Гонка патрулей - предшественник биатлона

Анатолий Емельяшин
                Гонки патрулей – предшественник биатлона.

                Фото из интернета: участник гонки патрулей на огневой позиции

         Эти соревнования были предтечей современного биатлона, – та же лыжная гонка со стрельбой на огневом рубеже. В отличие от биатлона огневой рубеж был один и стреляли только из положения стоя.

         Лыжных стадионов тогда и в помине не было, велась гонка на обычной лыжной дистанции со стрельбой в каком-нибудь овраге или на обычном военном стрельбище. 
         Культивировались эти соревнования в основном в Советской Армии, –  я не помню чтобы их проводили в гражданских спортивных обществах. Во всяком случае во время их зарождения как «Гонка патрулей». Когда их начали проводить повсеместно они уже именовались биатлоном.

         Мне пришлось поучаствовать в этих гонках в зимней спартакиаде Сибирского ВО в сезоне 1957-58 года в составе сборной команды военного училища лётчиков.
         Я уже не помню имён и фамилий членов команды, помню только, что было два курсанта (или солдат – механиков срочной службы), имеющих звания Мастеров Спорта по лыжным гонкам, капитана – начальника физподготовки одного из полков училища, тоже Мастера или Кандидата по лыжам. Я, молодой лейтенант, попал в команду, имея всего лишь первый разряд по лыжам, но неплохо стреляющий из мелкашки и личного табельного оружия. Видимо, более подходящего кандидата на эти гонки в училище не нашли.

         Трасса гонокпроходила в сосновом бору на берегу Обского моря-водохранилища у впадения реки Бердь, устье которой представляло узкий залив этого рукотворного моря.
         Здесь в лесу перед войной был военный городок и летние лагеря Новосибирского пехотного училища. Возле шоссе, идущего когда-то из Барнаула в Новосибирск через старый Бердск, сохранились ещё возведённые до войны домики командного состава.

         В моё время шоссе стало тупиковым – уходило прямо в воду. В процессе создания моря и затопления города Бердск и всех дорог к нему, шоссейную трассу перенесли и сейчас она проходит рядом с железной дорогой по местам занятым в 60-е институтами и жилыми кварталами Сибирского отделения Академии Наук СССР

         Во время войны на месте училищных лагерей располагалась часть, формировавшая стрелковые роты перед отправкой на фронт. Эта часть и её расположение описана в книге «Прокляты и убиты» писателя Виктора Астафьева.
         Я читал эту книгу уже почти полвека после описываемых мною событий и узнавал места, упомянутые в ней автором. Так вот, стрельбище дистанции наших гонок было местом, где молодые новобранцы проходили тактические занятия по курсу молодого бойца во время Астафьева.
.
         Но основное место упомянутых Астафьевым лагерей было заброшено, котлованы разрушенных землянок и выемки в земле под палатки заросли кустарниками. Этот бывший лагерь и пересекался лыжнёй наших гонок.
         Считают, что место лагерей, которые описывает Астафьев затоплено Обским морем. Что же тогда я видел на полянах в бору в 2-х, 3-х километрах южнее затопленного Бердска? На высоком пойменном берегу обской низины, избежавшем затопления? Или это был другой военный лагерь? Не знаю. Но то, что это был полевой городок военной поры я убеждён.
         Мне пришлось пройти по тем местам и летом, видел и рухнувшие землянки и котлованы под палатки. Спустя десятилетия упоминая эти лагеря, писатель мог и ошибаться и разместить их ближе к Бердску. Но скорее всего ошибаются исследователи его творчества, считающие места, описанные Астафьевым затопленными

         По первоначальному «Положению Гонок патрулей» участники должны были бежать на штатных армейских лыжах с полужёстким креплением, вещевым мешком и карабином за спиной. В вещмешке должен быть груз, где-то около 20 килограммов.
         Вес снаряжения проверялся на старте, обойма с пятью патронами выдавалась на стрельбище.
         Мишенью служили ростовые фанерные мишени с габаритными кольцами на груди.
         Бежать надо было, естественно, в зимней армейской форме, – шинелях, ушанках и сапогах. Но такое было изначально – через год разрешили бегать в спортивных костюмах. И мы бежали уже во фланелевых спортивных костюмах и на лыжах с жёстким креплением.

         Подгонка снаряжения тоже не возбранялась. Поэтому, вместо обычных солдатских «сидоров» с лямкой, стягиваемой петлёй на горловине мешка, мы использовали простроченные по вертикали в виде длинных карманов старые вещмешки с рюкзачными плечевыми лямками, соединёнными на груди и на поясе тесьмой с пряжками.
         В простроченные карманы насыпался по весу обычный песок. Получалось плоское подобие ранца, плотно прилегающего к спине. К нему же тесьмой крепился и карабин в вертикальном положении. Так он не мешал бегу и по спине не грохал. Что можно крепить карабин за спиной с помощью двух плечевых ремней в то время ещё не догадывались.

         Дистанция гонок была 30 километров, 15 до стрельбища и столько же назад. За секундами не гнались, -  редко разрыв между финиширующими был менее минуты. Да и за каждый промах в габарит мишени добавлялась команде минута штрафа. Как и сейчас в индивидуальной гонке биатлона.
         Оптические прицелы тогда не применялись, – стреляли из армейских карабинов старого образца, установив прицельную планку на 100 метров. Такова была дальность стрельбы. И перед глазами только прорезь планки и мушка

         Я уже не помню какое место мы тогда заняли, но гонка со стрельбой мне понравилась настолько, что и сейчас я остаюсь ярым поклонником этого спорта.
         Естественно, как болельщик, у телевизора. На лыжи не вставал уже лет пятнадцать, а оружия, даже охотничьего, не держал в руках лет тридцать.