Алексеевский маяк

Валерьян Николаев
На веранде у Василия Андреевича чистим белые грузди. Беседа вьется вокруг непревзойденных достоинств сего гриба в солёном виде. Засеял мелкий тёплый дождичек.

– И это, парень, нам с тобой на руку, – отметил Андреевич. – После августовских рос, туманов и таких вот дождичков губины нарастает – хоть косой коси.

– Согласен и ножичком резать, да только почаще, – поддерживаю беседу, поглядывая вдоль деревенской улицы. Развалившийся на окне веранды Гога, патентованный тунеядец, хозяйский кот, тоже разглядывает улицу.

У пруда, посреди деревни, лежит и жует упитанный бычок с самодовольной мордой. В палисадниках ярко рдеют осенними красками георгины, в цвет деревьям на лесной опушке. Налитые соком яблоки блестят, как новогодние игрушки. И в довершение к этой лубочной картинке блестит от нагулянного жира шерсть на Гоге.

По сырой траве, вдоль улицы, к Иванову дому идет белый, с рыжей позолотой по хвосту и шее красавец петух. Кроваво-красный гребень свисает на левый глаз, словно феска лихого пирата. Шагает уверенно и высоко поднимая лапы. Сделает три-четыре шага, остановится, оттянет назад лапку и брезгливо отряхнет мокрый земной прах.

На почтительном расстоянии от него семенят на полусогнутых три чёрных невзрачных курчонки. Грязные, с мокрыми подолами, будто по всем деревенским лужам полоскали их.

– Портят всю деревенскую идиллию эти грязнули. Посоветуй-ка Ваньке, пусть их ликвидирует, да заодно и петуха-чистоплюя.

– Точно сказал. Курицы – валявки, несутся плохо и где попадя, – кивнул Андреевич. Но, подумав, добавил, – куриц можно, а петуха не-е.

– Почему же петуха-то не-е, Андреевич?

–Да, знаешь, парень, какой у него голосище? Орёт, как наш прежний дьякон. Тот, бывало, своим рыком свечи гасил. И наш петух поёт – за две версты слышно. Собираешь грибы и чувствуешь, родная деревня близко. Я же тебе рассказывал о том, как заблудилась наша соседка-старушка. Петуху благодаря у нас теперь никто не заблудится. Он у нас в Алексееве теперь как бы…, – морщит лоб Андреевич.

– Звуковой маяк, – помогаю ему найти нужное сравнение.

– Во, во, маяк, – обрадовался Андреевич. – И пущай живёт себе  на здоровье.

Автор фото: Наталья Сорокина.


09.12.1986 г.