Секрет великого рассказчика

Петр Евсегнеев
"В нашем городе суд оправдал гражданина М-швили, которого попытались обвинить в изнасиловании мальчика, но самого факта не было, хотя замысел был..." (Из газет времен Вшиванадзе и Рэльцина).
 ЭТОТ РАССКАЗ ПОСВЯЩАЕТСЯ ШУРИКУ ГОГЕБАШВИЛИ,
ИНЖЕНЕРУ-ЭЛЕКТРОНИКУ, ВЕЛИКОМУ РАССКАЗЧИКУ
И АВТОРУ ПЕСЕН, В ТОМ ЧИСЛЕ - "ГИМН ПИВУ".

*** Небольшой приморский городок. Зал суда набит битком. На сцене за столом, покрытым красным сукном, сидят судьи и уважаемые люди города. На стене висит огромный портрет Сталина в маршальской форме - он символизирует заботу, честность и справедливость. В обоих углах зала стоят слегка покрытые пылью красные знамена.
 Слушается дело о попытке изнасилования тринадцатилетнего мальчика.
 Подозреваемый или обвиняемый сидит в первом ряду в зале.
В зале - исключительно мужчины. Даже секретарь суда.

Судьи - три человека - солидные серьезные люди в черных мантиях с огромными позолочеными цепями на шее изнемогают от жары. Седьмой час тянется рассмотрение дела. Все устали! Но никто не расходится - всем интересно, чем же закончится дело. Пострадавший мальчик в этот город к бабушке в гости приехал из-за границы, скажем так - из еще более жаркой и южной страны, куда при Мишке Меченом целыми толпами устремились даже салоеды, то есть хохлы или украинцы.
Наконец слово предоставляется обвиняемому. Он встал и вежливо раскланялся.
- Уважаемые! - Начал свою речь обвиняемый. - Уважаемые судьи! (Поклон в сторону суда). Уважаемая публика! (Поклон в сторону зала). Я приехал в ваш замечательный приморский город из горного края. Из одного небольшого, но замечательного и всем известного города, который дал миру самого великого и могучего человека, который спас мир от верной гибели, спас народы европы от порабощения и тем самым прославил наш город и нашу маленькую, но гордую республику на века! (Жест рукой в сторону портрета - все встают, долгие продолжительные аплодисменты). Его имя войдет в историю страны, потому что пока жив хоть один советский человек, он с трепетом и вдохновением, со слезами радости на глазах будет произносить имя этого великого человека, сына простой грузинки и знаменитого русского генерала! (Зал встает, снова продолжительные горячие аплодисменты)...

Судья открыто, не отворачиваясь, вытирает набежавшие слезы, а затем с уважением смотрит на портрет. Все стоящие рядом с ним делают то же самое. А обвиняемый продолжает свою речь, сделав небольшой перерыв, пока все молча и с уважением смотрят на портрет своего знаменитого земляка и вождя советского народа.
- Я приехал в ваш маленький, уютный городок! Прелестный городок, как сказал другой наш великий поэт и человек, - обвиняемый жестом Ленина на броневике показал в сторону великого русского поэта, - чтобы отдохнуть, отвлечься, а заодно познакомиться с бытом и жизнью вашего города. К стыду своему (он как бы смахнул слезу рукавом), представьте себе, я прожил полжизни и нигде не был! Сначала учеба в институте, потом стажировка как молодого специалиста, потом работа инженером, потом главным инженером (все сидящие на сцене понимающе переглянулись), и вот наконец я получил возможность проехать по родной республике - жена старая и не требует ежедневного присмотра и обслуживания (сдержанный смех в зале), дети взрослые (понимающие кивки головой). Я прошел по улице вашего города - и скажу прямо - я был очарован! Красотой улицы! Умный человек занимается здесь благоустройством! (в зале встал начальник службы благоустройства, скромно улыбнулся и три раза всем поклонился), потому что он продумал все до мелочей. Я шел и сравнивал. Конечно, в моем родном городе улицы тоже красивые, но такой заботы о людях, такой продуманности, я еще нигде не видел. Даже в Берлине (саркастический смех в зале). Там все мертво и мрачно, казенно, я бы сказал. А у вас все дышит радостью жизни, восторгом любви! (продолжительные аплодисменты - встал глава города и трижды всем поклонился).

Все присутствующие с замиранием сердца, забыв об усталости и жаре, слушали свежего человека, открытого честного человека со стороны.
- И здания у вас прекрасные - они не похожи одно на другое, как в других городах! Они просто радуют душу! Неравнодушный человек строил их! (в зале встал главный строитель и всем поклонился под гром аплодисментов).

- Ближе к делу! - Явно не к месту крикнул прокурор. На него все недовольно зашикали, и он сделал огромные глаза и недоуменно посмотрел вокруг.
- Ближе к Телу, как говорит господин прокурор (смех в зале, прокурор слегка покраснел). - Обвиняемый пригладил волосы, втянул живот и продолжил. - Я мог бы много хорошего рассказать о вашем прекрасном городе, но раз господин прокурор против, то я перехожу к сути. Я шел по морскому берегу. Темное, неспокойное море, оно, как мне кажется, недовольно соседством с одной большой, но неумной, я бы даже сказал, неправильной страной (крики в зале - "правильно! долой турцию!"). И с ним вполне солидарен! Ведь мы могли жить с прекрасной страной Грецией, родиной великой цивилизации, нашим маяком в суровой и темной дороге бурной истории. Или хотя бы со страной Испанией, куда наши великие предки много лет назад плавали за золотым руном, прекрасными невестами (дикий восторг в зале) и некоторыми другими обьектами и субьектами, которых в те древние времена у нас остро не хватало.

Он передохнул - ему тут же налили и подали стакан воды.
- И вот я иду по песку, смотрю на мрачное море, и вдруг, - тут обвиняемый надолго замолчал, давая возможность суду и публике заценить значимость момента, - вижу на фоне грозного моря и грязного песка чудесный попка. Такой, как например, хлеб у бабушки в деревне! Господин судья, я вижу по вашим глазам, что вы в деревне выросли. И вы кушали в детстве теплый, ароматный, мягкий, с незабываемым и непередаваемым вкусом хлеб! (судья судорожно глотнул, закрыл глаза и опустил голову - бриллиантовые слезы осторожно капали прямо на кумач).
Прокурор встал и крикнул:
- Я протестую...
Шум в зале, крики возмущения, топот ногами.

- Господин прокурор, - обвиняемый повернулся к прокурору, - а ведь вы тоже в детстве любили горячий, только что из печи хлеб! Вы отхватывали кусок от каравая, за что получали от матери подзатыльники (сдержанный смех в зале и виноватый голос прокурора: И ЭТО БЫЛО, И НЕ РАЗ, НО ОТКУДА ОН ЭТО ЗНАЕТ?!), но все равно она так и не смогла вас отучить от дурной привычки. А вы с оторванным куском хлеба, как с самой дорогой вещью, бежали к бабушке, и она давала вам душистый мед в сотах, и вы макали горячий хлеб в мед и наслаждались непередаваемым вкусом! Я вижу по вашим честным глазам, что это самое радостное событие в вашей жизни! (прокурор в ответ лишь тяжко вздохнул и покорно кивнул головой).

- Я протестую...
Адвокат встал и приготовился сказать речь.
НО обвиняемый перебил его:
- И кто, позвольте, спросить, сейчас протестует? А не вы ли, господин адвокат, воровали груши и персики у соседей, хотя у вас есть свой сад?!
- Не персики, а абрикосы. Но я не понимаю, какое это отношение имеет в к делу?
- Человек, тем более облеченный властью, должен быть кристалльно честным. Во всем и всегда. А если грехи были - в детстве или в молодости, то он должен принародно покаяться. Наш народ поймет и простит!
- Но мне не в чем каяться! - Возопил адвокат.
- А кто воровал абрикосы в саду у соседей?
- Так то давно было...
- Ну да, в те далекие времена, когда наш уважаемый адвокат был маленьким мальчиком и взял кусок хлеба и полез на полку за кувшином со сметаной, но не удержал его и разбил. А прибежавшей на шум бабушке сказал, что это КОТ РАЗБИЛ, а чтоб она поверила, он еще и намазал коту морду сметаной!
Пристыженный адвокат, весь красный, сел и больше не вставал.

- Мне справедливость дороже всего на свете! - Сказал подсудимый. - Но мы отвлеклись. Нас просто увели в сторону.
- Надо у адвоката диплом проверить! - Крикнул кто-то из зала.
- Дипломы сейчас есть у всех! - Сказал судья. - у некоторых имеется по три штуки, хотя они не знают даже сколько статей в уголовном кодексе...

- И вот берем этот кусочек родного хлеба и макаем его в мед или сметану! - Подсудимый закатывает глаза. - Неимоверное блаженство!
Первым не выдерживает прокурор, обращаясь к потерпевшему мальчику:
- Мальчик, беги, беги отсюда и поскорее - не доводи нас до греха!
- Мальчик, беги! Беги скорее отсюда!
А судья громовым голосом кричит:
- Заседание суда обьявляю закрытым, а всех уважаемых людей попрошу в автобусы, сейчас мы едем к моей бабушке в деревню! И бывшего подсудимого, как оправданного, потому что преступления не было, хоть и был замысел, тоже с собой берем! Пусть он  сам потом всей стране расскажет какой у нас чудесный хлеб и мед! Пусть великий рассказчик прославит наш город!