Корреспонденция. Арктические этюды

Юрий Комболин
Во Дворце культуры моряков готовится отчётная выставка архангельского художника М. Баранчеева по творческой командировке в Арктику на теплоходе «Капитан Мочалов».

Михаил Сергеевич недоволен: короток зимний день, мало времени для работы, ведь при искусственном освещении краски приобретают обманчивые оттенки, вводя художника в заблуждение. На незавершённом полотне – караван судов, идущих под проводкой ледокола Северным морским путём. Высвечен красным, уже не греющим солнцем, пробитый во льду канал.
Рядом с мольбертом – этюд, написанный три месяца назад с натуры. На нём тот же караван, те же льды и солнечные блики. И всё же картина создаётся больше по памяти, хранящей впечатления тридцатидневного пребывания в Арктике на борту теплохода «Капитан Мочалов»…
Первое знакомство с Севером у М. Баранчеева состоялось в 1950 году, когда он, студент Московского художественного института имени В.И. Сурикова, приехал в Архангельск. Не романтика, не юношеская увлечённость позвали его сюда. К тому времени в его жизненном багаже были московское художественное училище, служба в рядах Советской Армии в самое трудное – военное время, работа в студии военных художников имени В.М. Грекова и, наконец, Суриковский институт, где М. Баранчеев завершал своё художественное образование. Естественно, после всего этого поездка на Север видится осмысленным шагом художника на выбранном творческом пути.
Много путешествуя по Архангельской области, художник набирается впечатлений, которые красками ложатся на холст. Часть этих этюдов со временем становятся картинами.
Просматривая каталог его персональной выставки, состоявшейся в Архангельске в 1974 году, видишь, что художник с первого знакомства с Севером постоянно касается морской темы. На его полотнах то раздольная Двина, то лесовозы на рейде, то причалы порта, то паруса яхт, то корабельная сторона Соломбала, то иностранные моряки.
Более глубокой стала его связь с морем, когда М. Баранчеев, организовал выставку своих работ на борту теплохода «Вера Мухина». Полгода путешествовали три десятка его полотен по морям и океанам, знакомя моряков и гостей судна с неброской красотой Севера, с его людьми – немногословными и строгими в делах и помыслах.
И вот осенью прошлого года М. Баранчеев сделал новый качественный шаг в знакомстве с Севером. Целый месяц провёл художник на борту теплохода «Капитан Мочалов», прошёл путь от Архангельска до Енисея. Он перебирает этюды, написанное за это время, и останавливается на одном:
- Смотрел-смотрел ночью в иллюминатор, силился разглядеть грань между морем и небом: ничего не видать в сплошной черноте. Но вот глаза привыкли, и небо стало, как бы светлеть и отделяться от моря, хотя и то и другое – чернее тьмы. Так и не уснул нормально в эту ночь: держал в памяти цвет моря и неба.
Особо жадно писал он волну. Было так: в устье Енисея вдруг сменилась погода, отложил незаконченный этюд (можно по памяти дописать!), взялся за другой. А вся-то разница – вода потемнела. Михаил Сергеевич, показывая тот этюд, сказал: «Вроде ничем не отличается от предыдущего, только чёрточки на волне появились. Но я, почитай, за этими чёрточками и в плаванье-то пустился».
 За тенью от волны, за изломом льда, за морозной дымкой над только что пробитым каналом, за силуэтом теплохода на фоне девственного снега и много ещё за чем стоит пойти самому в Арктику! Нет, не жалко на это месяц жизни – вот они, сорок пять этюдов.
Сейчас в планах художника новая творческая поездка – через весь Северный морской путь. Надо полагать, что и после неё будет новая встреча с художником.

Газета «Моряк Севера», Архангельск, 23 января 1982 года.