Пароход «Черненко», капитаном которого я был
К 100-летию парохода «Черненко» (1902-2002)
(Фото - пароход «Черненко» на Зее)
В.Г.Паршин
С пароходом «Черненко» у меня были связаны целых три навигации. В 1947 году я, тогда еще 18-летний, был назначен судовым машинистом на этот пароход. И проходил в нем всю навигацию. Тогда я еще и думать не мог, что почти через полтора десятка лет, я стану капитаном этого парохода…
В начале навигации 1961 года я был назначен 1-м штурманом (старпомом) парохода «Черненко», а спустя четыре месяца, 12 августа, меня назначили уже капитаном этого парохода. В должности капитана парохода «Черненко» я проработал и следующую навигация 1962 года. (Тогда это была Суражевская РЭБ флота).
Работая на пароходах, тем более, будучи капитаном пароходов, я всегда интересовался их историей. Вот какова была краткая история парохода «Черненко».
***
Пароход «Черненко» был построен в 1902 году в Бельгии в городе Серен на фирме «Джон Коккерель». В разобранном виде его доставили морем (через Владивосток) в Хабаровск и здесь на «Красной речке» он был собран и спущен на воду. Название ему дали – «Владимир Ковалевский».
Так пароход был назван в честь Владимира Ивановича Ковалевского (1848- 1934). Это был - российский государственный деятель, тайный советник, учёный и предприниматель. В 1892 -1900 годах он был директором Департамента торговли и мануфактур, а в 1900-1902 годах зам.министра финансов России. В 1906-1916 годах он был еще и председателем Русского технического общества…
В 1902-1917 годах пароход ходил по Амуру, частично перестраивался, осуществлял и пассажирские перевозки, фрахтовался для перевозки и военных грузов ( с баржами).
В период гражданской войны оказался в Забайкалье, на Шилке и некоторое время был в составе военной флотилии войск казачьего атамана Г.Семенова. После захвата красными, пароходу дали новое наименование в честь Григория Черненко – партизанского командира в Забайкалье.
В 1929 году был мобилизован и включен в состав Дальневосточной флотилии в качестве тральщика-заградителя – «ТЗ-2». В октябре - ноябре 1929 г. участвовал в боевых действиях (конфликт на КВЖД), после чего разоружен и возвращен НКПС.
В 1932-1934 гг. опять входил в состав Амурской флотилии. С началом войны в очередной раз был мобилизован, переоборудован в тральщик – «ТРЩ-57» и включен в состав Амурской военной флотилии. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 г. После войны, осенью 1945 года был возвращен в Амурское речное пароходства, как буксирный пароход.
***
В Амурском пароходстве работал до навигации 1963 года. С навигации 1964 года был уже выведен в отстой. Какое-то время стоял в затоне, а затем, в 1965 году, был разобран, порезан на металлолом…
ХХХ
Дополнительно
РТЩ-57 – пароход «ЧЕРНЕНКО»
(до 4.05.1923 г. "В Ковалевский", до 25.07.1929 г. "Г. Черненко", до декабря 1929 г. ТЗ-2, до 13.07.1941 г. и с 24.10.1945 г. "Г. Черненко")
Речной колесный буксирный пароход.
Построен в 1907 г.
Призван 25.07.1929 г., вооружен и включен в состав Дальневосточной флотилии в качестве тральщика-заградителя. В октябре - ноябре 1929 г. участвовал в боевых действиях (конфликт на КВЖД), после чего разоружен и возвращен НКПС. В период с 5.05.1932 по 24.05.1934 гг. входил в состав Амурской флотилии. Мобилизован 13.07.1941 г., переоборудован в тральщик и включен в состав Амурской флотилии. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 г.
Разоружен 24.10.1945 г. и переформирован в буксир.