Пароход Черненко, капитаном которого я был

Паршин Владимир Гаврилович
Пароход «Черненко», капитаном которого я был
К 100-летию парохода «Черненко» (1902-2002)

(Фото - пароход «Черненко» на Зее)

В.Г.Паршин

     С пароходом «Черненко» у меня были связаны  целых три навигации. В 1947 году я, тогда  еще 18-летний,  был назначен судовым машинистом на этот пароход.  И проходил в нем всю  навигацию. Тогда я еще  и думать не мог, что  почти через полтора десятка лет, я стану капитаном этого парохода…
    В начале навигации 1961 года я был назначен 1-м штурманом (старпомом) парохода «Черненко», а спустя  четыре месяца, 12 августа,  меня назначили уже капитаном этого парохода. В должности капитана парохода «Черненко» я проработал и следующую навигация 1962 года. (Тогда это была Суражевская РЭБ флота).
  Работая на пароходах, тем более, будучи капитаном пароходов,  я всегда интересовался их историей.  Вот какова была краткая история парохода «Черненко».
 
***
    Пароход «Черненко» был построен в 1902 году в Бельгии в городе Серен на фирме «Джон Коккерель».  В разобранном виде его доставили морем (через Владивосток) в Хабаровск и здесь на «Красной речке» он был  собран и спущен на воду. Название ему дали – «Владимир Ковалевский».
   Так  пароход был назван в честь Владимира Ивановича Ковалевского (1848- 1934). Это был - российский государственный деятель, тайный советник,  учёный и предприниматель. В 1892 -1900 годах  он был директором Департамента торговли и мануфактур, а в 1900-1902 годах зам.министра финансов России. В 1906-1916 годах он был еще и  председателем Русского технического общества…
     В 1902-1917 годах пароход  ходил по Амуру,  частично перестраивался, осуществлял и пассажирские перевозки, фрахтовался для перевозки и военных грузов ( с баржами).
     В период гражданской войны оказался в Забайкалье, на Шилке и некоторое время был в составе военной флотилии войск  казачьего атамана Г.Семенова. После захвата красными, пароходу дали новое наименование в честь Григория Черненко – партизанского командира в Забайкалье.
      В 1929 году был мобилизован и включен в состав Дальневосточной флотилии в качестве тральщика-заградителя – «ТЗ-2». В октябре - ноябре 1929 г. участвовал в боевых действиях (конфликт на КВЖД), после чего разоружен и возвращен НКПС.
       В 1932-1934 гг. опять входил в состав Амурской флотилии. С началом войны в  очередной раз был мобилизован, переоборудован в тральщик – «ТРЩ-57» и включен в состав Амурской военной  флотилии. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 г. После войны, осенью 1945 года был  возвращен в Амурское речное пароходства, как буксирный пароход.

***
      В Амурском пароходстве работал до навигации 1963 года. С навигации 1964 года был  уже  выведен в отстой. Какое-то время стоял в затоне, а затем, в 1965 году, был разобран, порезан на металлолом…
                ХХХ
                Дополнительно

  РТЩ-57 – пароход «ЧЕРНЕНКО»
    (до 4.05.1923 г. "В Ковалевский", до 25.07.1929 г. "Г. Черненко", до декабря 1929 г. ТЗ-2, до 13.07.1941 г. и с 24.10.1945 г. "Г. Черненко")
    Речной колесный буксирный пароход.
    Построен в 1907 г.
    Призван 25.07.1929 г., вооружен и включен в состав Дальневосточной флотилии в качестве тральщика-заградителя. В октябре - ноябре 1929 г. участвовал в боевых действиях (конфликт на КВЖД), после чего разоружен и возвращен НКПС. В период с 5.05.1932 по 24.05.1934 гг. входил в состав Амурской флотилии. Мобилизован 13.07.1941 г., переоборудован в тральщик и включен в состав Амурской флотилии. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 г.
    Разоружен 24.10.1945 г. и переформирован в буксир.