Джон Бейл епископ, историк, писатель

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЖОН БЕЙЛ: ЕПИСКОП,  ИСТОРИК, ПИСАТЕЛЬ
Андрей Штерн

Джон Бейл (1495-1563) был одним из первых англиканских богословов, историков и писателей, а также главой епархии Оссори в Ирландии  (1). Он получил известность как драматург, опубликовавший первую известную стихотворную драму на английском языке, написанную о короле Иоанне Безземельном, и как историограф, выпустивший обширный список произведений британских авторов вплоть до своего времени, ввиду ухудшения состояния монастырских библиотек имевший огромную ценность. Фактически Бейл помог сохранить рукописное наследие Англии отчасти благодаря его каталогизации древних английских писателей и текстов, а отчасти через влияние на архиепископа Кентерберийского Мэтью Паркера, который сам стал великим покровителем древних рукописей (2).  Наряду с Паркером и Джоном Джуэлом он заложил основы англиканского - а по сути всего англо-протестантского - самосознания, постулировав теорию двух древних церквей на Британских островах - отступнической римской и подлинно христианской, в какой-то мере национальной (3). Бейл популяризировал для английской аудитории жанр мартиролога, вскоре нашедший свою вершину в "Книге мучеников" Джона Фокса. Бэйл также помнят, помимо всего прочего, за его полемику, теологические трактаты и евангельские пьесы (4). Одним словом, это был бывший монах, епископ, ученый, поэт, драматург, полемист, коллекционер рукописей, библиофил и каталогизатор, которому англоязычная и мировая культура обязана сохранением многих сокровищ Средневековья.
 К сожалению, то, что мы знаем о Бейле, во многом разбавлено его литературными эскападами, вынуждающими отделять его историческую личность от вымыслов о себе и позднейших мистификаций. Склонность Бейла писать довольно риторичные автобиографические заметки сделала его идеальным предметом для исторического романа Джона Ардена, который, впрочем, оказал своему герою весьма дурную услугу, так что его автобиография местами читается попросту как фиктивная. Более взвешенные, но скупые сведения о себе Бейл поместил в предисловие к своему знаменитому справочнику. С другой стороны, добровольно взятая им на себя роль идеолога королевской Реформации порой подталкивала его к довольно радикальным взглядам  на эсхатологию и экстравагантным экспериментам с историей своей страны -  так что неудивительно, что в недавней биографии Лесли Фэрфилд назвал его мифотворцем!

Священник и драматург: от моралите к "Королю Иоанну"

Биография Бейла довольно типична для английской Реформации. Он родился в Ковеайте возле Данвича в Суффолке, на востоке Англии. В 12 лет он вступил в кармелитский монастырь в Норвиче, а затем - в небольшую обитель в Алнвике, бывшую чем-то вроде скита. Позже он поступил в Колледж Иисуса в Кембридже и в 1529 г. получил степень бакалавра богословия. До начала 1530-х гг. Бейл не проявлял склонности к реформам (в 1526 г. он как кармелит даже написал гимн Богоматери) и резко отрицательно отнесся к лютеранству.
В 1533 г. Бейл стал последним настоятелем кармелитского подворья в Ипсвиче. Однако вскоре, полностью разочаровавшись в жизни ордена и, по-видимому, пережив обращение, он вышел из монашества и женился на вдове по имени Дороти (5), позже заявив, что считает "невозможным служение столь отвратительному зверю", и что "пусть тот, кто разжигается, лучше найдет жену" (6). Хотя за всем этим трудно не видеть личных проблем, очевидна и работа живой совести. Несколько лет спустя возмущение Бейла разложением церкви прорвется в его довольно брутальной сатире, пародирующей нравы иерархии и способной произвести довольно сильное впечатление в накаленной атмосфере начавшейся Реформы.
Бейл поселился в селе Торндон возле Ипсвича, затем в самом городе, однако в 1534 г., когда в поездке в Донкастер он прочел проповедь против призывания святых, его вызвали к архиепископу Йоркскому, а затем к епископу Лондона Джону Стоуксли. Бейл был арестован и заключен в тюрьму в Гринвиче. Благодаря тому, что к этому времени Бейл был знаком с Томасом Кромвелем, оказавшим ему покровительство (7), диссиденту удалось бежать. Не вполне очевидно, что привлекло в нем на тот момент столь серьезного государственного деятеля, однако, когда после 1537 г. литературные труды Бейла стали заметными, Кромвель не мог не извлечь из них политической пользы.
Бейл атаковал своих религиозных и политических противников, особенно католическое духовенство, с жаром, которого в английской литературе еще не было; позже антиквар Энтони Вуд заклеймил его работы как "неотесанную брань". Из его драматических произведений сохранились пять, от остальных остались лишь названия, показывающие, что они были вдохновлены той же религиозно-политической тематикой. Самой злой из пьес-памфлетов Бейла были "Три закона - природы, Моисея и Христа, поврежденные содомитами, фарисеями и папистами" (1538, переиздание 1562). В этом моралите "Идолопоклонство разодето как старая ведьма, Содомия как монах непонятного ордена, Лихоимство как церковный адвокат, а Лжеучение как папский доктор".
В том же 1538 г. в Ипсвиче были написаны диалог "Интерлюдии Божественного промысла", мистерии "Божии обетования", "Искушения нашего Господа" и "Иоанн Креститель в пустыне", а также драма "Король Иоанн", представлявшая собой уже не чистое моралите, а отчасти историческую пьесу (8). Это произведение было несомненно новаторским, ибо это было первое драматическое произведение на английском языке, где исторический монарх являл характер добродетели, и, видимо, работа над ним была поддержана властями Ипсвича, получившего около 1200 г. от Иоанна городскую хартию. За 14 лет до "Горбодука" Нортона и Сэвила Бейл попытался создать драматическое повествование об английской истории, избежав сложившихся штампов. Повествуя об истории Иоанна Безземельного, работа Бейла воспринималась в то же время в контексте пропаганды королевской Реформации. Марк Стивенсон пишет: "Король Иоанн" Бейла представляет собой апофеоз воскрешения исторической памяти об Иоанне, начатого в 1520-е гг. различными сочувствующими протестантами, в том числе Уильямом Тиндейлом. Эта реконструкция Иоанна предвосхитила великие политические и религиозные конфликты эпохи Тюдоров. Усопший король стал образцом для реформы, и поэтому прошлое стало проецироваться в будущее путем создания важного исторического прецедента для того, что в конечном итоге станет разрывом Генриха VIII с Римом" (9).
Взгляд на историю с попыткой найти прообраз политики Тюдоров проведен Бейлом весьма последовательно. Король представлен здесь как борец за самостоятельное английское церковное устройство и обряд вопреки папской тирании (которую в дальнейшем Бейл отождествит с анотихристом) и даже сравнивается с Моисеем, выводящим Израиль из-под владычества фараона. В другом месте Бейл приписывает королю явно еретические для его эпохи идеи и даже сближает Иоанна с лоллардами. Иоанн противопоставлен множеству римско-католических злодеев и в конечном счете убит некоей Крамолой, прежде чем Истина успевает защитить его. Аллегорические персонажи все еще смешиваются с реальными людьми: защищаемая королем от домогательств "ложной религии" "Вдова Англия" представляет нацию, а Мятеж имеет облик шута, занимая в аллегории второе место. Как и в моралите, одни и те же актеры, по-видимому, могли играть не одну роль, о чем свидетельствуют пометки о смене костюмов.
"Король Иоанн" дебютировал при дворе Генриха VIII и после этого, скорее всего, не исполнялся, ибо необходимость в такой поддержке начинаний Тюдоров отпала. Незадолго до кончины уже при Елизавете Бейл существенно отредактировал пьесу, переиздав ее в 1562 г.   

Литературовед, историк, полемист

Когда в 1540 г. Томас Кромвель попал в опалу и вскоре был казнен, Бейл бежал с женой и детьми в Антверпен. Поскольку трагические события конца правления Генриха VIII не подорвали его доверия к идее национальной церкви, он смог вернуться с воцарением Эдуарда VI и получил в качестве источника средств к существованию приход Бишопсгейт в Хэмпшире возле Саутгемптона - с которого жил до 1552 г., когда он получил епархию Оссори. Это позволило Бейлу всерьез заняться литературно-историческими трудами. В 1548-1549 гг. он выпустил на латыни в Ипсвиче и в Германии в Везеле книгу, которую часто считают его opus magnum - "Краткое изложение знаменитых писателей Великой Британии, то есть Англии, Уэльса и Шотландии", охватывавшее литературные биографии примерно за 500 лет (10).  Следующее издание этого труда, значительно расширенное и хронологически начатое с античности, вышло в 1557-1559 гг. в эмиграции в Базеле. Этот хронологический каталог британских авторов и их работ был частично основан на работе антиквара Джона Леланда "О знаменитых мужах", с автором которой он встретился еще в 1535 г.  (11).
Вместе с тем сам Бейл был неутомимым тружеником и исследователем, лично разобравшим, как он сам признал в предисловии, некоторые из крупнейших монастырских библиотек августинцев и кармелитов Англии (особенно в Норфолке и Суффолке)  прежде, чем монастыри были распущены, а библиотечные фонды распроданы или розданы частным владельцам. На состояние провинциальных библиотек Бейл сетовал и позже - например, в переписке с Паркером в 1560 г. Его работа содержит множество информации, которая в противном случае была бы безнадежно потеряна. Она собрана в алфавитном порядке и включает упоминание многочисленных источников. Однако Бейл не был просто антикваром или даже историографом. Он стремился представить себя как звено в цепочке английских писателей, сохраняющих истинную веру против ересей антихриста, причем уже на исходе истории. Здесь наряду с высокой оценкой Уиклифа, которого Бейл обоснованно считал предтечей королевской Реформации (12), явственно показались апокалиптические мотивы, определившие характер дальнейших трудов писателя. Одновременно Бейл продолжил полемику: в Германии он издал памфлет против монашества под заглавием "Дела английских служителей", работу против папства, а также апологию трех еретиков - лолларда лорда Кобэма (+1417), Уильяма Торпа и Энн Эскью. Небольшой трактат против мессы, иногда атрибутируемый Бейлу в этот период, мог быть написан и Хью Хилари (13). Наконец, будучи ректором Бишопсгейта, к 1547 г. Бейл подготовил свою важнейшую книгу "Облик двух церквей", содержавшую его разработки по богословию истории и эсхатологии (14).

"Облик двух церквей" 

Главная книга Бейла по сути представляет собой расширенный комментарий на Апокалипсис, ставший одним из первых в тюдоровской Англии (на что обратил внимание Ричард Бокэм (15)). Он писал в эпоху, когда страсть к постижению смыслов Писания еще только разгоралась, и  центральный тезис его эсхатологической экзегезы заключался в том, что книга Откровения - это пророчество для святых, живущих на последнем этапе существования ложной отступнической церкви и непосредственно в преддверии Второго пришествия Христа. Бейл считал, что "тот, кто не знает эту книгу, не знает, к какой церкви принадлежит", и возмутительно, что кто-то вообще пытался исключить ее из канона. В этом смысле его труд стал одним из первых опытов британской актуальной эсхатологии, которая с такой грандиозной силой расцветет в эпоху пуритан.
Бейл начал с толкования коротких отрывков и продолжил довольно подробным перифразом, чтобы объяснить смысл и значение таких вещей, как открытие семи печатей, звери, рога, трубы и всадники. В центре его внимания была правильная идентификация антихриста. Здесь у Бейла понимание Откровения заметно отличается от широко распространенных эсхатологий, будучи близким к позднейшему постмилленаризму или же к тому, что В.Ф.Эрн называл "идеей катастрофического прогресса". Так, он ничего не говорит об антихристе как о царе, маге или чудотворце, который должен появиться в будущем.  Вслед за Тиндейлом и, отчасти, Лютером Бейл считал, что антихрист правит сейчас и явлен в определенном состоянии Церкви.
Представление о папе как об антихристе, а о Реформе как об избавлении Церкви Бейл разделял с Тиндейлом (первым английским переводчиком Апокалипсиса, хотя его замечания и комментарии к нему были фрагментарны) и с континентальными реформаторами. Именно в этой перспективе он понимал всю церковную историю.. Для него существует два типа церквей. В истории появилась, была и будет до конца века ложная церковь, церковь антихриста, которая будет преследовать всех, несогласных с ее властью. В этой критике, однако, Бейл явно имел в виду не только воинствующий католицизм, но и возможность тирании в теократическом правлении, если оно появится у его противников. Возможно, это было камнем в огород швейцарской Реформации, хотя, как ни странно, Бейл не называет по имени Кальвина и лишь вскользь критикует Цвингли - видимо, считая его позицию крайней. Бейл также резко критически отзывается об исламе ("церкви Магомета"), считая его тиранией над народом и обвиняя в гонениях на святых.
Напротив, истинная Церковь для Бейла горячо любит Слово Божие и учит ему без человеческих искажений. Открытие печатей описывает, что происходит, когда Божье слово является в мир. Хотя периоды отступничества могут быть довольно длительными, истинная Церковь существует практически непрерывно в виде локальных общин и народных движений, предшествующих более организованной Реформации: так, традицию лоллардов Бейл обоснованно сближал с континентальным лютеранством (16). Он считал, что он жил в момент открытия шестой печати, в эпоху великих потрясений, когда Церковь и Писание освобождаются от власти отступнического Рима. Время седьмой печати - это время, когда Божье слово будет распространяться спокойно и мирно, и оно продолжится до конца мира. В этой перспективе представляется необоснованным представление К.Гриббона, что эсхатология Бейла пессимистична; напротив, она довольно близка к пуританскому постмилленаризму (17).
Несомненно, "Облик двух церквей" сформировался в весьма напряженное время, полное предчувствий надвигающихся ужасов марианского террора. Он полон жесткой, местами агрессивной риторики, которая вполне понятна в этой ситуации. Резонанс от книги был довольно существенным - так, Эдмунд Бике, который в 1549 г. переиздал компилятивную т.н. Библию Матфея, включил цитаты Бейла в новые подстрочные примечания, а затем распространил часть тиража его труда. Вместе с тем нет сведений, что редактор Библии Матфея Майлз Ковердейл (о котором сам Бейл прекрасно отозвался как об "одном из первых в Церкви Англии, кто чисто исповедал Христа" (18) поддерживал эсхатологию Бейла, по крайней мере целиком.

Изгнание и возвращение

Получив уже как заслуженный 57-летний церковник епископскую кафедру в Ирландии, Бейл категорически отказался отправлять в ирландской Церкви римско-католические обряды и сумел защитить свою позицию, хотя декан Дублина выразил протест против пересмотра литургии. Бейл также поссорился с почтенным пожилым судьей Томасом Лоуренсом, который прибыл в Килкенни, чтобы призвать народ отказаться от нововведений. Эти события закрепили за Бейлом начатую в литературе репутацию сурового и конфликтного человека, нажившего обилие врагов среди ирландского духовенства и населения, что не позволило ему остаться на острове надолго.
При воцарении Марии Кровавой, развернувшей зверские преследования протестантов, Бейл был вынужден снова бежать на континент. Сначала он попытался уехать в Шотландию,  однако в плавании его захватил голландский военный корабль, который из-за шторма был вынужден остановиться в Сент-Айвсе в Корнуолле. Бейл был арестован по подозрению в государственной измене, но вскоре освобожден. Через некоторое время он смог добраться до Дувра и выехать в Нидерланды, но поскольку испанский террор свирепствовал и там, Бейл отправился во Франкфурт, а затем в Базель. Этот длинный путь Бейлн позже описал довольно подробно, без особой скромности сравнивая его с миссионерскими путешествиями апостола Павла! В эмиграции, особенно в более спокойной Швейцарии, Бейл смог посвятить себя литературному труду, а главное - познакомился с Джоном Фоксом, уже приступившим к собиранию материалов о марианских мучениках. Несомненно, "Облик двух церквей" оказал существенное влияние на этот титанический трактат, будучи вполне ко времени страшных преследований и садизма инквизиции (19). 
После воцарения Елизаветы I Бейл снова вернулся на родину и в 1560 г. с учетом его заслуг получил пребенд в Кентербери, позволивший ему провести остаток жизни без нужды. Спустя три года он умер и был похоронен там же в кафедральном соборе. Репутация Бейла в последующий период была достаточно высока - что неудивительно для елизаветинцев, ценивших его лояльность, хотя и менее очевидно в пуританском контексте. Его словари и каталоги были признаны настолько добросовестными, что позже его трудами пользовались даже католики - например, английский эмигрант Джон Питтс  (1560-1616), в своем вышедшем посмертно в  1619 г. в Париже словаре британских писателей опустивший лишь Уиклифа и протестантов (впрочем, он считал, что Бейл исказил работу Леланда). Уильям Халлер в "Избранной нации" (1967) относит Бейла к создателям всего последующего английского самосознания и мессианизма. К. Хилл упоминает Бейла среди авторов, возродивших "народные апокалиптические чувства в Англии",  а Леонард Тринтеруд в "Истоках пуританизма", несмотря на преданность Бейла англиканству, считает его наряду с Тиндейлом, Хупером, Брэдфордом и Фоксом прямым предшественником пуританской эсхатологии (20).


(1) Биографические очерки см.: Happe P. John Bale. L.,1996 (автор считает мемуары Бейла по большей части литературной мистификацией, мягко назвав это "тенденцией драматизировать" (Р.2)); Fairfield L. John Bale, Mythmaker for the English Reformation. Eugene OR,2006 (1st ed. 1976, более спорная и написанная без особых симпатий работа),  Wort O. John Bale and Religious Conversion in Reformation England. L.,2015, а также English Miracle Plays, Moralities and Interludes. Ed.A.W.Pollard. Oxford, 1914. P. 218-219 и в Оксфордском словаре национальных биографий.
(2) Strype D. The Life and Acts of Matthew Parker. Oxford,1821. P.519-520; Summit J. Memory's Library: Medieval Books in Early Modern England. Chicago,2008. P.136 f. The Recovery of the Past in Early Elizabethan England: Documents by John Bale and John Joscelyn from the Circle of Matthew Parker. Ed.G.Timothy, A.G.Watson. Cambridge,1998
(3) Подробно см.: Curran J.E. Roman Invasions: The British History, Protestant Anti-Romanism, and the Historical Imagination in England 1530-1660. Newark - L.,2002. P.37-86
(4) Литературное и, в частности, драматическое творчество Бейла было исследовано раньше: McCusker H. John Bale: Dramatist and Antiquary. Philadelphia,1942; Blatt T.B. The Plays of John Bale: A Study of Ideas, Technique and Style. Copenhagen,1968. Пьесы Бейла были собраны в однотомник Х.Хеппе в Кембридже в 1985 г. См. также Pineas R. The English Morality Play as a Weapon of Religious Controversy // Studies in English Literature, 1500-1900', Vol. 2, No. 2, Elizabethan and Jacobean Drama (Spring, 1962), pp. 157-180 (нам недоступно)
(5) Биограф Кранмера Д.Мак-Куллох, как и Л.Фэрфилд, относит обращение Бейла к тому же 1533 г. (McCulloch D. Thomas Cranmer. New Haven - L.,1996. P.27). Жизнь Дороти Бейл, которую сам Бейл упомянул лишь однажды в своем написанном  в 1553 г. отчете о епископстве в Ирландии, полностью и довольно грязно мифологизирована Арденом в романе "Книги Бейла" (1988), где она занимает чуть ли не больше места, чем ее супруг, и ей приписаны богемные нравы, наличие незаконнорожденного сына от графа Вентворта и другие не имеющие отношения к фактам сплетни: достаточно того, что Арден без всяких доказательств приписал обоим супругам бисексуализм!  Скорее стоит допустить, что в юности Бейл подвергся насилию монахами-содомитами и приобрел к сему явлению неодолимое отвращение.
(6) Happe P. John Bale. P.147
(7) Эти отношения лишь вскользь описаны в работе: Hutchinson R. Thomas Cromwell: The Rise And Fall Of Henry VIII's Most Notorious Minister. L.,2009. См. также Wort O. Op.cit. P.16-17
(8)  Первоначальная рукопись "Короля Иоанна", задуманного как цикл из двух пьес, была найдена около 1831 г.  среди бумаг правительства Испсвича.  Критическое издание: John Bale's "The Tragycall Historie of Kynge Johan  - было выпущено кембриджским Camden Society под редакцией Д.П.Кольера в 1838 г. О "Короле Иоанне" в целом см.: Walker G. Plays of Persuasion: Drama and Politics at the Court of Henry VIII. Cambridge,1991. P.169-221 и статью: Stevenson M. John Bale, William Shakespeare, and King John https://www.tsm.edu/wp-content/uploads/John Bale, William Shakespeare, and King John.pdf Работа Бейла практически не повлияла на создание позднейших исторических летописей, таких, как "Беспокойное правление короля Иоанна" (1591), принадлежащее, вероятно, перу Джорджа Пила и вскоре использованное Шекспиром для создания его собственного "Короля Иоанна". Авторство Д.Пила защищает книга: Halliday F.E.  A Shakespeare Companion 1564–1964. Baltimore, 1964. P.503-504; атрибуцию Шекспиру см.:The Predecessors of Shakespeare: A Survey and Bibliography of Recent Studies in English Renaissance Drama. Ed T.P. Logan D.S. Smith, Lincoln NE, 1973. Р. 182.
(9) Stevenson M. Op.cit.
 (10) Экземпляр первого издания с автографом автора сохранился в коллекции Селдена в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. Наиболее известно издание: Index Britanniae Scriptorum quos collegit Ioannes Baleus. Ed.R.L.Poole, M.Bateson. Oxford,1902.
(11) Научное издание с англ.пер.: Leland J. De uiris illustribus: On Famous Men. Ed.J.P.Carley. Toronto - Oxford,2010
(12) Для Уиклифа "вся Церковь, даже папа, должна подчиняться королю во временных и мирских делах" (Лефф Г. Вероучение Джона Уиклифа http://www.proza.ru/2016/11/02/11). Как ни странно, эта идея своеобразной симфонии властей в Англии XIV в.  легко сочеталась с богословием, близким к позднейшему радикальному кальвинизму. Хотя Тиндейлу эти идеи были близки, воспроизвести эту парадигму позже уже не удалось.  Есть мнение, что "Король Иоанн"  содержит скрытые цитаты из "Обязанностей христианина" Тиндейла (Daniel D. William Tyndale: A Biography. New Haven,1994. P.243).
(13) Garrett С. The Resurreccion of the masse: By Hugh Hilarie - or John Bale (?) // The Library, 4th series, xxi (1940-1). P.143-159; Pineas R. The Authorship of The Resurreccion of the Masse // 5 Library XVI (1961), Р.210-213; Id 'John Bale's Nondramatic Works of Religious Controversy'// 'Studies in the Renaissance', Vol. 9 (1962) P.. 218-233 (нам недоступно).
(14) Труд Бейла был переиздан в Кембридже в 1849 г. Научное английское издание вышло недавно: John Bale’s 'The Image of Both Churches'. Ed.G.E.Minthon. Dordrecht,2014.
(15) Baucham R. The Tudor Apocalypse. Appleford,1978. P.23-25
(16) Thornton T. Prophecy, Politics and the People in Early Modern England. Woodbridge,2006. P.56
Fairfield L. Op.cit. P.151-156
(17) Introduction  // 'The Image of Both Churches. P.30
(18) Цит. по: Historical Handbook of Major Biblical Interpreters. Ed.D.K.McKim. Downers Grove,1998. P.180.  Writings of John Fox, Bale, and Coverdale. L.,1831
(19) К сожалению, в недавнем британском сборнике "Джон Фокс и его мир" это сотрудничество упоминается лишь в связи с каталогом Бейла.
(20) Хилл К. Английская Библия и Ревволюция XVII века. М.,1997. С.   Trinterud L. Origins of Puritanism. Cambridge,1951. P.38. П.Тун считает весь этот эсхатологический подход августинистским (Toon P. Puritans, the Millennium and the Future of Israel: Puritan Eschatology 1600 to 1660. L.,2002. P.6), что ввиду национального влияния Уиклифа далеко не очевидно.

.