Яблоко от яблони...

Алевтина Крепинская
Это реальная история.
Ещё об этой женщине можно
прочитать здесь: http://www.proza.ru/2010/02/03/1173

   

Вот интересно, откуда берутся негативные черты у человека?  Что влияет на его поведение? Откуда берутся эгоисты, лодыри, люди, которые доставляют боль и страдание другим,  в том числе и своим родным? 

Это продукт плохого воспитания или, всё же, поведение человека заложено уже при его рождении? И воспитанием можно лишь немного подправить негативное в человеке, но не исправить его совсем?

Думаю, что наследственность играет не последнюю роль.

Недавно встретила свою бывшую сотрудницу Юлю. Юля значительно моложе меня, в то время, когда я уже ожидала появление своего первого внука, у неё  был двухлетний сынишка, Алёшка.  Из-за проблем с сердцем Юля была на длительный срок госпитализирована в больницу, а я по её просьбе занималась ребёнком: водила его в ясли, забирала его оттуда, кормила, а по вечерам  играла с ним. Короче говоря, это была для меня стажировка на роль бабушки.

Мне показался Алёшка развитым не по годам. Да и воспитатели в яслях тоже это говорили.

Я радовалась, так как знала, как тяжело и с огромным риском Юле достался её сын. Лечащие врачи запрещали рожать, прогнозируя непоправимое, но Юля не могла отказаться от мечты о ребёнке.  Когда она отказалась прерывать беременность и твёрдо решила рожать, ей назвали несколько родильных домов в Москве и Киеве, которые хорошо оснащены и врачи которых имеют опыт работы с роженицами с таким заболеванием.

Рожала Юля в каком-то центре, в Киеве в барокамере. Дело было в 1987 году и не о каких оплатах тогда речь не стояла.  Там же, в Киеве, года три до родов ей делали операцию на сердце.

Роды прошли удачно и мы все её сотрудники порадовались благополучному исходу и рождению малыша.  Думали, что теперь  Юля  не одинока:  растёт сын, будущий помощник и защитник.  Она ведь так хотела мальчика!

Юля из многодетной неблагополучной семьи. Ей было десять лет когда её с  братьями и сёстрами  забрали у родителей и передали в детский дом,  но ни она, ни её братья и сёстры в школе не учились. Пошли переростками в первый класс в детском  доме.

О семье родителей Юли можно почитать у автора Плайты http://www.proza.ru/2010/02/03/1173


Тем не менее, Юля закончила школу и единственная из всех детей получила высшее образование и   профессию юриста. Была ещё одна сестра, которая  хотя и не получила образования, пошла по жизни достойно, работая строителем.  У остальных всё складывалось почти также, как и у их родителей.  «Яблоко от яблони…»  Но  Юля это, как раз, тот случай, когда  подходит вторая часть пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает, да далеко котится», а покатилась она по жизни действительно далеко, ничего не переняв у родителей.   И хотя замуж так и не смогла выйти, жила она достойно, работала, воспитывала сына, свою надежду на дальнейшее благополучие.

Но надежда не оправдалась… Алёшка взрослел и вёл себя совсем не так, как хотелось бы матери. Учёба ему давалась легко, но его поведение довело до исключения из школы. Юля приложила немало сил, чтобы определить его в кадетское училище, надеялась, что военная дисциплина положительно повлияет на сына, заставит его трудиться.  Но нет.  С училища он сбежал и пошёл в другое училище, кулинарное и поначалу всё было хорошо.    Но не суждено было стать ему и поваром. Его интереса к профессии хватило лишь на полгода. Потом  бросил учёбу и здесь.  Долго нигде не работал, не мог найти себе занятие по душе. Но потом нашёл кажется то, что ему подходит, как нельзя лучше.  Стал риэлтором. Обладал способностью уговорить кого угодно.  Но… работал не в фирме, а самостоятельно, нелегально.  Изучая объявления, искал продавцов недвижимости и находил им тоже по объявлениям покупателей.  Затем сводил продавца с покупателем, получая солидные комиссионные. Но имея характер афериста, Алёшка не останавливался на комиссионных, обман клиентов стал для него нормой.

 
До пенсии Юля работал на одном и том же предприятии юрисконсультом. Я ушла на пенсию раньше, и долгое время не виделась с Юлей и ничего о ней не знала.

И вот неожиданно встретила её.  Я увидела её выходящей из большого рыбного магазина, который находился далеко и от моего, и от её дома.

- О, вы тоже за рыбкой сюда приезжаете? – спрашиваю.
- Да нет… им юрист требуется, на собеседование приезжала.
- Устали отдыхать и бездельничать? Это похвально.
- Если бы знали, как устала… Но не от безделья. От нехватки денег устала.   Больше половины пенсии уходит на оплату квартиры, мне на жизнь остаётся совсем мало, - пожаловалась Юля.
- Да, коммуналка дорогая нынче, - соглашаюсь я, - но отчаиваться не надо, главное, крыша над головой есть, а пойдёте работать, будет легче.
- Видно, работу мне не найти,  - вздохнув, сказала Юля, - говорят, что старая уже, - и помолчав добавила, - А крыши над головой у меня нет уже… Продала квартиру свою, теперь у чужих людей снимаю комнату в ЖАКТе с удобствами во дворе.
- Как? – я была удивлена, как могла она продать единственную квартиру? – Зачем же вы продали? Вас, наверное, обманули?
Нет… не обманули, - помолчав ответила Юля, - Сыну… Алёшке нужны были деньги…

И Юля рассказала, что Алёшка давно покушался на её квартиру, требуя её продать, он постоянно влезал в какие-то долги. А два года назад заявил:
- Или я или квартира. Меня на счётчик поставили и если не отдам долг, со мной церемониться не будут, пустят в расход.

В то время она только вернулась из Москвы после очередной операции на сердце.
Юля не соглашалась, убеждала, что этого делать нельзя, где же она будет жить?
- Да хоть в бомжи иди, раз тебе квартира дороже сына!

Тогда Алёшка ударил её, она упала, а он продолжал бить. Дальше Юля ничего не помнит. Совсем ничего.
- Около года я была, как овощ, ничего не соображая, что случилось и что со мной произошло, - продолжала Юля, - В таком состоянии и продажу квартиры оформила, вернее, оформила на сына генеральную доверенность, не думая о последствиях. Спасибо моему лечащему врачу. Выходила. В основном, в больнице была и временами между больницами она меня к себе домой брала.
- А сейчас как вы чувствуете себя?
- Сейчас мне гораздо лучше, но совсем плоха память стала, всё забываю… И сама понимаю, что работать хорошо не смогу, но и без работы мне нельзя.
- А Алёшка где живёт?
- У него была женщина, у неё и жил, а как всё это произошло уехал куда-то на Север. Иногда звонит, говорит, что у него всё хорошо.

У него всё хорошо. А у Юли?  Разве это ждала она от сына, когда рисковала, рожая его?

И всё же, почему Алёшка смог поступить так!  Юля плохо воспитала его? Сама виновата?
Или… дурная наследственность?

Только два яблока в Юлиной неблагополучной семье упали
 и далеко покатились. Остальные яблоки так и лежали рядом с яблоней.    Но Алёшка… Почему он вобрал в себя весь негатив бабки и деда?  Почему Юле не удалось привить ему всё то хорошее, чем обладала сама?