Наследуется ли разум?

Виктор Ефременко
                Конструкция  мозга  (морфология)  задаётся  генами,  как  и  все  другие  органы  человека   строятся  под  управлением  генов.   Ясно  также,  что  морфология  мозга  отличается  у  разных  людей  в  силу  изменчивости  присущей  организмам.  Для  человека  львиная  доля  изменчивости  возникает  из-за  особенностей  процесса  образования  половых  клеток (мейоза)  и  неустранимой  случайности  при  формировании  зигот (оплодотворённая  половая  клетка).  В  данном  случае  нас  интересует  только  один  аспект  изменчивости  мозга  -  его  способность  к  обучению.
                Воспитание  и  обучение  это  две  стороны  формирования  культурных  МЭМов,  определяющих  ментальность не  вида HOMO SAPIENS  в его  первозданном  состоянии  160  тыс.  лет  назад,  а когда  он уже стал  человеком.   В  этом  слове (ментальность) зашифровано  всё  -  и  характер  и  способы  мышления   и  нормы  поведения  в  разных  обстоятельствах.   Воспитание  и  обучение  это  манипулятивные  процессы,   эффективность  которых  зависит  от  соответствия  методики  преподавателей  первоначальным настройкам  мозга  ученика.   Но  кроме  этих  процессов    происходит и  самообучение  мозга,  дальнейшее  формирование  ментальности  в  процессах  работы  и  жизнедеятельности  человека.
                Следует  упомянуть,  что  и  обучение  это  не  совсем  одностроннее  движение,  а  мозг  не  сосуд  куда  можно  заливать  что  угодно  и  как  попало.  Некоторые  фрагменты  информации  преподавателя  не  усваиваются (отторгаются)  учеником.  Это  тоже  процесс  самоорганизации  мозга. 
                Ум  и продвинутый разум  это  та  сумма  программ  мозга,  которая  в  нем  появиляется  в  результате  указанных  выше  процессов.   Так  что продвинутый разум  ни  в  коей  мере  не  является  врождённым  свойством.               
                Также  как  мускулатура,  созданная  в  процессе  упорных  тренировок  не  может  передаваться  по  наследству.  Передаваться  может  та  часть  мускулатуры,  которая  у  человека  задана  генами,  т.е.  передана  от  предков.  Тренировки  же  с  целью  развития  мускулатуры  не  меняют  геном,  а  только  структуру  мышц,   поэтому  наращенная  мускулатура  не  передаётся  генетически.
          Примитивная  часть  разума,  основанная  на  врождённых  инстинктах,  наследуемых  генетически   является  важной, но  не  той  главной  частью  разума,  которая  позволила  построить  цивилизацию.

          Способности же   к обучению  являются  результатом  онтогенеза,  т.е.  целиком  зависят  от  генов.

                С  другой  стороны  человек  наследует  упорство  как  инстинкт    в  достижении  цели.  Оно  тоже  естественно   распределяется  случайным  образом  в  популяции.  За  счет  этого  упорства  можно  компенсировать  недостаточную способность  к  обучению  в  определённом  направлении.  Надо  заметить,  что  обучаемость  в  разных  сферах  неодинаковая.  Всем  известно,  что  разные  предметы  в  школе  даются  разным  детям  по-разному.   Одному  хорошо  даётся  математика,  другому  гуманитарные  предметы,  третий  проявляет  способности  к  музыке,  а  четвертый  тяготеет  к  военной  службе.

                Кроме  того,  педагоги  знают  и  различают  несколько  степеней  обученности. 
                Низшая  степень  это  когда   запоминаются  учащимся  самые  верхушки  знаний.  Он  научается,  например,  отличать  круг  от  квадрата,  опознавать  знакомое.   Такое  часто  пригождается  в  разговоре,  когда  нужно  перед  собеседником  блеснуть  образованностью.  И  тогда  из  памяти  извлекается  услышанная  мельком  фраза  из  услышанного  где-то    и  плавненько  вставляется  в  разговор. 
                Второй  уровень  усвоения  предполагает  использование  полученной  информации  для  решения  типовых  задач.  Ну,  например,  когда  вам  объяснили  правила  сложения  столбиком,  то  предлагают   самостоятельно  сложить  несколько  чисел  используя  свои  знания.  Числа  меняются  и  учащийся  на  новых  числах  демонстрирует  своё  умение.
             Третий  уровень  усвоения  предполагает  решение  с  помощью  полученной  информации  нетиповых  задач.  Тут  уже  требуется  демонстрировать  не  только  полученные  сейчас  знания,  а  умения  гибко  оперировать  всей ранее  полученной  информацией.  Если  гибкости  ума  не  хватает,  чтобы  это  продемонстрировать,  то  причину  надо  искать  не  в  усвоении  изложенной  информации,  а  в  формировании  всей  системы  мышления.  Иными  словами  причину  неверной  игры  нужно  искать  не  в  оркестре,  а  в  консерватории.  Возможно,  что  подняться  на  третий  уровень  усвоения    индивиду  в    данном  направлении  не  суждено.  Или  по  другому,  чтобы  поднять  человека  на  данную  высоту  надо  затратить  намного  больше  энергии,  чем  он  в  будущем  сможет  отдать  работая  на  этом  уровне.
               Четвёртый  уровень  усвоения  проявляется  при  решении  задач,  которые   никто  не  решал  или  не  решил.  Ну,  например  как  у  математика  Перельмана.      У  физика  высочайшего  уровня,  каким  был  Л.  Ландау,  не  нашлось  такой  большой     области  знания,  которую  он  бы  мог  застолбить  своим  именем.  Нобелевку  ему  дали  за  сумму  работ  в  разных  областях.  А  вот  аспирант  Шредингер  сумел  своё  имя  связать  с  основным  уравнение  квантовой  механики.  Но  это  не  уровень  подготовки,  а  дело  случая.  Кому  как  повезёт.
                Таким  образом,  разум  это  реализованная  способность  к  обучению.  За  него  ответственна  и  генетика,  создавшая  мозг  способный  к  развитию  и  внешние  обстоятельства,  в  которых  эта  способность  реализовывалась.

               Ведь  если  бы  Ломоносов  не  добрался  из  своей  деревни  в  Москву,  где  он  смог  частично  реализоваться,  то  московский  университет  не  носил  бы сегодня его  имя.
И  чинил  бы  Михаил  всю  жизнь  хомуты  в  Холмогорах.
 
                Из  изложенного  понятно,  что  никакое  воспитание  не  способно  сделать  даже  из  умной  обезьяны  человека.  Не  та  у  неё  морфология  мозга.  Возможно,  там  есть  малые,  но  важные  отличия,   уменьшающие  способности  к  абстрактному  обучению. 
                Процесс  обучения  требует   не  только  способностей  ученика,  но  также  и  его  мотивированности  и  упорства.    Сейчас  нельзя  стать  великим  в  мире  на  одном  таланте.  Это  касается  наук,  искусств,  спорта.  В  этих  сферах  всё  уже  плотно  упаковано  и  приходится  превосходить,  а  значит  проявлять  упорство  в  достижении  цели.
                Но  вот  политические  лидеры  заточенные  быть  впереди  планеты  всей  и  всеми  силами  своими  и  окружающих,  стрямящиесяся  удержаться  в  кресле  представляют  опасность  и  для  государства  и  для  народа  внутри  него.   Такие  люди  мешают  эволюции  свободно  развиваться.   Но эволюция  всегда  оказывается  сильнее  и  такие  люди  обязательно  терпят  поражение.

        ТРАДИЦИИ  КАК  СПОСОБ  НАСЛЕДОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИИ.

При   некотором  уровне  разума  для  вида  HS  нашлись  пути  передачи   накопленной  за  время  жизни  информации    в  последующие  поколения,  это  означает  появляются  способы  негенетического  наследования  приобретённого  за  время  жизни  опыта.   Эти  пути  не  придуманы  кем  то,  а  появились  эволюционным  путем,  под  действием  многих  интеллектов  и  внешних  обстоятельств.  Одним  из  первых  способов  передачи  информации  потомкам  было  установление  некоторых  традиций.  Традиции  передаются  изустно.   Кстати,  они  и  начинают  создавать  некоторые  институты,  регулирующие  социальные  отношения.  Множество  аспектов  жизни  регламентируется  традициями. 
                Установление  традиций  нельзя  отнести    к  результатам  действия  генов.  Поведение  довольно  вариабельно  и  не  может  быть  однозначно  детерминировано  генами.  Генами  поведение  канализируется,  загоняется  в  определённые  рамки.  Но  рамки  эти  широки  и  при  переходе  на  более  высокие  уровни  отношений  регламентированных  уже  институционально  ещё  расширяются. 
Физика  лежит  в  основе  всех  наук.  Но  мы  не  можем  законы  органической  химии  свести  к  физическим  законам.  Поэтому  химики  органики  пользуются  своими  законами.  Мы  понимаем,  что  в  основе  их  лежат  физические  представления,  но  свести   всё  к  ним  не  можем.
Поэтому  свести  социальные  отношения  к  генетике  не  получится.    Как  и  объяснить  всю  жизнь  простыми  физическими  законами  никогда  не  удастся. Есть  качественная  разница  между  живой  и  неживой  природой.
                Я  понимаю  желание  генетиков  расшифровавших  геном  человека, объяснить  всё  свойствами  и  социальной  жизни  в  том  числе,    свойствами  замечательной молекулы   ДНК. 
Можно  констатировать,  что  начало  традициям  положено  генетикой.   Образование  семейных  отношений,  группировка  в  стада и  стаи  и  множество  других  фактов  можно  отнести  к  традициям.  Но  мы  понимаем  под  традициями  такие  необязательные  отношения,  которые  сформированы  в  социуме   благодаря  отношениям  в  этом  социуме,  а  не  продиктованы  непосредственно  генетикой. 
Ведь  через  традиции  устанавливается  та  или  иная  религия  в  обществах,  т.е.  большой  ряд  моральных  императивов.
Однако  имеется  большой  массив  информации,  который  накапливается  в  умах  поколения,  но  не  может  быть  оформлен  в  виде  традиций.    Например  торговля,  как  способ  развития  и  добывания  богатств  весьма  непростой  и  опасный  зафиксирован  в  сознании  людей  как  традиция.  Но  вот  реальные  приемы  отдельных  его  актов  не  могут  стать  широкой  традицией.  Это  просто  обновляемый  массив  знаний.  Понятно,  что  мастер  по  плетению  лаптей  передавал  свои  знания  в  этой  области  детям,  но  всё  равно  существует  много  информации  не  ставшей  традицией,  но  требующий  передачи  потомкам.    Вот  для  таких  случаев  потребовалось  создание  письменности  с  одной  стороны  и  распространения  грамотности  с  другой.   
Вот  с  этого  довольно  неопределённого  момента  по  времени  МЭМы  становятся  настоящими  репликаторами  вертикального  типа  в  культурной  эволюции,  аналогичными  генам  в  биологической  эволюции.