Дядя, дай десять рублей

Виктор Андрусов
         «ДЯДЯ,   ДАЙ   ДЕСЯТЬ   РУБЛЕЙ», - с такой  странной просьбой обратился  ко  мне  мальчик  лет  десяти,  встретившийся   в  воскресный  день    на  многолюдной  улице   Ярославля.
         С первых минут я почувствовал  сострадание к нему,  худощавому и бледному,  и  уж было потянулся к своему кошельку, расстёгивая нагрудный карман,  однако меня что-то остановило…   Сомнение  вызвала  хитроватая  ухмылка на  лице подростка.
         - Зачем  тебе  деньги? –  спросил  я.
         - На  мороженое, -   ответил  парнишка,  улыбаясь  и  потирая  ладони.  Он постоянно  оглядывался по сторонам,  словно  ища  поддержку (хочу  заметить, находил  её, однако,  у  части  окружающих  людей).
          Постояв передо мной  ещё с минуту и видя, что с меня  денег не сорвать, мальчик  отдалился  метра  на три  и  продолжал  клянчить деньги у других встречных прохожих.  Представьте себе, какую немалую сумму соберёт этот попрошайка за целый день ?!   К  тому  же в  выходной,   когда  в  городе  многолюдно. И ведь найдутся сочувствующие,  сердобольные  мужчины  и  женщины,   которые  сунут  в  ладошку мальчишки  не то что десять,  а   значительно  больше  рублей. 
         Вскоре  мои сомнения и подозрения прояснились. Оказалось,  подросток «работал» на улице  не  сам  по  себе, а  под  наблюдением и  под надёжной, как говорится, «крышей»   покровителя.  Да,  да покровителя-благодетеля.
          Нарушив нормы приличия и ПДД,  вырулив с асфальтовой дороги на  тротуар, прямо передо мной остановился довольно  шикарный  автомобиль.  Из  окна  высунулся  водитель и, брызгая слюной, изрёк:   
         - Мужик,  тебе  что  жалко  дать   пацану   всего-то   десять рублей?!   
         - Нет, не жалко, -  ответил я, -  Но воспитывать  из  парнишки  попрошайку, как это делаете  вы,  не буду (не трудно было мне догадаться, с  каким типом веду сей  разговор).
          Уличное событие навело  меня на размышления. Вспомнились  неоднократные случаи из жизни, когда синюшные мужчины, от которых за километр  разило спиртным перегаром,  просили у  прохожих  деньги   «НА  СУП»,  -  таким  лукавым способом  изыскивая  средства  на  похмелку.  Признаться,  с  детьми-побирушками я столкнулся вот так  воочию  впервые. Очень досадно, что  им потворствуют взрослые  люди.  Одни из них, мошенники, - по злому умыслу, а другие,  казалось бы разумные и  порядочные (те, которые балуют детей), –  по доброте душевной.
         Странно, что сотрудники полиции не следят за порядком в городе и поведением граждан, как это пристально делали милиционеры в советское время. Не придают, видимо, особого внимания подобным, противозаконным  деяниям, в частности, фактам попрошайничества, и  власти города.