Заметка о субъекте

Владимир Физик
Субъект и объект (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии. Субъект - это индивид, познающий сущий мир, который для него является объектом исследования.

Как известно, сущий мир состоит из отдельных объектов, которые, в пространственном отношении общефилософского смысла (физическое пространство, историческое пространство, математическое, социальное, экономическое и т.д.),  расположены в разных местах относительно друг друга. Это значит, что, если в любом пространстве сущего мира (физическое пространство, историческое пространство, математическое, социальное, экономическое и т.д.) выбрать точку отсчета и связать с этой точкой систему координат, то из этой точки отсчета к определенному объекту сущего мира  можно провести вектор, имеющий конкретную длину и конкретный угол наклона по отношению к осям координат. Поскольку субъект - это индивид, познающий сущий мир (обладает индивидуальностью), то, исходя из его индивидуальности, как дискретности, с субъектом можно связать точку отсчета для исследования  объектов сущего мира. В этом случае, к субъекту автоматически  прикрепляется и система координат, совмещенная с точкой отсчета, символизирующей расположение субъекта, и вектор, направленный от субъекта к объекту. Исходя из этого, субъекта можно определить, как обладателя вектора внимания.

Согласно математическому определению, вектор - это линия фиксированной длины и фиксированного направления, с началом, расположенным в какой-то определенной точке, и концом, упирающимся в объект исследования. Вектор внимания субъекта исходит от самого же субъекта, как единого целого. Но субъекта нельзя определить границами, поскольку он не обладает геометрической формой. Субъект так же не обладает внутренней структурой. Но, тем не менее, как было сказано выше, он является точкой отсчета координатной системы и обладателем вектора внимания, а у всякого вектора, в том числе и вектора внимания, должны быть начало и конец, должны быть "длина" и "направление". Это значит, что внутри геометрически бесформенного субъекта должна быть точка отсчета субъективной  координатной сетки с координатными осями. Точка начала субъективной координатной сетки, коей является эгоцентрическая точка "я", и точка начала вектора внимания субъекта должны совпадать. В этом случае вектор внимания субъекта, направленный во внутрь самого себя, является вырожденным (нулевой длины), что доказывает отсутствие внутренней структуры у субъекта. 

Пример вырожденного вектора внимания: "Я, город Москва, есть субъект Российской Федерации" ("я" есть "субъект").

Пример невырожденного вектора внимания: "Москва, как субъект Российской Федерации, продемонстрировала свое величие (субъект показал свое великое "я")".

Понять суть субъекта можно только на примере наступления состояния Эрайгниза, когда вектор внимания субъекта только-только формируется, причем в реальном времени "здесь и сейчас". В момент Эрайгниза чувствуешь себя одним целым и весь окружающий мир тоже одним целым. Ощущение данности  одного целого ("я") внутри данного другого целого ("мы") - это и есть Эрайгниз. Через миг Эрайгниз прекратится и вектор внимания обретет и направление, и длину, и угол наклона, но сам факт Эрайгниза, как ничто другое, доказывает данность субъективности, а также данность сущего мира.  Одним словом, Эрайгниз - это момент истины.

Подводя итог, можно заметить, что, в общем случае, субъект - это внимающее сознание.