Национализм или любовь к человечеству?

Леонид Шиндер
Опять скандал и брожение умов в нашем отечестве. Большинством голосов высший законодательный орган принял закон о национальном характере Государства Израиль. По инициативе самого премьер-министра.

Де-факто, нового в этом законе ничего нет, в своей основе он повторяет основные положения о национальном характере еврейского государства, утвержденные в «Декларации о независимости» 1948 года. Но отрицательный резонанс , вызванный  решением кнессета, достоин того, чтобы на эту тему поговорить подробно.

Закон уже родился, и то, что сейчас происходит в нашем обществе в свете принятия закона – это только споры о том, законнорожденный это ребенок или нет. Об этом действительно можно поговорить, но то, что свершилось, уже не повернешь вспять. Но будет нелишне выяснить, кто они, настоящие родители этого детища, и с какой миссией он появился на свет. Возможно, это знание перенаправит энергию противников закона в созидательное русло.

Понятие «Еврейский характер» не является изобретением членов Кнессета и правительства, оно сформировалось задолго до образования государства Израиль, когда история нашего народа только начиналась. Из истории еврейского народа известно, что его корни проросли в Египетском плену. Моше (Моисей) – это та личность, которая сумела сплотить несколько тысяч изгнанников, оставивших когда-то древний Вавилон, и создать из них Народ Израиля.

Но сами условия для создания этого народа появились в Вавилоне, когда тот уже стоял на грани своего самоуничтожения, полного распада. В то время, практически все царство уже было поражено вирусом себялюбия, вознесения собственных интересов выше интересов всего общества.

Гибель Вавилона была неизбежной, а все попытки остановить распад общества были безуспешны. Тогда-то сын главного жреца Тераха Авраам высказал идею,  что спасти Вавилон от разрушения можно только через единство народа. Но поняли и приняли эту идею только несколько тысяч человек, которые ушли вместе с Авраамом из гибнущего царства, чтобы стать в будущем «Священнослужителями, святым народом».

Почему так сложно было принять идею единства Авраама? Ведь единство, объединение, сплоченность были востребованы во все времена в любой сфере деятельности людей, объединенных в общество. Без использования силы единства разве можно было строить города, выигрывать войны.

Единство народа, о котором говорил Авраам, подразумевало не просто объединение ради выполнения какой-то задачи, миссии или единство во имя спасения. Речь шла о полном отказе каждого от использования людей и общества ради личной выгоды. И наоборот, полному посвящению себя без остатка служению народу. Назвал он такое отношение между людьми «любовь к ближнему».

Понятно, что ни один здравомыслящий человек не станет тратить свою жизнь на то, чтобы работать на благо чужого человека без соответствующего вознаграждения. И если кто-то заявит, что готов на это, то либо этот человек неисправимый лжец, либо немного не в себе.

И не надо думать, что та группа людей, которая согласилась с идеей Авраама, и вышла из Вавилона тут же превратилась в альтруистов, готовых к бескорыстному служению один ради другого. Понадобилось еще полторы тысячи лет, чтобы их потомки реализовали то, что задумал Авраам. Ведь речь идет об исправлении природы человека. И это было бы невозможно, если бы этот процесс не был изначально предусмотрен эволюцией.

Откуда это все было известно Аврааму? Его особая связь с Творцом – властелином  природы, описанная в Торе (Библии), дала ему возможность постичь методику перехода от эгоистических к альтруистическим отношениям между людьми и передать ее последующим поколениям. Так появился, в конечном итоге, особый народ, живущий по законам любви к ближнему.

И Народ Израиля был верен этому принципу взаимоотношений друг с другом вплоть до разрушения Второго Храма и последующего за этим последнего изгнания. И этот закон любви к ближнему, который исполнялся ими неукоснительно и был его особым, еврейским характером, которым этот народ и отличался от остальных народов мира.

А сейчас, судя по тому, что происходит в мире, Народу Израиля пришла пора возвращаться к своим корням, еврейским законам взаимоотношения в обществе. Как и в те далекие времена Вавилонского царства, весь наш мир сегодня переживает процесс разрушения всей цивилизации. Постоянно нарастающие военные конфликты, экологические катастрофы, разрушение устоев общества. И как тогда, нет путей и возможности остановить это, но некуда теперь бежать из нового Вавилона.

И то, что сейчас родился на свет закон о еврейском характере государства Израиль, это хороший знак того, что появилась возможность все изменить к лучшему. Ведь речь идет вовсе не о попытке создания господствующей нации, давлеющей над остальными группами, населяющими эту землю.

Этот закон является признаком скорого возвращения еврейского народа  к исполнению закона любви к ближнему. А затем они должны будут выполнить свою основную обязанность – распространить этот закон на все человечество.

Кто это сделает? Те потомки Авраама и Моше, в которых уже пробуждается желание вернуться из изгнания к братской любви.