Может быть, Вам будет интересно...

Андрей Шеланов
   Почему я решил написать об этом?..
   В спорте, медицине, политике разбирается каждый, уважающий себя, обыватель. Неопровержимо. Сидя у экрана телевизора или, что лучше, на скамейке стадиона.
   В спорте и медицине я не обыватель, я врач по спорту и лечебной физкультуре. Думаю, что не вымышленные истории из нашей практической деятельности будут интересны Читателю и окунут его в мир реальных событий, с реальными их участниками.
   Произошло это в далёкие восьмидесятые прошлого уже века.  Чемпионат СССР  по хоккею с шайбой Высшей лиги. Мы, команда "Ижсталь", принимали у себя дома команду из Уфы "Салават Юлаев". По силам мы были равными и игра была напряжённой. Болельщиков был полный Ледовый Дворец.
   Врачи и массажисты команд Лиги в основном были дружны между собою: сплачивали чувство коллегиальности, взаимовыручки, постоянное напряжение и экстрим на играх (бригады "скорой" на играх тогда не присутствовали, не говоря уж о спецбригадах): ощущение возможной неожиданной травмы.
   Всем известно: если ждёшь, то  получаешь - по полной и,.. всё равно, неожиданно!
   ...наш нападающий вылетел со штрафной скамейки после двухминутного штрафа в тот момент, когда игрок "Салавата" в пяти метрах от него, на ходу, принимал пас от своего и не видел нашего игрока...
   Это называется "удар в душу": толчок со спины игроку противника был настолько сильным и молниеносным, что "ноги вылетели выше головы" и тело плашмя ("градусником") упало на лёд и уже в тишине, на весь Дворец громко стукнулась об лёд голова (в шлеме, слава богу!) хоккеиста...
   Вот ОНА - "гробовая тишина", было слышно как кто-то из болельщиков икнул...
   Всё дальнейшее происходило как в замедленной съёмке и, будто бы со стороны, не со мной.
   ...хоккеист лежит навзничь, без движения, в неудобной позе и его лицо начинает медленно синеть...
   ...смотрю на доктора, коллегу из Уфы (его игрок) - фиксирую сторонним взглядом его бледность и пот на висках...
   ...слова - "док, вперёд!" - одного из своих слышу уже, перелетая через бортик на лёд, успевая схватить с собой на лёд полотенце. Слава богу, один из двух хоккеистов, подхвативших меня под руки, взял мой медицинский чемоданчик! Так быстро по льду я НИКОГДА не бегал!..
   - первое, вопрос, - живой?! - без ответа...
   - второе - голову на бок, пульс на сонной, зрачки, - оценка чисто на автомате!
   - третье, - рот зажат! Шпателем - зубы покрошу! Давлю костяшками пальцев на щёки в области коренных зубов - открыл рот, язык запал - не вытащить! Голову на бок,.. язык не вытащить! Чемоданчик уже открыт моим хоккеистом, вот он - языкодержатель! Одним движением - туда, в рот, зажал - вытащил!!! Готов к непрямому и искусственному... И тут - шумный вдох, который, показалось, услышали все трибуны!!! Лицо на глазах порозовело...
   Тут уже: холод, носилки, раздевалка, доктор их команды со шприцами, затем прибывшая скорая...
   Аплодисментов трибун я не слышал, это точно!
   Время остановилось для меня. А на все про всё ушло не более полутора-двух минут, как оказалось.
   Этот хоккеист отлежал у нас в нейрохирургии положенный срок с тяжёлым сотрясением головного мозга (по нынешнему: черепно-мозговая травма). Выписан  без осложнений. В дальнейшем, по-моему, ещё играл.

   Когда мы с ответной игрой прибыли в Уфу, доктор их команды в освободившееся время увёз меня к себе в гости. ТАКОГО гостеприимства я, честно, не видывал!..
...и был от хозяина только один вопрос, на который он потребовал честного ответа, - ты думаешь, я струсил в тот момент?! -
  - нет, дружище! - я ответил, - ты хирург от бога, которого в твоём городе знают многие, который мАстерски разбирается в сложнейших полостных операциях, ты не струсил, это просто была не ТВОЯ работа, ты не был к ней готов, как была бы готова твоя хирургическая сестра! Поставь меня в операционную на твоё место и ты увидишь растерявшегося щенка! И вспомни, как ты затем быстро и квалифицированно оказал все необходимые врачебные манипуляции! -
  Я знал, как терзала моего Коллегу мысль о своей бездеятельности и по-другому ответить не мог. Я был прав. И снял с плеч друга эту тяжесть и память о своей мимолётной, сиюсекундной растерянности.

   Это лишь один случай из нашей спортивно-врачебной практики, который говорит о коллегиальности, взаимовыручке, человечности и истинной мужской дружбе.