Операция Катапульта

Александр Таубин
Если человек вознесен на вершину власти, то ему часто приходится принимать очень трудные и неприятные решения. Подобное решение было принято  Уинстоном Черчиллем в 1940 году, и оно угнетало его на протяжении всей Второй мировой войны.  Возможно, это было самое трудное решение, которое премьер-министр принял за всю свою жизнь.
Oперация "Катапульта" – так называлось вынужденная операция, проведенная британским флотом. Ее целью была нейтрализация французского флота, флота вчерашнего союзника  Британии. Как же бывшие друзья по оружию докатились до жизни такой?
Всего за 6 недель лета 1940 года Франция проиграла войну и капитулировала перед германским Рейхом. Французы пошли на унизительные переговоры с победившим их Гитлером, хотя раньше клялись своим друзьям, англичанам, что на сепаратные соглашения не пойдут и будут воевать до конца.
Как же произошла эта военная катастрофа, здесь обсуждать не будем, это отдельная большая тема. Отметим, что по условиям соглашения маршала Пэтена с нацистами немецкий Рейх оккупирует обширную  северную часть Франции вместе с Парижем, а остальную Францию на юге, передает под управление сотруднящему  с Германией  правительству южной Франции со столицей в городе Виши. Договор предусматривал, что ни немцы, ни итальянцы не возьмут французские корабли, которые будут находиться во французских гаванях или во французских владениях. 
Узнав об этом соглашении, Черчилль был взбешен. Он опасался, что немцы возьмут французские корабли, которые тогда были одними из самых мощных в мире. Если немцы доберутся до этих кораблей, это будет означать катастрофу для Британии и неминуемое последующее  вторжение немцев на остров. После объединения немецкого и французского  флотов Англия лишалась своего единственного козыря: преимущества на море. Французы отдельно обещали Черчиллю, что, если немцы попытаются захватить флот, то они, французы сами потопят свои корабли. Но это были слова. Но Черчилль был не склонен доверять французским уверениям.
В алжирской гавани Мерс-Эль-Кебир французы пришвартовали четыре самых больших и мощных своих корабля,  линкоры  «Бретань», «Прованс», «Страсбург» и «Дюнкерк», а также некоторые свои эсминцы.
Уинстон Черчилль направил ультиматум французскому адмиралу и послал самые мощные корабли Королевского флота, чтобы доставить его французам. Британский флот состоял из большого количества эсминцев и нескольких линкоров, таких как «Вэлиант», Резолюшн», авианосца «Арк Роял» и самого мощного из королевских кораблей линкора «Худ».
Французскому командованию были предложены варианты:
(a) Присоединиться к британскому флоту для борьбы с нацистской Германией;
(b) Перевести корабли в любой британский порт, после чего команды будут репатриированы во Францию;
(c) Перевести корабли в нейтральный порт, где они будут интернированы до конца войны.
Ультиматум завершался словами:
    В случае вашего отказа принять эти справедливые предложения, я, с огромным сожалением, требую, чтобы вы затопили свои корабли в течение шести часов.
    Наконец, если вышеуказанное не будет выполнено, я имею приказ Правительства Его Величества на применение любой необходимой силы для того, чтобы предотвратить попадание ваших кораблей в руки немцев.
Английский  флот в течение нескольких часов занял позиции вокруг французских кораблей.
К сожалению, французский Адмирал Дарлан был не отличался глубоким умом. Он был раздражен тем, что британцы не поверили его обещанию, что если немцы попытаются захватить французские корабли, французы сами их затопят. Дарлан также был раздражен даже такой мелочью, что Черчилль послал к нему человека ниже его рангом. Любой бы на его месте понял, если прислали такой флот, то так просто не уйдут.
Так как французский адмирал проявлял упрямство, оба флота стояли какое-то время , наведя пушки друг на друга почти как в дурном вестерне. Несколько часов спустя французы вызвали себе с материка подкрепление, видимо решив сопротивляться. Но британцы поймали это сообщение и поняли, что ультиматум выполнен не будет. Командующий флотом послал запрос Черчиллю, что ему делать. Это был худший вариант  развития ситуации, но проблема  должна был быть решена, и Черчиль ответил командующему: "Решайте вопрос немедленно".
Британские корабли в последний раз дали сигнал французам сдать свои корабли через 30 минут,  иначе они откроют огонь. Время прошло, ответа от французов не последовало, зато французы сделали попытку выйти в открытое море.
В 17 часов 54 минут англичане открыли огонь по французским кораблям. Стрелял и «Худ», из своих громадных орудий калибром 381 мм. Его огромные пушки неумолимо повреждали и топили  один за другим корабли своего бывшего союзника. 1297 французов погибли от руки англичан, своих бывших друзей по оружию. На это трагическое решение существуют  разные мнения. И тогда и сейчас многие люди в Великобритании поддержали и поддерживают шаг Черчилля. Другое мнение у французов, которые считают поступок англичан  вероломным предательством.  Стало известно, что после этого решения Черчилль по-настоящему заболел и долго нервничал. Интересна реакция в мире. Она тоже была противоположной. В зависимости от того, в каком из лагерей, на которые разделился мир, находился человек. Президент США Рузвельт был удивлен и впечатлен таким смелым шагом. Публично он заявил следующее: «Я бы сделал то же самое  на месте Уинстона».
Примем во внимание, что вероломство Гитлера не знало границ. Если бы французский флот не был своевременно нейтрализован, он неизбежно попал бы в руки Гитлера. Спасти ситуацию и моряков мог адмирал Дарлан, но ему тогда не хватило ума. Это был не де Голль. Звезда де Голля взойдет позднее. При написании данного очерка использовались материалы сайта «Quora Dygest» и, в частности, военного историка Reza Fantana, а также другие источники.