Соседи

Валерьян Николаев
Осень выдалась сухая, тёплая. Уже середина октября. А лес, как примерил в начале сентября багряно-золотой наряд, так и форсит в нем по сей день.

Не спешит на юга и перелетная птица, особенно утка, отъедаясь на сжатых полях. Не зевали и озимые за нашей деревней, вымахали почти по колено.

Огород убран, погода отличная, я целыми днями брожу с ружьём и собаками по полям и перелескам. Не всегда, правда, возвращаюсь с добычей, но это меня не огорчает. Домой прихожу отдохнувшим и свежим, как будто окатился чистой родниковой водой после знойного сенокосного дня.

Иду дорогой меж озимых полей к перелеску. А там за перелеском сжатые ячменные поля, где кормится утка, да и гусей поднимать доводилось.

Собаки, впереди меня, бросились в озимь и рьяно начали что-то там искать. Я приготовился, жду подъёма дичи. Собаки рыщут, расширяя круги. В озими явно не птица.

Впереди меня на дорогу выскочил, начавший уже выцветать, матерый русак. Выскочил, поглядел в мою сторону, и поковылял потихоньку, от греха подальше, к перелеску. На безопасном расстоянии остановился, встал столбиком, посмотрел: где же собаки?

Собаки, распутав его петли, выскочили на дорогу и, увидев зайца, с визгом бросились к нему. Вот тут-то косой задал стрекача и увёл за собой собак. Битый час пришлось их отзывать. Лайки – не гончие, гонять зайца я им запрещаю. Вернулись усталые, высунув языки. Да и мне настроение испортили.

Так продолжалось несколько дней к ряду. Поджидал косой меня за деревней, что ли? Ушастый в наглую надо мной глумился и мне пришлось изменить маршрут для прогулок.

– Как только откроют сезон по зайцу, порешу соседушку, – дал себе зарок.

Сезон открыт. Два дня топтал сапоги, без собак правда, не хотелось провоцировать их на гоньбу зайца. Но сосед как сквозь землю провалился.

***

Рано наползают на деревню осенние сумерки. И вот как-то, в такие сумерки, остервенело залаяли собаки. Я вышел на крыльцо.

За деревней у леса кто-то тяжко простонал. Жутковато аж стало. И этот кто-то вдруг заохал и захохотал. Ну уж и наградил меня господь новым соседушкой. Филином.

Середина ноября. К вечеру с севера потянуло холодом, поползли низко хмурые облака и полетели пушистые белые мухи. К утру зима выбелила всю округу. Мой беспокойный сосед куда-то исчез. Зиму я прожил спокойно.

***

В конце марта пошёл в соседнее село, Куркино, да и припозднился. Возвращаюсь дорогой возле леса. Ярко светит луна, свежий воздух пахнет хвоей. Впереди ручей, через него перекинут мостик, а за мостиком через поле – моя деревня.

Вижу, как полем на меня несётся заяц, а за ним, едва не касаясь крыльями затвердевшего весеннего снега, выпустив когти, гонится большущая птица. Заяц подлетел к замерзшему ручью и как в воду канул.

Птица, сделав небольшой крут уселась на ближайшую ольху, крылья опустила, ждёт – готова продолжить погоню в любой миг.

– Ага! Косой под мостиком.

Подхожу к мостику. На ольхе сидит филин. Горят желтые фонари глаз, злобно щелкает клюв – еще бы, мешаю!

– А как ты мне своим хохотом не давал покою тёмными осенними вечерами? Вспомни-ка!

Беру ком снега и швыряю. Филин нехотя взлетает и медленно удаляется в лес.

Заглядываю под мостик. Мордочкой ко мне сидит, прижав уши, шмыгая носом и мелко дрожа, заяц-русак. На четвереньках лезу к нему в гости. Но этот сам не желает со мной знаться, убегает.

Ну и соседи!

Автор фото: Михаил Смирнов.

23.06.1993 г.