Ушёл и не вернулся вновь

Владимир Врубель
Восемь лет для корабля – это ещё молодость. Столько лет было транспорту «Циклоп» водоизмещением 19 670 тонн, входившему в состав вспомогательных судов Атлантического флота США. Командовал кораблём капитан-лейтенант Джордж Уорли. Экипаж насчитывал 236 офицеров и матросов.

16 февраля «Циклоп» вышел из Рио-де-Жанейро, направляясь в Балтимор, штат Мэриленд,  с грузом марганцевой руды. Предполагался только один заход в Сальвадор, куда транспорт прибыл 20 февраля.

22 февраля 1918 года транспорт покинул Сальвадор. С тех пор о нём ничего не известно. 1 июня 1918 года помощник военно-морского министра Франклин Делано Рузвельт официально объявил, что транспорт «Циклоп» затонул, а весь экипаж и находившиеся на транспорте пассажиры погибли.

После войны американцы  изучили документы, касавшиеся деятельности немецких подводных лодок, но в документах не обнаружили даже упоминания о транспорте.
Опрошенные командиры подводных лодок так же заявили, что транспорт они не атаковывали и никаких сведений о нём у них нет.

 Специальная комиссия ВМФ США рассмотрела несколько вариантов причин потери транспорта, но ни один из них нельзя было подтвердить.

Сразу оживились любители фантастических версий, в частности «специалисты» по Бермудскому треугольнику. Не дремала и военно-морская контрразведка. Контрразведчики установили, что командир «Циклопа» родился в Германии в 1862 году. Его звали Йохан Фредерик Вихман.

В США  Вихман приехал в 1878 году. В 1898 году он изменил свою фамилию на Уорли. Вихман-Уорли был довольно любопытной личностью: сначала содержал во времена сухого закона салон, потом плавал, командовал небольшими судами, когда началась война, его из резерва ВМФ призвали на службу.

По отзывам тех, кто с ним служил, своими ухватками он напоминал капитана Блая, на корабле которого, «Баунти», вспыхнул мятеж. Попросту говоря, имел сволочной характер, придирался к каждой мелочи и жестоко наказывал людей несоразмерно совершённой ими провинности.
 
Контрразведчики выяснили, что круг знакомых и друзей Уорли состоял из немцев или американцев немецкого происхождения. На транспорте, когда он отправился в своё последнее роковое плавание, среди нескольких пассажиров был Альфред Луи Моро Готшалк, генеральный консул США в Рио-де-Жанейро, известный своими прогерманскими симпатиями.

Кроме того, командир транспорта в день отправления из Рио-де-Жанейро нанял ещё 73 человека, с какой целью, кем они были на самом деле, непонятно. Возможно, что все они были членами немецкой колонии в Бразилии. Всего на борту «Циклопа» в плавании находилось 306 человек.

Военно-морская контрразведка США подозревала, что Уорли передал немцам транспорт с его ценным грузом. Но это подозрение не было подтверждено документально.

Интересно, что ещё два транспорта такой же постройки, «Протей» и «Нереус», пропали без вести в Северной Атлантике уже во время второй мировой войны. Они перевозили металлическую руду, как и «Циклоп» во время его последнего рейса.

Если оставить в стороне Бермудский треугольник, инфразвуковые страсти и зелёных человечков с другой планеты, а так же шпионский заговор,  то наиболее реальной причиной гибели этих судов представляется конструктивный недостаток корпуса, когда тяжелогружёный корабль переламывался при сильном волнении и мгновенно тонул, у людей не оставалось  времени для спасения.

Такую мысль высказал американский контр-адмирал Джордж ван Дейрс. По его мнению, во время сильного шторма, в который попал «Циклоп», расстояние между волнами было большим, поэтому транспорт мог оказаться носом на одной волне, а кормой – на другой. Середина ничем не поддерживалась, и транспорт, корпус которого в средней части был ослаблен, переломился пополам.
 
В газете «St. Petersburg Times» от  14 февраля 1929 года приводится ещё одно реальное предположение, что транспорт был перегружен, ватерлиния была выше марки Плимсолла, поэтому во время шторма он мог пойти на дно.

Но всё это догадки. Никто никогда не узнает судьбы 306 человек и корабля, на котором они находились.

Примечание: Самюэль Плимсолл (1824-1898) был членом британского парламента. Обеспокоенный потерей кораблей и экипажей из-за перегрузки судна,  он в 1876 году убедил парламент принять законопроект, который предусматривал маркировку бортов корабля линией, которая исчезла бы ниже ватерлинии, в случае перегрузки судна.