Надежды 1980-х

Дмитрий Гендин
«Надежды 1980-х»

В СССР 80-ые годы ознаменовались «Перестройкой». Жесткое тоталитарное государство устало от своей пошлости и грубости, от своей монструозности. СССР Ленина и Сталина, чудовищный красный террор, геноцид прежде всего русского народа, — всё это кануло в Лету, обернулось своей противоположностью: «Перестройкой». «Перестройка» не есть что-то сугубо политическое или экономическое, но более социальное и культурное. Ложные сказки марксизма уже не работали, они оказались вычурными самой человечкой природе: антропологически, психологически и социально.
В основе СССР была надежда построить Новый Мир, разрушительная стратегия всё рушить. В 1970-м идеология исчерпала себя, потому как забылось всё творческое философское мышление в пределах марксистских,  система взглядов не менялась, она стала догмой, чем-то ненастным. СССР не развивался, что противоречило построению Нового Мира. Новый Мир теперь мог возникнуть только на могиле ленинизма и сталинизма. В 1980-х у людей появилась та же надежда на Новый Мир, что и у интеллигенции России перед 1917-м годом. В начале ХХ века модернизм разрушил саму природу человечности, угробил принципы восприятия искусства, сменил роль государства и общества, пробудились и восстали массы. В конце ХХ века нужно было что-то менять в принципах социалистического реализма: кубическая архитектура, ленивый труд, простота во всём, прагматизм без эстетики, пропагандистское искусство. В середине 70-х — 80-х в СССР возродился чувствующий человек, мыслящий человек, человек добрый. Народы СССР очнулись от кровавого сна и от дремы застоя.

Цой поёт о том, что ждёт Перемен, многие ВИА взяли на вооружение пропаганду романтической, сентиментальной любви между полами, воспевали высокие отношения и их проблемы. Мечта о любви стала идеологией нового поколения. СССР вместо грузной мясорубки превратился в доброго дядюшку-волшебника, воспитывающего достойных добрых людей. Педагогика  советского кино и мультипликации создало того Нового Человека, чувствующего и думающего, о котором мечтали все Утопии. Но этот подвид homo sapiens прожил недолго. Во-первых, его отравила пришедшая с Запада «сексуальная революция», во-вторых, пала идеология пионерского товарищества, пал кодекс коммунистов.  Всё советское опостылело, даже хорошее стало «скучным», «лживым», «мертвенным». Иллюзии разоблачились не только до своего личного облика, сколько до самых костей и праха. Белые розы  сломал сапог пошляка. «Формула любви» (1984) заменилась формулой наживы, формулой власти, формулой кислоты, разъедающей любовь. Новая Россия не смогла защитить детство, в 90-ые никто не был защищён, по инерции он развивался в рамках Добра и Чести (трудами героических педагогов, которым не платили за их труд). 

Годы перестройки родили особый советский социалистический романтизм. Не даром Набоков писал о том, что «советская девушка» в советском искусстве есть аналог Прекрасной Дамы средневековых рыцарей. (Правда Набоков не разглядел положительных рыцарей, но сосватал всех «гадюк» Ленину.) Идеалам 80-х не суждено было сбыться. В современной России нет ни воспитания детей в добре и порядочности, ни сбережения этого детства. Человек должен быть а) успешным, б) хорошим потребителем. И не важно, какой у тебя моральный облик. Пошловатые умники правят бал. Ренессанс 1980-х ещё отзовётся в будущем России. Спорт и деторождение пришли на смену Чести и Любви, что неплохо для цивилизации, но гибельно для культуры. Одним словом, я верю в идеалы 1980-х, потому что я в принципе верю в Россию.