Погребенные эпохой

Елена Орлова 14
Дождь лил как из ведра, но к парому, отплывающему от пристани Новоселово, все прибывали и прибывали автобусы. По тропинке, ведущей из поселка вниз, к Енисею, шли старики, дети… В руках у каждого были цветы… Эти цветы будут возлагать прямо на водную гладь Енисея в память о тех, чьи могилы покоятся под толщей воды…
- Да неужели вот так взяли и затопили? Сто тридцать сел, погосты, храмы, лес, - спрашиваю я свою свекровь, старожилку и свидетеля того варварства…
- Да, вот именно взяли и затопили. Решение ХХ съезда партии. Строительство Красноярской ГЭС…  Только действовали совсем не по планам… Когда началось переселение, то и средств не хватало, и рабочей силы не хватало… У нас же все всегда делают в спешке… Какие строения не разобрали – просто сожгли. Каменные здания взрывали… Я-то могилу матери своей перевезла… А вот многие старики не смогли, не по силам им было… А о перевозе погостов в руководстве речи и не шло…
Меня заколотило какой-то гадкой мелкой дрожью. Я почему-то явственно представила и перевоз выкопанных гробов, и те гробы, которые еще долго плавали по Енисею (вымыло их водой при затоплении)…
Ушла под воду и трехсотлетняя история: первые русские поселения в Сибири, Караульный и Абаканский остроги.
- Первое время было очень больно, - продолжала свекровь, - будто у дерева корни оторвали… Да ведь в старом-то Новоселово лес был густой, тайга настоящая,  а сколько земляничных полян было…А рыбы! Сегодня то рыба вся зараженная. Мы в детстве в тайгу по ягоды ходили, вёдрами таскали… Всё под водой оказалось… А сейчас живем на ветродуе… Ни леса тебе, ни Енисея настоящего…Плохое место, неудачное, неурожайное…

Старожилы-новосёловцы, несмотря на советскую власть, были людьми верующими. Больно и жутко им было, когда уходили под воду церкви, построенные их предками. Даже сегодня, при сбросе воды, над поверхностью водохранилища выступает колокольня Покровского храма в поселке Кома.
110 лет простояла эта церковь. 11 тысяч рублей и тысячу пудов хлеба выделили жители 18 близлежащих деревень на прокорм плотников, каменщиков и прочих мастеровых, да на приобретение необходимой церковной утвари.
В 1937 году пытались по указанию центра разрушить Покровский храм. Но не позволили жители, вышли с топорами и литовками на защиту. Тогда советчики решили ночью снять колокола. Но семь колоколов ставились умельцами-мастерами, и демонтировать их было не так то просто. Когда на шум падающих колоколов рано утром устремились толпы народа, то поселок накрыл неописуемый ужас: кто-то плакал навзрыд, кто-то нёс проклятия антихристам, некоторые, вооружившись палками и камнями, стремились расправиться с безбожниками…И был там плач и скрежет зубов…
Затих мелодичный звон колоколов. А саму церковь закрыли на амбарный замок. Но в военные годы снял народ замок этот и снова начали в храме молитвы звучать…
А сегодня многострадальная Покровская церковь покоится под толщей воды...
                ****
- А руководство то районное деньгами переселенцам помогало? – интересуюсь я у свекрови.
- Давали компенсацию… 500 рублей… Но и эти деньги не всем давали. Помню, на конном дворе в небольшой избушке жила семья приезжих богомолов. Так вот им компенсация была не положена. Уезжать было не на что, а потому держались они за свой домик до последнего. Насильно их вывезли, избушку бульдозером сломали, а их в грузовик затолкали. Так они потом в землянке, выкопанной на берегу Енисея век свой доживали. Люди их жалели, кто одежде, кто хлебушка относил...
Глас вопиющего антихрист не услышит. Или не ведали, что творили?
                ****
Паром медленно совершал путешествие в прошлое. Потомки жителей затопленных сел сбрасывали цветы на воду… Лишившись однажды Родины своей, они ее не забыли.И стоит на берегу памятник затопленным сёлам, да чуть в сторонке-крест одинокий…