, будто Сашка замуж ей предлагал, раз Валерки уже нету, но она ему отказала. Вот и оправилась следом за мужем.

-   Никогда не соглашусь!  -  запальчиво возразила Маша.  - Дядя Саша любил маму, он бы никогда не поднял на неё руку.

-   Да, любил. Не возражаю. Потому и убил, раз ему не досталась, мол, так не доставайся никому.  - спокойно парировала Клавдия.

-   Я не верю.  -  Маша смотрела прямо в глаза своей бабки, она пыталась найти в них хоть какой-то подвох, что всё это, не больше чем сочинение и только ради того, чтобы она рассталась с Ванечкой. Нет, если бы это оказалось чистой правдой, то тогда девушка не раздумывая навсегда бы порвала с сыном убийцы собственных родителей. Ну и что, если он не виноват, но как находиться в той семье, где один из членов умышленно сделал её сиротой. Но всё это предположения, чётких подтверждений нигде нету, а её бабушка не нарочно всё придумала, кажется, она свято верит в своё сказанное.

-   А я и не сомневалась, что ты так ответишь.  -  и Клавдия надолго замолчала. А Маша отправилась на свой диван и долго переваривала услышанное. Когда за окном стемнело, то она неожиданно появилась из другой комнаты и объявила Клавдии Михайловне:

-   Бабушка, я хочу побыть одна. Совсем. Потому перехожу жить в родительский дом. Не обижайся, так надо. А чтобы ты напрасно себя не накручивала, то хочу тебе поклясться: с Ваней я ещё не спала и не собираюсь это делать до самой свадьбы. И то, ещё неизвестно, состоится ли теперь эта свадьба.

-   Спасибо, внученька.  -  голос Клавдии дрогнул.  -  То, что я сейчас услышала, сильно успокоило мою истерзанную душу. Я горжусь тобой!  -  Клавдия приподнялась и заключила Машку в объятия.  -  А в дом переходи, конечно! Он всегда считался твоим.

На свидание Машка не успела да и желания не было после общения с бабушкой. Она переносила в дом необходимые вещи. Клавдия ей помогала. Но отработав смену в больнице, не выдержала, прибежала к условленному месту и с ходу всё преподнесла Ване, о чём толковала ей бабка.

Ваня изумился не хуже неё, парень ещё долго приходил в себя.

-   Не может быть, Маш. Заступаюсь не потому, что он мой отец, а просто справедливости ради. Он, конечно, какой-то особенный у меня, с причудами, но он не убийца. Я не верю, Маш.

-   В том-то и дело, Ванечка, что и мне не хочется во всё это верить. Лучше бы бабушка и дальше хранила эту тайну, мне теперь очень тяжело.

-   Я понимаю. Ведь речь идёт о тех людях, что подарили тебе жизнь. Но как нам быть теперь, Машуня? Я же не смогу без тебя.

-   Я тоже. Давай так поступим... Ты ни о чём не болтай дяде Саше. Если это правда, в чём я сомневаюсь, то ничего уже не изменить. К тому же, закончились все сроки, дабы он ответил за содеянное. А если это неправда, то как в глаза ему потом смотреть? Нельзя напрасно обижать неповинного.

-   Хорошо, так и сделаем.  -  согласился с ней Ваня.

Клавдия нутром чуяла, что этим всё и закончится и у Машки сил не хватит, дабы отвернуться от Ваньки. Но одно грело душу, Машка не поддалась ему и ничего не позволит до самой свадьбы. Раз уж судьба им быть вместе. Но она следила по ночам из окошка, как к порогу пробирается Ванька, где уже сидела её внучка, выглядывая любимого. Но дальше порога, молодёжь даже в коридор ни разу не продвинулась.

"И то радость."  -  размышляла Клавдия. Но к Ване она не изменила своего отношения, а уж Сашку и подавно никогда в жизни не собиралась прощать. Никто не сможет переубедить её, абсолютно никто! Для неё Сашка навсегда так и останется безжалостным убийцей, отнявшим молодые жизни у её единственного сына и его жены.