Сослан в Сибирь продолжение-4

Габдель Махмут
                СИБИРСКАЯ РАПСОДИЯ
                (пьеса-легенда)

Второе действие
Картина первая

       Конец мая, вскоре наступит сибирское лето. Горячее днем солнце не спеша клонится к верхушкам деревьев. На высоком берегу Агитки отдыхает только что искупавшийся в реке Абдул, на плече полотенце, в руке березовая ветка - отмахивается от немногих еще комаров. Ему хорошо, и грустно одновременно. Еле слышно насвистывает мотив черкесской песни о родных горах.

АБДУЛ (Между паузами размышляет про себя). Красивый аул, широко раскинулся, вольготно расположен каждый дом, не теснятся, как у нас. Гор только недостает... Но почему только по одну сторону реки заселились люди, интересно? Может, река сносит мосты каждый год?.. Надо будет поинтересоваться у Багман абый… 

          К реке с коромыслом на плечах направляется Нафис, одетая в свое новое платье, с подаренной шалью на голове. Подходя к полуголому Абдулу, пытается прикрыть лицо, но не удается скрыть полностью…

НАФИС (остановилась). Хэерле киц, Абдул!  Как тебе Агитка наша, разве не холодная еще?
АБДУЛ. О! Нафис! Нихальляр! Рад видеть тебя, сестричка! Да ты, я вижу, вся в обнове?! Красавица, надо признать! …Агитка, спрашиваешь? Агитка знает свое дело, течет и течет себе мимо, наполняя собой большие реки. Вода …прохладная еще, но терпимо. Ты-то хоть купалась нынче? 
НАФИС. Не-э, я боюсь холодной Агитки. В это время коварная она, не успевает нагреться. Недолго и простыть. Даже ребятишки у нас только в первых числах июня начинают купаться. Есть конечно смельчаки, кто в середине мая в затонах открывают сезон, но нынче даже таких не видно, май же холодный был.
АБДУЛ. Что-то поздно ты за водой сегодня?..
НАФИС. А... ну… за водой для готовки я через день хожу… Завтра в это время будут другие дела. А-и… это,.. пельмени с рыбой в обед… ну, …понравились тебе? Кажется, пересолила...
АБДУЛ. Ну что ты, дорогая, пельмени были чудо, чуть язык не проглотил.  Что-то …не пойму, ты же другой дорогой ходила за водой…
НАФИС. Верно, сегодня я другой тропой!.. Не замечаешь разве: Агитка заметно прибавляется, теперь мне берег удобней здесь… А… попробуй, угадай, что в ведре у меня?
АБДУЛ. Если б с реки шла… А к реке с чем в ведре?.. О! Наверное, белье! Полоскать идешь! Нет?…
НАФИС (хохочет). А вот и не догадаешься! Посмотри вот сюда (подносит ближе к нему одно из ведер), что там видишь?
АБДУЛ (встает, смотрит). О, неожиданная вещь!! Конечно, не увидя, ни за что не догадаться. Это же …портняжный метр. Для чего здесь?
НАФИС (все так же смеясь). А вот теперь и дурак догадаться должен!
АБДУЛ. Так-так. Дурак догадается, а я никак, значит, я не дурак!? Тэк-тэк-тэк… Метром таким …швея берет …замеры …у клиентов…
НАФИС. Уже теплее…
АБДУЛ. Раз ты с метром, и в мимо меня…
НАФИС (хохочет). Еще теплее!..
АБДУЛ. Ты хочешь сказать… О, не ишак ли я!? Это ты хочешь пошить мне обнову, Нафис? О Аллах, ты посылаешь мне новую удачу! А я планировал сам помучаться с пошивкой…
НАФИС. Вот теперь и жарко стало - догадался Алмазик!
АБДУЛ. Еле додумался, однако же. А… почему Алмазик? Меня же Абдул зовут…
НАФИС. Как зовут тебя, вся деревня знает уже. А я хочу не как все! Не нравится, что ли? Тогда кличку какую-нибудь придумаю, может даже обидную - в деревне многих по кличкам знают (снимает с плеч коромысло, берет с ведра метр). Дай-ка, сниму замеры с тебя…
АБДУЛ (поворачивается к Нафис спиной). О, только не кличку, Нафис! Согласен на Алмазика. Правда, так меня уже звали когда-то…
НАФИС (поворачивая Абдула так и сяк, берет мерки. В раздумчивости). Вот-вот, буду и я Алмазом. …А кто еще так звал?..
АБДУЛ. О, это давняя моя рана, незаживающая...
НАФИС. Если больно вспоминать, можешь не говорить. Хотя я уже догадываюсь… Только любящие могут так…
АБДУЛ. «Любящие»?..  Хм-м!.. (внимательней вгляделся в Нафис). Нет, надо тебе рассказать, наверное…
НАФИС. Будь добр, утоли жажду мою, Абдул-Алмаз…
АБДУЛ. Ты же слышала наш с отцом разговор про мое прошлое?.. Значит, должна вспомнить, как я упомянул имя Расили, дочери нашей гувернантки…
НАФИС. Припоминаю…
АБДУЛ. Я с первых дней положил глаз на нее, так хороша была она во всем: в манерах своих, в разговорах, рассуждениях, да красавица, каких поискать. Как она призналась позже, я тоже приглянулся ей с первого дня. Мы быстро сошлись, и задружили, как брат и сестра. Незаметно эта дружба переросла в настоящую взаимную любовь. Когда закончилось время моего воспитания в семье приемного отца графа Гришкова, я уехал домой… Всю жизнь не прощу себе этого!..  Мы договорились с Расилей, что через год я вернусь и попрошу у Фирдаус-апа и деда Абибуллы ее руки, а после поедем с ней к моим родителям, где и устроим свадьбу. Но…
НАФИС. Ох уж эти «но»… Она не дождалась Алмазика своего?..
АБДУЛ. Хуже, намного хуже была история… Пока меня не было, за нее посватался сынок одного Астраханского богача, знавший ее семью. Получив отказ от самой Расили, в другой раз он устроил ее кражу. А дальше сама знаешь, наверное, как бывает…
НАФИС. Ночь пробудет у него, и поневоле всеми признается женой его, даже если ничего меж ними…
АБДУЛ. Вот именно. Но надо было знать Расилю… Она думала, что теперь ее будут держать до тех пор, пока не покорится. И даже если удастся как-то ей сбежать, никто не поверит в ее невинность. Больше того, посчитала, что я тоже не захочу ее такую… И порешила с собой…
НАФИС. Как?! Утопилась бедняжка?..
АБДУЛ. Расиля заперлась в комнате. Те думают: перебесится - отопрет. А она перерезала себе вену на руке. Когда встревожились, и взломали дверь, было уже поздно спасать… Фирдаус апа, приехавшей за ее телом, родители горе-жениха рассказали: умирая, перед смертью, Расиля моя прошептала: «Прости меня, Алмазик мой…»
НАФИС (плачет). И ходаем, и аллакаем, почему же так жесток этот мир к нам, женщинам?.. Почему же она так-то вот с собой, а?..
АБДУЛ. …Ну-ну, Нафис, успокойся, ради Аллаха. Ты закончила обмеры? Запомнила-то хоть? Вечереет уже, а тебе к реке надо.
НАФИС (утерла слезы,  засобиралась). Ой, и правда. Пойду уже, а то отец потеряет. Замеры?.. Сердце не даст мне забыть…

         Нафис уходит к реке, Абдул думает над ее последними словами  (про себя): «Сердце?… не даст?.. Ох, Нафис!..» Он посмотрел в ту сторону, куда склонилось солнце, расстелил перед собой полотенце, коленями встал на него, собираясь помолиться… Отвлекся, стал высматривает за Нафис. Вдруг замечает там посторонних...

АБДУЛ (про себя). На реке ничего почти не различить уже. То ли визитеры там к ней приближаются? Вижу, воды Нафис набрала, собирается обратно, на ходу о чем-то с ними препирается, возмущается. О, вот это выпад! Скинула им под ноги полные ведра, размахивает коромыслом. Погоди-ка, что это они надумали?.. Ах, подлюки, хватают ее, заворачивают в одеяло... Да это же… они же воруют ее! (Свистнул громко, кричит): Э-эй! А ну стой, негодяи!!..

       Абдул бежит к реке. Тут же стала слышна возня, крики Нафис «Ай, сволочь, не прикасайся ко мне! Алмази-ик!» Следом раздаются гулкие удары, уханье-оханье упавшего кого-то в реку, убегающий топот ног. Над рекой эхом отдаются крики одного, другого: «Шайтан он, шайтан!», «Ну, кавказ, отомщу  я  тебе!..»
       Наши герои поднимаются. Абдул вынес Нафис на руках, она почти рыдает...

АБДУЛ (бережно опустил Нафис на траву, остался на коленях). Ну-ну, дорогая! Все позади, Нафис, перестань... (Пытаясь отвлечь) Вот ведь как бывает, а!? Только рассказал тебе о судьбе Расили моей, и на тебе! На моих глазах повторяется такая же кража с тобой. Кто это были, Нафис?
НАФИС (постепенно успокаивается, утирая слезы). Это Сатрутдин с дружками. Он зимой сватался ко мне, говорил, ответа моего будет ждать до лета. На днях я снова отказала ему, вот и решил по-дикому взять, дурак. 
АБДУЛ (отвлекая). А другие кто сватались к тебе?
НАФИС. Да все холостяки, считай - и наши, и с Казанлы.
АБДУЛ. Ух ты! Неужели никто так и не приглянулся!? Не слишком ли разборчива невеста? Смотри, упустишь судьбу…
НАФИС (хитро улыбнулась). Ну почему же? Я уже вижу судьбу…
АБДУЛ. Так-так... Приятно видеть тебя с улыбкой, красавица! Ну, открывайся, давай, кто он, кого видишь? Поди, в Тобол-туре познакомилась?
НАФИС (смеется). Бери дальше, Алмазик!..
АБДУЛ. Значит, ялуторовский кто-то!..
НАФИС. Не-э! А догадайся с трех раз!
АБДУЛ. Так, ладно, дело это твое личное, никто не вправе вмешиваться. Кроме отца, конечно… Ты тут посиди пока, я ведра принесу (уходит)…
НАФИС. Ну, сходи... (Про себя): Эх, недотепа… Тоже мне, джигит называется… Наверно, самой надо брать быка за рога, а то так и выкрадет меня ненавистный Сатрутдин…
АБДУЛ (кричит с реки). Нафи-ис! Смотри, сзади тебя звезда засверкала! Это Чулпан звезда, звезда влюбленных!..

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2018/08/09/655