Узы детства

Андрей Климов
На протяжении жизни мы возлагаем на себя разного рода узы: любви, дружбы, привязанности, брака, долга... Узы могут быть прочными и не очень, добровольными или в некотором смысле вынужденными. Однако, не все узы возникают по нашему вкусу, желанию, по нашей воле; узами рода, племени, семьи, крови, расы нас связывает Господня воля, нам неведомая, неисповедимая. Узы детства тоже относятся к разряду тех, что связывают нас по воле свыше, ибо в детстве, как правило, мы лишены выбора пространственной, социальной или какой другой ориентации в жизни. В детстве мы вынуждены мириться с обстоятельствами, в которые нас ставит посторонняя воля, воля взрослых или, в конечном счёте, Господня воля. А потому узы детства сродни узам семьи и племени, если уж не крови. Впрочем, на уровне отдельно взятой семьи родственные связи её членов могут значительно варьировать по силе привязанности. Дети, скажем, не всегда отвечают взаимностью на любовь родителей. Братья и сёстры, бывает, отдаляются друг от друга как чужие люди. Но при этом все они не перестают оставаться членами одной семьи, и родственные связи никуда исчезнуть не могут, даже если внешне мы и пренебрегаем ими; ведь они заложены в нас по Божьей воле.

Узы детства, кстати, связывают нас не только с людьми, но и с определённым (историческим) временем и пространством, с мыслями, идеями, фантазиями, книгами, кинофильмами, переживаниями, впечатлениями, формируя и воспитывая индивидуальности и личности из детей и подростков.

Вступая во взрослую жизнь, сталкиваясь с самыми разными людьми и обстоятельствами, мы связываем себя новыми узами (уже по собственному выбору), и, казалось бы, узы детства больше не имеют над нами власти. Но это обманчивое впечатление. Никто не в состоянии по желанию выбрать себе новых родителей, семью, родину. Узы рода и племени – нерушимы. Точно также нерушимы и узы детства, которое мы тоже не выбираем по вкусу. Изменить своё детство, сделавшее нас теми, кто мы есть, никто не в силах. Наше детство, во всей его полноте и красочности, (что мы осознаем значительно позже, во взрослой жизни), навсегда останется с нами, его узы неистребимы, наверное, даже в царстве Аида.