На камбузе

Владимир Журбин 2
                Нам нужны такие корабли на море,
                Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
                Маяки нужны и нужен нам локатор,
                А ещё нам верные нужны ребята.
                (Гимн Военно Морского Флота)

        Так и не отправили меня на Владивостокскую гауптвахту за пролитые тонны мытьевой воды летом 1977 года, когда стояли  мы в сухом доке Владивостокского Дальзавода, где нашему крейсеру «Адмирал Сенявин» проводили плановый ремонт.
        Крейсер наш тогда нормально отремонтировался, в море начал уже выходить на ходовые испытания и учебные стрельбы на дальние расстояния (свыше 30 км), мы службы свои несём как положено.

        А тут вдруг мой командир ДЖ ( дивизион живучести )  в наказание за ту пролитую в доке воду ставит меня на камбуз офицерский, рабочим по камбузу. Вахта эта тоже длится сутки.
 Только без перерывов на отдых , такая же как и моя , по трюмам и системам. 
   
        Вообще-то нас за провинности ставили на обычный рядовой камбуз, но в данный момент это место на целый год было отдано Сан Санычу, нашему великану, подкармливаться. Поэтому попал я на офицерский камбуз.

        Пошёл я туда как положено к 4 утра. Там меня встречает старшина 2 статьи -годок Рашид Бикбов.
- О, новенький? - спрашивает он.
- Ну, да. - отвечаю я, - Новенький. Что делать-то надо?
Оглядел меня Рашид и говорит:
- Давай, пока кока(повара) нет, вместе посуду сполоснём. И вообще запомни, что сидеть нам некогда, всё время шуршать надо, наша задача порядок на камбузе наводить.

        Моем мы с ним тарелки-чашки и разговариваем про призыв, про то как служба идёт. Рашид  оказался старше меня всего на полгода, он артиллерист-наводчик, визирщик башни главного калибра. Рассказал, что призван он из города Семипалатинска. Я обрадовался земляку из Казахстана, рассказываю что сам я из Алма-Аты. Вот так мы сразу родными людьми себя почувствовали, будто приветы с Родины получили. Сразу и подружились.

        Вахта на камбузе суточная, через двое суток идёт, поэтому мы с Рашидом теперь вместе попадали. Потом я видел, что Рашида часто сюда, на камбуз, ставили, а за что я его никогда не спрашивал. Зачем человека смущать всякими вопросами, захочет сам расскажет.

        Кок пришёл и удивился:
- О, ну надо же пароводяной король появился, к нам трюмного поставили. Что ж, будем служить. 
Нам команды роздал, мы сразу банками, сковородками, мясорубками шуршать начали. Мясо крутим, зажарку делаем, завтрак-обед-ужин для офицеров помогаем готовить. Всё нормально у нас идёт.

        В следующий раз, через двое суток, приходим в 4 утра на вахту, а встречает нас там кок молодой, совсем пацан, Петрухой звать, видимо на гражданке не закончил кулинарного техникума, а вот в школу поваров на о.Русском попал.
Старые два кока как две нависшие скалЫ стоят перед ним, объясняют что ему тут на камбузе сделать сегодня надо и в завершение говорят ему: «Мы сейчас немного отдохнём. А ты, молодой, пока поработаешь». Разворачиваются и уходят. Втроём мы остались.

        Ну мы тоже не против над молодым немного пошутить, приколоться. Петруха против нас карась необстрелянный, салага.
Я год уже отслужил, Рашид – полтора года, для Петрухи мы годочки-старослужащие.
Петруха варит офицерам борщ, котлеты лепит, по граммам как положено закладку делает. Потому что у каждого офицера в тарелке с борщом должен быть кусок мяса и обязательно с косточкой, а к пюре обязана быть котлета.
   108 офицеров это же не шутка - ну не считая меня , а это уже шутка.
       Нам на рядовом камбузе такого не готовили. Разным меню было. У нас матросов своё, у офицеров штаба флота своё. Все-таки флагман флота тихоокеанского.

       Мы свои обязанности какие кок нам назначает делаем: крупу промываем, из картошки глазки выковыриваем, лук шинкуем, посуду споласкиваем. А пока всё это делаем, салагу кока службе учим, рассказываем как служить надо, да и себя не забываем. Время от времени к Петрухе обращаемся:
- Эй, Петруха, пока мы тут посуду моем, ты нам яичницу пожарь. Всё равно ведь стоишь.
- Ну-ка, Петруха, по компотику нам налей. Что-то в горле пересохло.
- Петруха, по бутербродику с маслом сделай. Перекусить охота.
Петруха не отказывается, делает всё что мы просим, ну мы, конечно, не зарываемся, границы знаем. Вахта веселее пошла, всё больше она нам нравится. Да и не мы одни старались попользоваться положением.

       Старшие коки из СС(служба снабжения) заходили на камбуз перед обедом.
- Ну, Петруха, давай , что тут у тебя есть? Пробу будем снимать. Плесни-ка в тарелку.
Петруха им борща нальёт, пюре с котлеткой перед ними поставит. Они поедят и, уходя к себе в кубрик, похвалят:
- Молодец, молодой, - шаришь.

       В 11-20 заскакивал сюда с проверкой и мой командир. Он открывал двери и кричал: «Журбин, где моя котлета?». Я растерянно руками развожу: «Но вы же не заказывали».
Неудобно получилось. Никто мне из старослужащих ничего не сказал, что я своего командира кормить должен. Ну, не догадался я, не сообразил. Эх, сейчас бы, по прошествии стольких лет, я бы ему не только одну котлету, тарелку полную насыпал бы. За то, что настоящим офицером был, с нами матросами по-человечески обращался.

       В 11-30 приходил корабельный доктор пробы снимать. Ему Петруха тоже небольшой обед подавал. Немножечко в тарелку первого блюда наливал - борща или супчика. И второе с гарниром тоже подавал – котлетку или бефстроганов. Доктор пробу снимет, поест и перед уходом в журнал оценку за обед поставит.

       В 11-40 приходил старпом. Также и ему Петруха небольшой обед подавал. Старпом пробу снимет, своё мнение выскажет, скажет свое железное ДОБРО и уйдёт.

       Вот так месяц мы с Рашидом на офицерском камбузе работаем. Петруха нас деликатесами кормит, начальство пробу снимает. А мы совсем уже освоились, над Петрухой подтрунивать начали, приколами флотскими его потчуем.

       Рашид говорит Петрухе: (оттопырив губу и поглядывая на меня ).
 "Настоящий моряк всегда знает сколько полосок на его тельнике". И меня спрашивает: "Правда Володя?"
- Угу - отвечаю я, пряча улыбку.
Петр снимает с себя тельняшку и начинает считать полоски. Мы хохочем.
- Петь, а ты в курсе сколько в камбузном шпигате отверстий? - Теперь Петра спрашиваю я.
Кок садится на палубу и по-серьезному считает дырки в сливной решетке. А у нас от хохота картошка из рук вываливается.

       В один из таких весёлых дней Петруха варил рисовую кашу с мясом и вдруг как завопит:
- Обед через 30 минут! А у меня каша подгорела!
Он забегал вокруг каши, скорее на тарелки пробы раскладывает. А сам подвывает со страху.
- Ой, ребята, что делать? Каша у меня колом встала. Разбить не могу. Меня же не то что с вахты снимут, шум поднимется. Проблемы будут.

       Потыкал Петруха лопаткой крупяной ком в котле и кричит Рашиду:
- Рашид, тащи из холодильника сливочное масло!.
Рашид приносит двадцатикилограммовый брикет замороженного сливочного масла. Я топором застучал по брикету, надо отколоть кусок какой Петруха показал. Наконец, отрубаю кусок килограммов в пять. Петруха его в котёл бросил и начал деревянной лопаточкой масло размешивать.
Сам волнуется, переживает.
- Ребята, помогайте тоже размешивать кашу. Разбить ком надо. Вместе будем мешать.
Мы уже втроём кашу размешиваем, в ком лопатками тычем. Еле-еле этот ком злополучный разбили, пот со лбов вытерли, вроде справились.

       Тут уже с бачками и вестовые матросы из кают-компании прибегают. На бегу говорят:
- Петя, давай скорее наливай чего там у тебя есть. Обед нести пора.
Петя скоренько всего положил и вестовые понесли бачки. А сам начал одевать белоснежную одежду с высоким колпаком для раздачи. Правило на корабле есть, что вестовые лишь приносят еду в кают-компанию, а уж кушанье по тарелкам раскладывает сам кок. Он и за качество отвечает и все шишки тоже он получает.

       Мы с Рашидом одни на камбузе остались. Сидим, переглядываемся, за Петра переживаем. Ведь если офицерам что не понравится, то и нас не пощадят, взгреют по полной, всем достанется на орехи, до конца службы на камбузе тарелки мыть будем.
Рашид говорит мне:
- Володя, давай чистоту наведём, котлы с кастрюлями  да чашки с ложками вымоем. Придут, а у нас порядок. Всё у нас чики-пуки.

      Уже мы всё вымыли, выдраили, чистота кругом, а Петра всё нет и нет. Опять сидим, друг на друга поглядываем, за Петруху переживаем, как-то ему там приходится с кашей.

      Где-то через час приходит Пётр, белая роба на нём вся мокрая, пот со лба капает, глаза шальные.
- Ну, как всё прошло с кашей? Обошлось? – спрашиваем его мы.
- Ну, ребята! – говорит Петруха, - Всё прошло наилучшим образом. Молодые офицеры даже за добавкой побежали. Каша со сливочным маслом им очень понравилась. Хвааалииили!
Мы расхохотались:
- Выкрутились!
- На ноль кашу вывели!

      Вот так я вместо Владивостокской гауптвахты месяц отстоял на офицерском камбузе, хорошо отстоял, весело. Рашида - надёжного друга - приобрёл.
      А потом меня опять перевели в трюмные где я, неся вахту по трюмам и системам, подавал воду на камбузы. И выполняя обязанности трюмного, заглядывал с проверкой к своим друзьям.