243 Приемка топлива в море 18 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

243. Приёмка топлива в море. 18 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, пятница 18 мая 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 4.9°C тепла, средняя: плюс 7.3°C тепла, макс.: плюс 11.2°C тепла, 0.7 мм осадков, временами мелкий дождик.

В пятницу 18 мая, будучи в море на полигоне для ракетных и артиллерийских стрельб, узнал, что ЗУР 9М33 грузили на корабль ради тренировок ракетных расчётов, а стрелять будем по мишени из артиллерийских установок АК-726. Причём стрелять будем ночью! Ещё ни разу экипаж БПК "Свирепый" не выполнял стрельбы по мишеням в ночное время. Очень интересно!

Днём 18 мая 1973 года мы в качестве боевого тренировочного учения принимали топливо с танкера и об этом следует рассказать более подробно. На Балтийском флоте существует несколько средних морских танкеров, мы пока видели и познакомились с двумя - СМТ "Лена" и СМТ "Шексна" проекта 577. Эти танкеры были построены на ССЗ (судостроительном заводе) №870 в Выборге. СМТ "Шексна" (заводской номер 752) был заложен 28.12.1959 г., спущен на воду 16.10.1962 г. и вступил в строй ВМФ 31.12.1962 г. СМТ "Лена" (заводской номер 758) был заложен 20.07.1965 г., спущен на воду 22.10.1966 г. и вступил в строй ВМФ 28.12.1966 г.

Тактико-технические данные СМТ пр.557:
Водоизмещение, т:
стандартное: 2910
полное: 7240
Размеры, м:
длина: 121,9
ширина: 16
осадка: 6,51
Скорость полного хода, уз: 17,7
Дальность плавания: 4000 миль (15 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 2х4500 л.с., дизели 58Д, 2 ВФШ, 2 ДГ по 300 кВт, 3 ДГ по 100 кВт, 1 ДГ 25 кВт
Вооружение: 2х4 57 мм ЗИФ-75 – 2 СУ МР-103 «Барс» – затем сняты (пр.577Э – 3х2 25 мм 2М-3М)
РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», НРЛС «Нептун»
Грузоподъемность, т : 3600
Экипаж, чел: 75.

То, что мы увидели и испытали при приёме топлива и воды с танкера "Лена", привело весь экипаж БПК "Свирепый" в восторг, вызвало искреннее уважение и восхищение мастерством, уверенностью и опытностью экипажа танкера, среди которых были женщины и даже девушки. Наличие женщин в экипаже морского судна было для нас неожиданностью и посмотреть на действо по приёму топлива с танкера вышли почти все свободные от вахт моряки БПК "Свирепый". Получив "карт-бланш" от командира корабля на фотосъёмку, я носился по кораблю между баком, где работала бункеровочная команда и царствовал старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников и ходовым мостиком, где в кресле командира корабля восседал нервный и настороженный капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, а рядом с ним стояли вахтенный офицер (помощник командира корабля) и замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. Мне очень хотелось сфотографировать напряжённые лица и позы матросов, старшин, мичманов, офицеров, командира и замполита, но они, ещё не привыкнув, к моему присутствию с фотоаппаратом, сердито гнали меня "куда подальше".

Тогда я сосредоточился на технике и технологии приёма топлива на боевой корабль в море с морского танкера, потому что это оказалось очень и очень интересным, сложным, порой драматичным и опасным делом. Вот как это было...

Наш БПК "Свирепый" пр.1135 типа "Буревестник" имел дальность хода на максимальной скорости в 32 узла (59.264 км/ч) 1290 миль (2076,05 км) при расходе топлива на милю - 390 кг. На крейсерской скорости - 17 узлов (31.484 км/ч) мы могли пройти по морю 3550 миль (5713,17 км) при расходе топлива на милю - 143 кг. На экономичном ходу - 14 узлов (25.928 км/ч) мы уже могли пройти все проектные и фактические 5000 миль (8046,72 км) при расходе топлива - 100 кг на одну милю. Кстати, малым ходом считается скорость движения корабля - 3 узла (5.556 км/ч). При этом (для сравнения) средняя скорость пешехода по ровной дороге - 4 км/ч.

Запас топлива на БПК "Свирепый" пр.1135 типа "Буревестник" составляет 450 т и есть возможность дозаправки корабля топливом (ещё 100 т), водой и всеми видами жидких и сухих грузов с морских танкеров и иных судов. Таким образом, автономность или способность самостоятельного пребывания в море-океане без дозаправки для нашего корабля пр.1135 составляет 30 суток, то есть 1 месяц. Естественно, если на море-океане сильное волнение, течение или ветра, то сопротивление ходу корабля сильно увеличивает расход топлива, сокращает автономность корабля. Вот почему необходимо уметь заправляться с морского танкера водой и топливом в любую погоду.

ГЭУ (Главная энергетическая установка) БПК "Свирепый", как у всех боевых кораблей проекта 1135 типа "Буревестник" - это газотурбинная двухвальная реверсивная ГЭУ – ГГТЗА типа М-7. На каждый гребной вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая турбина мощностью 6000 л.с. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Маршевая редукторная приставка кинематически связывала редукторы маршевых турбин и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала корабля, при этом экономичность ГЭУ повышалась на 25%. Общая мощность ГЭУ БПК пр.1135 – 48 000 л.с. Обратное вращение гребных винтов обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД. Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Время пуска турбин ГЭУ из холодного состояния – в течение трёх минут. Все газотурбинные двигатели потребляли жидкое топливо - "солярку" высокого качества. Кроме них "соляркой" питались пять дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, которые вырабатывали переменный трёхфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали надёжную подачу электроэнергии через систему ЩРО, ЩО и ЩВ. Главные механизмы и электростанции ГЭУ размещались в трёх смежных отсеках в средней части корпуса корабля: главные турбины – в двух смежных отсеках, носовом машинном отделении (НСМ) и кормовом машинном отделении (КМО), газоходы всех турбин ГЭУ выходили в одну дымовую трубу.

Приёмка топлива всегда производится по отдельному корабельному расписанию. При швартовке к топливному причалу, корабль всегда ставится так, чтобы приёмные патрубки располагались против патрубков причала, При этом приемные шланги при заправке топливом должны иметь небольшую слабину, чтобы компенсировать рывки, толчки и угрозу их обрыва при качке корабля. При приёмке топлива всегда строго соблюдаются противопожарные правила и мероприятия, например, на палубе корабля в месте перехода шланга на корабль и у приёмных патрубков выставляют специальных вахтенных, которым поручается ответственное задание - наблюдать за противопожарной безопасностью в этом месте и исправностью шлангов. Категорически в местах приёма топлива запрещается курить и вообще иметь в пользовании воспламеняющиеся средства. Вблизи от приёмных устройств обязательно размещают противопожарные средства: мокрые маты, ящики или обрезы с песком, огнетушители, присоединяются пожарные шланги к "рожкам" и т.д. Кстати, под горловины приёмных устройств в местах, где могут просачиваться топливо, подставляются обрезы, а сама палуба, по которым проложены приёмные шланги, смачиваются забортной водой, чтобы топливо не впитывалось в лакокрасочное покрытие, в тросы или в дерево, а вместе с водой стекало бы в водостоки и по шпигатам за борт.

Особую ответственность несут моряки электромеханической боевой части БЧ-5, они: наблюдают за контрольными трубками топливных цистерн, в которые принимается жидкое топливо; своевременно переключают приёмный трубопровод от одной цистерны к другой, чтобы исключить прессовку топливных цистерн, то есть наполнять их сверх меры; ведут учёт количества принятого топлива и определяют изменение осадки штевней корабля. Все эти данные докладываются на ходовой мостик и записываются в вахтенный журнал. Кстати, при приёмке топлива на принимающем корабле поднимается флаг "Н", а в ночное время включается красный огонь (фонарь) на клотике.

Средний морской танкер СМТ "Лена" и СМТ "Шексна" пр.557 были судами обеспечения боевых кораблей Балтийского флота с самым широким спектром выполняемых услуг и работ, в частности, могли доставить в нужное место Мирового океана не только топливо, но разные сухие грузы, механизмы, ракетное оружие, выполнить его проверку и ремонт. По внешнему виду - типичное гражданское универсальное судно, танкер или сухогруз, СМТ пр.557 был сложными, кстати, впервые создаваемым советскими корабелами инженерным сооружением, так как обладал устройствами и механизмами для передачи жидких и сухих грузов на ходу при волнении море до 3-х баллов. Проектировало СМТ пр.577 проектно-конструкторское бюро морского судостроения ЦКБ "Балтсудопроект" (Ленинград) специально "для обеспечения кораблей на рейдах, на переходе морем, а также для межбазовых перевозок топлива". В начале 60-х годов XX века главным конструктором танкеров снабжения ВМФ СССР СМТ пр.557 типа "Терек" был А.Л. Кошевой (всего было простроено 9 СМТ пр.557). Чисто наливной танкер СМТ пр.557 имел грузоподъёмность в 3500 т при полном водоизмещении в 7160 т.

Впервые в отечественном судостроении на танкерах СМТ пр.557 были спроектированы и созданы системы передачи грузов на ходу, при этом, чтобы совместить скорости хода танкера и боевых кораблей, пришлось обеспечить СМТ пр.557 ГЭУ с полным ходом до 17 узлов (31,48 км/ч). Кроме этого СМТ пр.557 проектировался как вооружённый корабль (при необходимости) - были предусмотрены фундаменты и запасные помещения для установки 57-мм автоматов АК-725 с РЛС управления "Барс". Также впервые в качестве РЛС общего обнаружения была использована РЛС "Рубка", таким образом, получился средний боевой универсальный наливной танкер-сухогруз (СМТН пр.557), причём дальней зоны плавания. Серийное строительство СМТ пр.557 было поручено судостроительному заводу №870 в городе Выборг (1962-1967 гг.).

К сожалению, до сих пор в свободном доступе нет схем СМТ пр.557, поэтому устройство этого танкера автору неизвестно, мы, морки БПК "Свирепый", видели эти танкеры только вблизи и издали, то есть можем представить их внешний вид: красивый силуэт с высоким форштевнем; две надстройки - на полубаке ходовая рубка в кормовой части, дымовая труба и каюты команды танкера. По бокам надстроек высоко над уровнем моря шлюпбалки и спасательные боты, на корме - рабочий катер. Точно по центру корпуса танкера грузовая "Д"-образная мачта с устройством для подвески топливных и водяных шлангов. Такая же вторая грузовая мачта перед кормовой надстройкой. Перед носовой надстройкой на полубаке грузовая стрела кран-балки и большие катушки-бобины со шлангами. Палуба танкера заставлена различными механизмами, устройствами, оборудованием. В центре корпуса ниже верхней палубы проёмы в ботах, через которые обеспечивается доступ к арматуре топливных и водяных танков-цистерн. Над передней надстройкой возвышается фок-мачта с радиолокационным и сигнальным оборудованием. На корме (ют) аналогичное оборудование и механизмы, как на баке, для передачи топлива и воды кильватерным способом. Как ни странно, но внешний облик СМТ "Лена", СМТ "Шексна" и других средних морских танкеров пр.557 был истинно красивым своей, технической красотой, гармоничным технологическим дизайном. С первого раза встречи и получения с СМТ "Лена" топлива, пресной воды, грузов и почты моряки БПК "Свирепый" прониклись к этим судам и их командам уважением, признанием и даже любовью. Особенно приятно было встречать эти танкеры во время первой БС (боевой службы) в Северной Атлантике вдали от родных берегов...

Однако любоваться технической красотой танкера СМТ "Лена" было некогда, надо было принимать топливо и воду. Самым важным элементом передачи топлива с танкера на корабль были для нас тяжёлые, резиновые чёрные топливные шланги диаметром 100 мм. За 1 час по таким шлангам перекачивается до 180 кубометров дизельного топлива (солярки). Боевому кораблю при интенсивном учебно-боевом маневрировании в море дозаправка топливом требуется каждые 3-4 дня, так как для выполнения боевой задачи сохраняется определённый запас топлива (НЗ). Перекачка топлива, воды и передача грузов с танкера на корабль осуществляется либо траверзным способом (борт к борту), либо кильватерным (след в след).

Основной способ передачи топлива и грузов на ходу в море для СМТ пр.557 - траверзный, так как при этом есть возможность "проведение грузовых операций при ско¬рости принимающего и передающего кораблей до 20 уз (при волнении моря до 4-5 баллов). При этом необходимы топливные шланги меньшей длины, топ¬ливные шланги не касаются воды, что уменьшает веро¬ятность их разрыва, а также возможна пе¬редача топлива и грузов одновременно с обоих бортов танкера "по нескольким линиям (дорогам) грузопередачи". Кстати, траверзный способ является "единственным при передаче боеприпасов и твёрдых грузов"... Вот почему 18 мая 1973 года, несмотря на пасмурную погоду, экипаж БПК "Свирепый" и команда СМТ "Лена" отрабатывали технику и технологию именно траверзного способа перекачки топлива.

Все операции приготовления корабля и танкера к приёму-передаче топлива и грузов велись по специальному корабельному "Расписанию по приёму и передаче топ¬лива, воды, продовольствия и боеприпасов на ходу". По команде вахтенного офицера: «Корабль для приёма топ¬лива (продовольствия, воды, боеприпасов) с правого (левого) борта приготовить!» началась тщательная подготовка топливной системы корабля. К штурвалу рулевой колонки "Альбатрос 22-11" встал сам командир отделения рулевых старшина 1 статьи Анатолий Телешев. На все задействованные машины и механизмы, боевые посты и места приёма топлива были выставлены самые опытные матросы и старшины. На ходовом мостике на "звонки машинной группы" поставили специально подготовленного матроса-годка. Сигнальщики-наблюдатели вооружились гарнитурой громкой связи, чтобы репетовать команды вахтенного офицера, старпома и командира корабля (кстати, для этого использовались обыкновенные танковые шлемы - автор). На баке, юте и шкафуте швартовные команды гото¬вили бросательные концы, а боцмана - линемёты и проводники, чтобы перебросить через пространство между кораблём и танкером специальные прочные тонкие тросы. В местах приёма топлива и грузов офицеры и мичманы БЧ-5 и боцманской команды проверяли и готовили устрой¬ства для крепления грузовой оснастки. Внутри корабля команды службы корабельного наряда и коки готовили поме¬щения или места для укладки твёрдых грузов, а также оснастку для их крепления по-походному.

Приготовление ко¬рабля закончилось сигналом: «Аврал!» и командой: «По местам стоять, топливо (воду, продовольствие, боепри¬пасы) с правого (левого) борта принимать!». По этой команде БПК "Свирепый" и СМТ "Лена" начали совместное осторожное маневрирование на ходу с целью приближения друг к другу на нужное расстояние. Маршрут движения выбирался таким образом, чтобы ветровая и волновая нагружка не раскачяивали корабль и танкер, а способствовали ровности хода для удер¬жания позиции при проведении приёма-передачи грузов. Естественно, что в этот момент весь экипаж корабля и команда танкера находятся в напряжении...

Кстати, так как танкер СМТ "Лена" больше по водоизмещению, то он является уравнителем хода, то есть сле¬дует постоянным курсом и скоростью, а БПК "Свирепый" маневрирует, подстраивается под танкер. Точно также действуют истребители, когда подлетают к самолёту-танкеру, чтобы заправиться авиационным топливом. Танкер СМТ "Лена" держал курс точно против волны и шёл со скоростью 8-10 узлов (14,82 - 18,52 км/ч). Потом поднялся до места флаг "Добро" с того борта, с которого был БПК "Свирепый" и мы приблизились к танкеру на дистанцию для оснаст¬ки линии передачи. Расстояние между кораблём и танкером было 1-1,5 кабельтов (182,2 - 277,8 м).

После установления строго параллельных курсов следования и выравнивания скорости, все её изменения (увеличение или уменьшение на 10 оборотов) произ¬водились "звонками машинной группы". Заняв исходную по¬зицию на траверзе танкера и уравняв скорости, БПК "Свирепый" осторожно, но не медля, постоянно удерживая своё место на траверзе, то есть строго напротив центральной части танкера, сблизился с ним на расстояние 30-40 м и занял эту позицию на всё время приёма-передачи грузов. Некоторое время рулевые и вахтенные танкера и нашего корабля привыкали друг к другу, слаживали ход, обмен сигналами. Кстати, как упражнение, мы заходили к СМТ "Лена" с кормовых углов, то есть сзади...

Сначала мы заняли позицию строго в кильватерной струе СМТ "Лена", чтобы ощутить динамику изменения свойств воды за кормой танкера. Кильватерная струя - это пространство возмущённой (взбаламученной) морской или речной воды, остающейся за кормой идущего корабля, судна или подводной лодки. Вода возмущается (взбаламучивается) винтами (движителями). Кстати, за винтовым или реактивным самолётом в атмосфере также образуется кильватерный след "взбаламученного" воздуха (газовой среды). Естественно, чем сильнее возмущена вода, тем длительнее и дальше от корабля сохраняется кильватерный след. Кроме этого на кильватерный след оказывает влияние волнение моря, то есть естественное возмущение пространства воды.

Кильватерный след - это неизбежное возмущение физического состояния окружающей среды, пространства, воды или воздуха, остающееся после прохождения любого корабля или судна в виде следов пребывания, что является демаскирующим фактором. Кстати, животные и человек тоже оставляют за собой своеобразный "кильватерный след" - следы лап, рук или ног, следы жизнедеятельности, следы пребывания, запах, восприятие окружающими людьми, их мнения и суждения, а также - память о себе... Вот почему про одних говорят: "Оставил след в истории", а про других: "Наследил".

Почувствовав разницу в плотности морской воды, разницу в скорости движения во взбаламученной воде кильватерного следа танкера и в спокойной воде, вахтенный офицер и рулевой БПК "Свирепый" немного сворачивают влево или вправо от кильватерной струи танкера и за¬нимает место на курсовом угле 150-160° уравнителя со стороны борта, определенного для передачи грузов, то есть в 30-40 м от кильватерной струи танкера. Затем БПК "Свирепый" ложится на курс танкера СМТ "Лена" ("урав-нителя") и выравнивает с ним скорость. Затем вахтенный офицер по командам с танкера и командира корабля немного (на 2-4 узла) увеличивает скорость хода БПК "Свирепый", выходит на траверз СМТ "Лена" и удерживает эту позицию. Рулевые нашего корабля и танкера некоторое время приноравливаются друг к другу, чувствуют море, волнение, ветровую нагрузку, привыкают идти в непосредственной близи друг к другу. При этом расстояние между бортами корабля и танкера сохраняется строго не более и не менее 30-40 метров. В этом уже проявляется искусство рулевых...

В этот день учебно-боевого выхода в море БПК "Свирепый" и танкер СМТ "Лена" отрабатывали технику и технологию траверзного способа передачи топлива (воды) и передачи твёрдых грузов (почты, оборудования, продовольствия, боезапаса), причём как с несущим тросом, так и с поддерживающим тросом. Для этого на танкере были задействованы шлан¬говые трубопроводы, тросовая оснастка и грузовые лебё¬дки.

Сначала старший боцман боцманской команды БПК "Свирепый" мичман Савва Павлович Кучерявый (кстати, вместе с командиром корабля и командиром БЧ-5 один из первых, кто в феврале 1972 года был назначен на новостроящийся БПК "Свирепый" - автор) лично выстрелил из линемёта в сторону танкера СМТ "Лена" так, чтобы наконечник линемёта с прикреплённым к нему линем или бросательным концом (тонким тросом) перелетел по дуге 30-40 метров между кораблями и упал на палубу танкера СМТ "Лена". Его тут же подобрали и начали вытягивать бросательный конец (линь) и следом "проводник", то есть уже более толстый трос для подачи ещё более толстого и тяжёлого троса, который называется "несущий трос". Эта операция с линемётом и проводником называется "основывание линии передач". Всё это я узнавал одновременно с попытками сфотографировать все элементы этого захватывающе интересного дела.

Дело в том, что шланговый трубопровод должен быть подвешен к специальному несу¬щему или поддерживающему тросу. Несущий трос кре¬пится на специальной грузовой мачте танкера СМТ "Лена" и обслуживается автоматической лебёдкой, которая обеспечивает ему постоян¬ное натяжение при изменении расстояния между кораблями. На несущем тросе имеются роликовые каретки с лотками, на которых подвешивается топливный шланг. Для перемещения или растягивания топливного шланга по несущему тросу через каретки проходит специальный тяговый трос, один конец которого закрепили на специальных креплениях (гаках) БПК "Свирепый", другой конец тягового троса за¬веден на лебёдку на танкере СМТ "Лена".

В другой раз мы тренировались принимать воду с танкера СМТ "Лена" посредством поддерживающего троса. Сначала всё сделали, как в первый раз, то есть произвели "основывание линии передачи", но теперь вместо одного несущего троса было, по-моему, три поддерживающих шланги троса с лотками, на которые был заведён водяной шланг. Все эти тросы крепились (основывались) не на грузовой мачте, а на грузовой стреле и обслуживались тремя лебёдками, одна из которых ра¬ботала с верхним поддерживающим тросом, конец кото¬рого крепился на БПК "Свирепый",а две другие лебёдки обе¬спечивали оттяжку стрелы, то есть натяжение и поддержание участков водяного шланга.

В любом случае, когда тяго¬вый трос выбирают, то топливный или водяной шланг растягивается на каретках по всей длине несущего или поддерживающего троса. Конец топливного шланга тяговым тросом притянули к БПК "Свирепый" и прикрепили к приём¬нику топлива на корабле. При этом ещё один тяговый трос устройства для приёма твёрдых грузов завели на лебедку или на шпиль (точно не помню - автор). После того как5 произошло "основывание линии пере¬дачи" с БПК "Свирепый" подали специальный "контрольный конец" - это мягкий трос, "разбитый марками через каждые 5 м", который служит для контроля за расстоянием между бортами БПК "Свирепый" и танкера СМТ "Лена".

После того, как все эти операции были успешно завершены, Вахтенный офицер с разрешения командира корабля доложил по рации на танкер СМТ "Лена" о готовности к приёмке грузов. Одновременно на нашей мачте сигнальщики-наблюдатели подняли флаг «Н» до места и сигнал по МППСС, по которому танкер СМТ "Лена", также подняв флаг «Н» до места, начало передавать топ-ливо и грузы (ящики с продуктами для офицерской кают-компании и почту). Вот тут-то и произошло некое недоразумение...

Дело в том, что основывание линии передачи осуществляется на минимально разрешённом расстоянии между кораблём и танкером (30-40 м), а сама передача топлива, воды или грузов должна осуществляться на расстоянии 40-60 м, поэтому требуется незначительно (на 2-3°) изменение курса и скорости хода корабля (на 10-20 оборотов). Для чего это делается? Вероятно, для обеспечения безопасности корабля и танкера. Танкер должен оставаться точно на курсе, а маневрировать должен принимающий топливо или грузы корабль.

Вахтенный офицер с разрешения командира корабля дал соответствующие команды рулевому и "в машину", но ответная реакция рулевого и машинистов была "не осторожная", а резкая, боевая, как привыкли это делать в море. Получилось, что БПК "Свирепый" резко "отвалил" в сторону от танкера и рывком увеличил скорость. Вот тут-то мы и услышали через громкоговорители танкера СМТ "Лена" громогласный рык капитана танкера или кого-то из тех, кто руководил передачей топлива на наш корабль. Хорошо, что рулевой танкера, видимо, переживал это положение не один раз, потому что он тут же среагировал и корректировал курс и ход танкера. Всё обошлось, но "матюков" мы "огребли" все - от "долбодятлого рулевого", "бестолкового вахтенного офицера" и "невнимательного командира корабля". Нам обещали, что о нашей "выходке" доложат командованию нашего соединения...

Конечно, без последствий и аналогичных "матюгальных" разборок и оценок не обошлось и на нашем корабле.  Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров "журил" виновных сдержанно, культурно, но с виртуозным применением самых традиционных и отборных русских ругательств. Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин никого не ругал, но что-то строчил в своей знаменитой записной книжке, с которой он всегда разбирал и расследовал чьи-то "преступления". Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников тоже культурно, но без стеснения ярился, как говорится, "рвал и метал". Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин (на корабле с марта 1972 года) почти не ругался, но команды и приказы отдавал теперь только с "матерной присказкой". Короче, жизнь и тренировка по приёму топлива и грузов с танкера СМТ "Лена" становились максимально интересным, весёлым, захватывающим приключением. Мне было что сфотографировать, поэтому мне, снующему и шныряющему по всем местам с фотоаппаратом, тоже досталась своя порция гневных "матюков"...

Кстати, отдельно я сфотографировал оснастку специальных универсальных заваливаемых колонок БПК "Свирепый" для крепления линии передачи твёрдых грузов. Оснастка состояла из несущего троса, который одним концом был закреплён на нашем корабле, а другой конец заведён на автоматическую лебёдку на танкере СМТ "Лена". Эта лебёдка автоматически поддерживала натяжение несущего троса. По несущему тросу передвигалась роликовая каретка, к которой подвешивался передаваемый груз - сетка, а в сетке ящики или мешки. Каретка пе¬редвигалась с помощью тягового троса, заведенного на лебёдку на танкере СМТ "Лена" и на шпиль (или лебедку) на нашем корабле. Универсальная заваливаемая колон¬ка имела два откидывающихся гака (крюка), установленных на корпусе колонки. К верхнему гаку крепился поддерживающий трос, к нижнему - специальный блок. Специальный блок был под¬вешен на поддерживающем тросе на ролике и мог передвигаться по нему. В блок (стальное колесо на оси и с выемкой по окружности для троса) был заведён передающий трос. Снизу специальный блок имел штангу-выступ, ограничивающий (останавливающий) каретку с грузом. Для подтягивания блока к универсальной ко¬лонке использовался подтягивающий трос, проведённый через канифас-блок. Все операции с передачей "туда-сюда" каретки с подвешенным грузом я видел своими глазами, а вот в местах приёма топлива мне побывать не удалось - был строгий запрет на нахождение там любых посторонних, не задействованных в работах по приёму-передаче топлива.

После того, как топливо и грузы были переданы с танкера СМТ "Лена" на БПК "Свирепый", на танкере спустили флаг «Н». Потом с превеликими осторожностями топливный шланг полностью перетянули на танкер и тяговый трос отсоединили. Я видел, как на танкере за тяговый трос выбирали топливный шланг, после чего на тросе-проводнике (на весу) передали несущий трос. После этого, на БПК "Свирепый" опять же очень тщательно и скрупулёзно точно (под руководством старпома) убрали все оснастки грузовой линии и только после этого вахтенный офицер с разрешения командира корабля дал команду и сигналы незначительно (на 5-10°) переложить руль в сторону от танкера СМТ "Лена" и наш БПК "Свирепый" начал отходить от него.

Конечно, "с непривычки", количество времени на основывание линии передачи и приёмку топлива и грузов с танкера СМТ "Лена" мы затратили больше, чем положено по нормативу, но общую оценку этой операции в море нам всё же поставили хорошую. То, что случилось в момент отхода от танкера на расстояние 40-60 метров, "списали" на "стрелочника" - рулевого, командира отделения рулевых старшину 1 статьи Анатолия Телешева и я был искренне возмущён эти, так как никогда в подобной ситуации рулевой не действует сам, только по командам вахтенного офицера или командира корабля. Однако тщательное расследование, проведённое штурманом командиром БЧ-1 старшим лейтенантом Г.Ф. Печкуровым, пришло к выводу, что "виной всему неожиданный удар в скулу нашего корабля набежавшей сильной волны, которая на мгновение отвела курс корабля на неположенный угол". На том и порешили...

Естественно, никто никому ничего не сообщал о случившемся, потому что на следующий день мы должны были получать от танкера СМТ "Лена" воду, но только теперь кильватерным способом. Поэтому остаток дня весь экипаж провёл по-походному, по-рабочему корабельному распорядку, а волноваться пришла очередь "рогачам" - артиллеристам БЧ-2, так как ночью им предстояло стрелять по надводной цели.

Фотоиллюстрация: 18 мая 1973 года. Средний морской танкер СМТ "Лена" пр.557 в море. Искренне и твёрдо заявляю - этот танкер и другие суда обеспечения боевых кораблей ДКБФ, особенно их команды и экипажи, достойны самого высокого уважения, славы и почёта, потому что они, несмотря ни на какие трудности, погодные условия и препятствия, выполняют, возможно, самую трудную боевую задачу - дают энергию (топливо) для движения боевых кораблей, чистую питьевую пресную воду для питья и омовения усталых тел моряков, пищу, письма, посылки, свежие газеты и журналы, кинофильмы, а самое главное - сигареты, без которых некоторые курящие матросы, мичманы и офицеры испытывают в длительном морском походе настоящую "ломку". Мы готовы были с пониманием и смиренно выслушать и принять любые "матюги" от капитана и команды танкера СМТ "Лена" или других судов обеспечения, только бы встретиться с ними в море-океане, только бы получить от них топливо, воду и письма. Эти суда и танкеры мы, моряки БПК "Свирепый", воспринимали как посланцев Морского бога, который воспринимался нами в лице Главного штаба ВМФ СССР (в 70-е годы XX века на советском Военно-Морском флоте ещё не принято было открыто почитать наших морских и военно-морских святых покровителей: Святителя Николая Чудотворца (Угодника), он же - Дед Мороз; Святого Апостола Андрея первозванного, покровителя всех моряков и Праведного Адмирала Фёдора Ушакова, покровителя военных моряков - автор).