Выпрямление имен. Книга 4. Глава 18

Александр Чакиров
  Третья версия
         
Средне-азиатские (монгольские) корни


Эта версия построена на проникновении монгольских отрядов через Кавказ в Крым.  Одним из побывавших там был Чакир-оглан. В Средней Азии был Чакире-оглан (значит сын Чакире), "который долгое время проводил жизнь в орде Тимура, а после смерти его величества некоторое время находился при Худайдаде, сыне Хусейна. Он стал устраивать большие смуты и в последний раз бросился в Хорезм. После убиения Джелаль-ад-дин-султана ему в голову запало стремление и жажда узбекского улуса... Султан-Мухаммед, брат Джелаль-ад-дина, став самостоятельным, выступил против него и в первой же стычке обратил его со всеми его последователями и окружающими в пух и прах. Чакире-оглан потерпел поражение, остался бедствовать без дома и крова".

Нашлись подробности. В трудах казаха Сабитова Жаксылыка идет речь о некто Чекре-Хане (Чакире-оглане). Автор утверждает, что  Чекре был назначен ханом с помощью Едиге и был изгнан Мухаммедом, который предположительно являлся сыном Токтамыша.  Сам Чекре после поражения скитался и, скорее всего, был убит или умер сам. Хан Едиге на его место назначил Дервиш-хана, двоюродного племянника Чекре, чья дочь еще во времена пребывания Чекре и его родственников (куда входил и Дервиш) у Тимуридов, вышла замуж за Улугбека. По одной версии, Чекре пробрался в город Каффу (Феодосию), населенный христианами. Этот факт меня особо заинтересовал и я продолжил поиск.
Согласно запискам очевидца событий Иоганна Шильтбергера, в том же 1405 году Чокре находится при внуке скончавшегося Тамерлана, правителе Багдада Абу-Бекре. Принцу поступило предложение от темника Едигея «возвратиться на родину для занятия там престола». Вместе с 600 всадниками Чокре перебрался через Астару, Грузию, Лахиджан, Ширван, Шабран, Дербент, Джулат и прибыл к Беклярбеку, на стороне которого принял участие в походе в «страну Сибирь».

Существует версия происхождения фамилии Чакир от слова Шехир, что означает  - город. Чакировы - значит городские. По этому поводу есть такие рассуждения: Крымско-татарское население увеличивалось и за счет христиан, которые приняли ислам. Быть христианами в ту пору было невыгодно, так как они подвергались рекрутским наборам и платили гораздо большие налоги. Ассимилированные завоевателями полуострова народы существенно влияли на внешний облик крымских татар, который со временем перестал быть единообразным. Сами крымские татары выделяли в своем народе, исходя из типа лица и диалекта, три группы: ялы-бой, орта-йолакъ и ногайцы.
К ялы-бой относятся местные жители, проживающие в прибрежной зоне; занятие морской торговлей сблизило их с южными народами — турками, итальянцами, греками, арабами, что наложило отпечаток на внешний вид: смуглые лица, черные глаза и волосы.

В средней полосе Крыма — Бахчисарае, Симферополе, Белогорске (Карасубазаре), Старом Крыму — проживали орта-йолакъ, среди которых нередки встречались жители с европейским типом лица: светлыми волосами и голубыми глазами. Здесь наверняка прослеживаются славянские и, возможно, половецкие корни. Их диалект явился основой крымскотатарского литературного языка, а некоторые представители этого региона горделиво называли себя "городскими татарами".
Ногайцы, или степные татары, сохранили монгольский тип лица, ведь они, будучи многие столетия кочевниками-скотоводами, жили обособленно, сохраняя чистоту азиатской расы. Даже ислам они приняли намного позже своих оседлых сородичей.
В записках сибирского ученого Г.Н. Потанина говорится: «Для надзора за урянхайцами приставлен китайский чиновник, живущий в урочище Цахиуртай (по-киргизски Чакуртай), известный у урянхайцев  под названием цохур-нойон».
Тюркский чукур имеет значение "впадина", "яма", "ров", что соответствует географическим реалиям. 

Однако, не исключается:  чукур, чокур, чакир, чакыр, чагыр, чакар. Топонимы с основой чукур имеются в разных частях Крыма:
Чокурча – селение в Белогорском районе, было переименовано в Нейзац, теперь Красногорское.
 Последним пленником острова Родос стал последний крымский хан Шагин Гирей.  После его смещения османский султан пообещал оставить за ним его родовые владения, но вместо обещанного имения в Адрианополе уже в пути хану было прислано новое распоряжение султана Абдулл-Хамида I направляться а прибрежный город Гелиболу, а оттуда на золотые пески Родоса, что означало ссылку.
Рассчитывая бежать с Родоса Шагин затеял заговор, который поддержали его сторонники, однако выполнить задуманное не удалось. Он бежал из крепости во французское консульство, но турецкие солдаты, окружив здание, вынудили Шагина возвратиться в крепость, где вскоре им удалось осуществить коварный план султана.

Последний крымский хан был тайно удушен. Судно с Чакир-дагъ, которое должно было спасти Шагин Гирея, пришло слишком поздно…
По свидетельству историков, последний пленник Родоса был похоронен в крепости, недалеко от турецких казарм и сегодня от места его погребения уже ничего не осталось.  Что такое Чакир-дагь, мне установить не удалось.