Раствориться в Рунеже...

Тамара Гусарова-Матвеева
               (Случай, воспоминания.)   

                Часть 1

    Кто и в какое время пришел в литературное объединение "Рунеж" за десять лет его существования,- вспомнить не просто. Лишь о себе знаю точно: явилась в числе первых, весной 2001 года.
    Изначально дилетанту посещать несколько объединений - в порядке вещей. В конце девяностых занималась во Дворце культуры моряков, (клуб "Маяк") - у Норы Яворской - известной поэтессы Петербурга. И вот Диана Радес  организовала"Рунеж" рядом с домом,- куда хлынула, живущая рядом пишущая братия. За полгода в коллективе насчитывалось около двадцати пяти участников. Нас обрадовала своим приходом композитор Ирина Морозова-Оренбургская, и с энергией любви к нашим стихам писала музыку. Нам несказанно повезло: встретить такую талантливую женщину.
     Для кого как - не знаю, а вот для меня чтения стихов по кругу - сущие мучения: лишний раз обращать на себя внимание...По традиции в субботние дни устраивались творческие вечера - отчет о проделанной работе. Более пяти лет , оставаясь в тени, я довольствовалась выступлениями коллег, радуясь тому, как они мастерски читали свои стихи. А однажды, рассекретив мое желание в очередной раз "отсидеться" в углу, - Лидия С. резко остановила мои причитания:
     - А лет-то тебе сколько?
     - Пятьдесят пять...
     Хотя молчание с обеих сторон несколько затянулось, однако, заметно
прояснило ситуацию... Я премного благодарна Лидии, что она не оставила меня в покое... Так я решилась выступить со своими стихами, и вот - мой первый  выход. В выставочном зале библиотеки на Ленинском проспекте акустика великолепная, среди зеркал и картин, мы с Надеждой выступили замечательно, слаженно. Больше того, мне удалось рассмешить присутствующих, а кое-кто успел заметить вспышку таланта, который, так и рвался наружу.
     Всего-то - двадцатиминутное дрожание рук и ног, а привели некоторых в восторг. Майя Петровна Лейвикова (Суворова), даже предложила отрывок из книжечки "Психология женщины", - с эпизодом про пекарню, напечатать в своем журнале. Для начала - вовсе неплохо, это ли - не маленький успех?
      Тебя все поздравляют, обнимают, желают творческих успехов, и в какой-то момент их лица становятся милыми и родными - словно "Рунеж" растворился в тебе, а ты - в "Рунеже".
      - Литературное объединение "Рунеж" означает: русская нежность, - пояснила автор заголовка - Надежда Ораевская.
        Получается: "Рунеж" словно растворился в тебе, а ты растворился в "Рунеже", растворился в нежности! 

                Часть 2

     Надежда появилась в Лито значительно позднее, она махом закончила двухгодичные курсы литераторов, на коммерческой основе,- поэтому по качеству и численности стихов превзошла многих. Она существовала где-то, а близко в творчестве мы еще не соприкасались. Однако, моя милая проза воодушевила ее и вот - наше первое совместное выступление.
     Зал, где планировался вечер, после пожара восстановлен полностью, правда по-прежнему в нем нет ни одного окошка... Зато есть сцена и чтобы взобраться на ее подмостки, - надобно иметь определенную смелость!
     К концерту мы готовились основательно: из-за дефицита времени, не имея возможности встретиться, - репетиции проводились по телефону. Идея Валентины такова: читая стихи поочередно- переплести нашу любовную лирику воедино.
     На одном из заседаний клуба, Диана Петровна передала мне программу  нашего вечера, с целю ознакомления. Дома, перечитав ее, я вдруг прозрела и задалась вопросом: что делаю я на вечере у Нади? - Вклиниться в ее выступление,- значит нарушить размеры ритма и ритмики ее стихов, - энергетику,- наконец!
     Для кратковременных выходов с чтениями стихов - своего рода вкраплениями или вспышками восторгов очарованной души, чтобы та раскрылась и вызвала резонанс в сердцах зрителей, - мне явно не доставало времени...
     Созерцая программу выступлений, становилось понятным, что вечер перегружен поэзией и продлится он около трёх часов. 
     Надежда поинтересовалась:
     - Сколько времени займет мое выступление?
     - Двадцать минут.
     - Как хорошо! - торжествовала она.
     Руководитель не заметила того, что на вечере мне "слова не дадут вставить", однако договариваемся между собой мы всегда сами.
     Активной, с хорошей дикцией и актерскими данными, Валентине к тому же удалось собрать большую аудиторию своих поклонников. В этом она преуспела. Ее знакомые привели детей, внуков, пожилых родителей. В зале около пятнадцати рядов, в каждом из них - семнадцать мест, зал занят полностью.

                Часть 3

     Начался поэтический вечер. На сцену, куда часто приходит и где очень любит выступать, поднялась Надежда. Окинув публику хозяйским взглядом, она прикинула: сможет ли навязать слушателям скорбную весть? Решила для себя, что сможет, и неожиданно для всех открыла вечер стихов некрологом по случаю смерти любимой тети из Калининграда... Ночь не спала - сочиняла в стихах, и пришедшей аудитории ничего не оставалось, как выслушать его...выслушать его...
     Вполне возможно, что стихи мастерски написаны, а как же тогда быть мне?  Достаточно ли окажется времени на мое выступление? Такая возможность предоставляется авторам раз в году!
     Вот если бы у Надежды не умерла тетя - все бы шло как надо, как на репетициях, - без проблем! Но, поскольку, тетя все же умерла ни раньше-ни позже, а в аккурат перед моим выступлением,(согласитесь, что для крайне редкого выхода на сцену мне все же понадобилась определенная доля смелости), поэтому неожиданность вывела меня из равновесия.
     Из присутствующих в зале навряд ли кто-то знал или видел когда-нибудь в глаза ее тетю: все-таки другой город... Получается так: и знать - не знали, и видеть - не видели, а теперь - и точно не увидят...
     Охотно верю, что замечательная женщина, вечная ей память.
    - Может, - не надо?! - кто-то из мужчин в зале резко обозначил свой протест.
     Я убеждена: голос крикуна в большом зале - далеко не единичный. Добрых три четверти присутствующих явно не нуждались в семейных проблемах автора. Траур - не у них, и вообще в свой выходной они явились на зрелище, на праздник! Мне также, как им, не хотелось слушать о смерти - для этого существуют дни поминовения: кремация, девять и сорок дней - там и можно прочитать  некролог - все родные будут только рады.
     Итак, и к тому программа насыщена до предела, а тут еще добавилось трагическое вступление... Начинать "за упокой"? - Да - мы так не договаривались! Поэтому, я тоже против. Протестует и все мое нутро. А снаружи - показывать недовольство - без толку, поэтому поплыла по течению...
     Краска вмиг прилила к лицу Валентины, ей стало не по себе: и мгновенно  чувство уязвленной гордости взяло верх. Минута молчания в честь усопшей, - и  за это время она справилась с ситуацией: краснота с лица постепенно стала уходить...
     Можно сказать, хозяйка вечера и по собственной инициативе и усмотрению, ход действий повернула в свое русло. Несмотря на негласное немое нежелание многих присутствующих и единичный протест - выкрикнувшего смельчака, Надя утвердительно заявила:
     - Нет! Я всё же прочту.
      Так помимо нашей воли она решила всех окунуть в свой семейный траур...

                Часть 4

      Суббота. Люди пришли на праздничный концерт, а попали - на незапланированное поминовение, покинувшей этот мир, родственницы - трагическое вступление... И Надя прискорбным голосом начала чтение... По объему текст оказался продолжительным. Прошло не более десяти напряженных минут и что-то несусветное стало твориться с любителями поэзии.
      Женщина в третьем ряду долго обмахивалась газетой, поставляя поток воздуха к лицу, чтобы не заплакать. Мужчина в центре зала, наверняка почувствовал, что не хочет этого слышать.
     - Пожалуй, с меня - довольно! - выкрикнул он, вскочил с места и стремительно побежал в сторону выхода. За ним стали подтягиваться другие...Утомленные мрачным произведением люди, спеша выбраться на улицу, с радостью покидали концертный зал...

                Часть 5

     В расстройстве от того, что зрители не успеют прослушать мой философский рассказ "Когда вы становитесь львом",- паника передалась и мне. Завидев раскрасневшиеся лица, намеренно ускоряя процесс чтения, мне вдруг в голову пришло: на ходу выбрасывать малозначащие (как мне тогда казалось) эпизоды...
     Выбрала три странички, а почему-то им не было ни конца, ни края.... Не понимая, что делать: либо - продолжать читать, либо - мысленно удерживать убегающих за пиджаки, шарфики и сумки...мой взор беспомощно и с мольбой метался от убегающей прочь публики к рассказу, где суетно выбрасывая из текста предложения, я стремилась к скорейшему его прочтению!..
     Голосок и так-то не сильно громкий, а теперь и вовсе почти осип...
Дала маху, вот - оказия! Нет, чтобы прочитать прозу вначале выступления, когда у народа,не обремененного поэзией, головы ещё свежие...
     А ведь так хотелось сделать концовку сильной! - Вот и сделала, можно теперь себя поздравить... Это не третий ли мой выход на сцену? Понятное дело: не всегда всё идет гладко, могут приключиться всякие казусы... И даже если провалиться, - то не на двадцати же минутном выступлении?!!

                *   *   *         
 
     Закончен обзор субботнего праздника, и до, и после него удачи, чередовались с поражениями, за восторгом, обычно следовало разочарование. И поражения нам необходимы лишь для того, чтобы потом желать забраться выше!
    И всегда на праздниках и встречах неизменно присутствовали: аплодисменты, цветы, фуршеты, дружеские пожелания, благожелательность, обмен творчеством - растворение в "Рунеже", растворение в нежности!


                Санкт-Петербург