Берёзки на холме

Художник Владимир Крылов
Дед  мой, Иван Алексеевич  происходил из крестьян маленькой деревеньки Шапкино Хотебцовской волости Можайского уезда (теперь Рузский район Московской области). Деревня была крохотной – всего пять домов.
 Рассказывали, что название своё эта деревенька получила из-за давнишнего скандала в благородном дворянском семействе. Что-то не поделили между собой и расскандалились жители дворянской усадьбы. Разругались настолько, что одна из хозяек, бедная, но гордая, взяла свою личную собственность – пятерых крепостных, как будто бы положила в шапку, и перенесла их на новое место – поселилась на крохотном кусочке своей собственной земли, среди лесов, на холме, возвышавшемся над маленькой, чистенькой  речушкой, которую можно было легко перейти вброд в любое время года, и которая брала своё начало в незаметном, прохладном ключе неподалёку.  Поэтому и вновь основанная деревенька из пяти домов стала называться Шапкино. И была эта деревенька такой тихой, уютной и ладной, что жители любили своё маленькое поселение бесконечно.
В числе попавших в дворянскую шапку крестьян оказались и родители Ивана Алексеевича. Был дед человеком красивым, с голубыми глазами, аккуратными пшеничными усами и  светлой, русой шевелюрой. Естественно, что для Ивана Алексеевича, как и для всякого крестьянина во всякой деревне, огромное значение имел сенокос. И вот однажды, как рассказывал  отец, по жеребьёвке, Иван Алексеевич получил под сенокос самый неудобный участок. Неудобство заключалось в том, что участок размещался на крутом склоне того самого холма над речкой и выкашивать его было очень неловко. Во время покоса, Иван Алексеевич наткнулся на маленькие, только что народившиеся берёзки.
Берёзки были тоненькие, с нежными прозрачными листочками, такие трогательные и красивые, что у Ивана Алексеевича не поднялась рука скосить их  одним махом. Он аккуратно обкосил берёзки со всех сторон и оставил их расти до осени. А осенью берёзки заметно подросли и стали ещё краше.
А Иван Алексеевич в следующую весну без всякой жеребьёвки, добровольно взял себе под сенокос тот неудобный участок и берёзки выросли ещё на полметра. Так продолжалось три года. И только когда берёзки превратились в маленькие деревца, Иван Алексеевич ушёл с этого неудобного покоса.
Но деревца были ещё очень маленькие и следующие по жребию косари могли легко срубить их под корень, чтобы не мешались. Но на такой поступок никто из жителей деревеньки не решился. Берёзки превратились в огромные белые деревья, которые возвышались на холме над чистенькой речушкой еще каких-то 40 лет назад, когда мы в последний раз заезжали навестить деревню Шапкино. Они были ещё живы и  напоминали всем о любви русского человека к своей стране и к своей природе безо всяких тщетных напоминаний об экологической угрозе и неизбежной экологической катастрофе.






































Владимир Крылов. Москва. 2016г.