Филиппо Липпи Мадонна с младенцем и двумя ангелами

Алина Алексеева-Маркезин
Фра Филиппо Липпи "Мадонна с младенцем и двумя ангелами .1465 . Галерея Уффици.Флоренция.

     «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» Филиппо Липпи - одна из самых известных и острых картин раннего ренессанса, которую можно рассматривать  наравне с шедеврами Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи . Фактически, «Мадонна с ребенком и двумя ангелами» - семейный портрет. Считается, что картины Филиппо Липпи нарисовал свою жену Лукрецию Бутти и их двух сыновей.

          Ребёнком, потеряв родителей, Филиппо Липпи был отдан тёткой на воспитание в монастырь, где в 15 лет принял монашеский постриг. Под влиянием творчества великих флорентинцев: Мазолино, Мазаччо, Фра Анджелико формировался его художнический характер. Жизнелюбивому молодому человеку, которому не чужды были проявления земных радостей, с трудом удавалось переносить замкнутость окружающей среды, и в 25 летнем возрасте он покинул приютившие его стены. Но храня благодарность монашьей братии, продолжал носить одеяния инока, а в имени его появилась приставка «Фра»; т.е. с итальянского – « брат».
 
            В 1458 году известного, пользующего покровительством всесильных Медичи, художника пригласили написать для алтаря женского монастыря Санта-Маргерита образ Пречистой Девы.

            Ему предоставили право из послушниц выбрать натурщицу. Выбор пал на семнадцатилетнею Лукрецию Бути. По окончании, Филиппо для монастыря исполнил ещё одну работу «Пир Ирода». И снова для написания Саломеи ему позировала Лукреция.
       
          Между 50 летним художником и юной монашкой возникла любовь. И так как оба были связаны обетами - они бежали. Возник скандал. У невенчанных супругов родился сын, которого назвали Филиппино.

 И только после вмешательства Папы Пия II, благоволившего мастерству художника сан с обоих монахов был снят, и им было дозволено заключить брак. Любовь к этой девушке была так велика, что мастер написал картину известную нам, как «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» где в образе Мадонны он изобразил свою Лукрецию, а в младенце – маленького Филиппино.

    Благодаря этой удивительной, романтической истории возникла первая картина, где по сущности религиозный сюжет был заменен светским.

              Для того, чтобы на свет явилось дитя, нужно объединение двоих. Это единство Липпи изобразил в сложенных в благодарственной молитве к богу ладонях. Дальняя ладонь принадлежит Лукреции, а ближняя – ладонь художника. И в результате – два забавных ангелочка, больше похожих на соседских мальчишек, подняли и поднесли к матери её чудесное дитя.

      Ребёнок чуть – чуть отодвинул вуаль, приоткрыв слегка маленькую часть тела, где обитает невинная душа, покорившая мастера. Юная женщина светла, чиста,
 которая не нарадуется своему счастью. Ангел справа - одна из самых любопытных частей картины: он смотрит на зрителя соблазнительно улыбаясь,скорее он похож на обычного ребёнка,а не на ангела.

       Позади (с одной стороны) – маленький домик, приютивший беглецов, а с другой, за горами, грозно взметнула башни вверх Флоренция, а чуть ближе на горе, на недоступной высоте, в виде двух наклонённых друг к другу деревьев Филиппо изобразил себя и Лукрецию, как символ того, что никто не сможет помешать их счастью.

       Мадонна, изображенная в профиль, сложила руки в молитве перед младенцем Иисусом, поддерживаемым двумя ангелами. На заднем фоне открывается великолепный пейзаж, вдохновленный фламандской живописью. Прическа Мадонны, украшенная прозрачной вуалью и нитями жемчуга, полна утонченности и изысканности.

          Нежность и трогательность композиции, а также изящество головного убора Мадонны в дальнейшем послужит моделью для многих художников, в их числе Сандро Боттичелли. Создатель великих шедевров «Рождение Венеры» и «Весна» был не только учеником Филиппо Липпи, но также учителем и другом его сына Филиппино Липпи.