Литва, Литва...

Владимир Чаплин
                LIETUVA, LIETUVA…               
   На фото Винцентас Сладкявичус - Кардинал литовский.

Летом 1990 года я был в командировке в двух литовских городах: Вильнюсе и Каунасе. По всему было видно, что грядут большие перемены! В литовской Столице я был всего два дня, а в Каунасе пришлось задержаться, на целую неделю. Если в Вильнюсе я часто слышал не только литовскую, но и польскую и даже русскую речь, то Каунас – как я понял, чисто литовский город. Если в будние дни я с утра до вечера проводил время на объекте в институте, то в выходной день я абсолютно не знал, куда отправиться отдохнуть.
     И вот, возвращаясь с прогулки в гостиницу,  жарким летним днём, я встретил пожилую даму, которая несла тяжёлые сумки. Она мне чем-то напомнила мисс Марпл Агаты Кристи. Я предложил ей свою помощь. Мы разговорились. Оказалось, что её дом находится рядом с гостиницей. Женщина, её звали Ирена, сказала: «За то, что Вы мне помогли, я Вам покажу в Каунасе то, что уже никто не покажет», и оставила мне свой номер телефона.
    В понедельник после работы я позвонил, мы встретились и сначала пошли в музей Чюрлёниса, потом послушали «Колокола», затем посетили знаменитый музей чертей Жмудзинавичюса. Для меня в этом не было ничего нового, так как ранее я уже видел все эти достопримечательности.
    Надо сказать, что в это время в Каунасе снимали фильм по произведению Агаты Кристи «Загадка Эндхауза» и в нём, в крошечном эпизоде, снялась дочка Ирены Гражина. Время текло неторопливо, мы, не спеша, прогуливаясь, оказались в самом центре города возле ратуши.
«Сейчас мы с Вами посетим единственную в Советском Союзе католическую духовную семинарию», - проговорила Ирена тихим голосом.
    Подойдя к калитке в ограде, она позвонила. Вышел ничем не примечательный мужчина в серых брюках и в рубашке с коротким рукавом, поздоровался с нами, обмолвился парой слов по-литовски с Иреной и жестом пригласил нас войти. Калитка захлопнулась, и мы оказались перед старинным зданием. «Вы говорите по-английски?» - спросил меня мужчина. Я ответил утвердительно, и мы вошли внутрь здания. Это была интереснейшая экскурсия! Гид старался говорить медленно, и я понимал практически каждое слово. Я увидел аудиторию, где семинаристы занимаются и слушают лекции, столовую, где они обедают и большой красивый орган. На стенах висели старинные картины. Всё было выдержано в готическом стиле. Под конец экскурсии, когда мы вышли на улицу, мужчина меня спросил: «А по-немецки говорите?»
- Нет, - ответил я.
- То, что Вы говорите по-английски – это очень хорошо, - ответил он и попрощался с нами.
Я был настолько под впечатлением от всего увиденного и услышанного, что даже не спросил Ирену о том, кто был этот человек.
Больше мы с Иреной не виделись. Осенью, снова приехав в Каунас по работе,  я, ожидая троллейбус,  в киоске Союзпечати увидел, висевший за стеклом большой настенный календарь.  И на фотографии на развороте я узнал своего гида, он, конечно же, был не брюках и рубашке, а при полном параде…
                Это был Его Преосвященство,  литовский Кардинал!