Из материалов следственного дела Бухарина-55

Ион Жани
Вечернее заседание 2 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Чернова

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Обвиняемый Рыков, скажите, в этой части указание Чернова соответствует действительности?
Рыков. Я с Черновым виделся и старался убедить его в правильности моей тогдашней контрреволюционной деятельности, собирался сделать его своим сторонником, но нашел готового сторонника в лице Чернова.
Вышинский. Стараться особенно не пришлось?
Рыков. Не только особенно, а совсем не пришлось стараться. Я не могу с такой подробностью, как он, передать. Все что он говорит, по существу и в основном правильно, но то, что я являлся сторонником перегибов, в этой части, мне кажется, он неправ. Во всем остальном он прав.
Вышинский. Вот давайте говорить о всем остальном.
В 1928 году действительно ли к вам являлся Чернов и действительно ли он перед вами как перед одним из руководителей правого течения - будем так говорить - того времени ставил ряд вопросов политического порядка, и вы освещали эти вопросы с вашей точки зрения, причем рассчитывали его склонить к участию в вашей группе? К этому времени уже у вас была группа правых на подпольном положении?
Рыков. На подпольном нет.
Вышинский. Но была уже оформленная группа?
Рыков. Да. О создании такого же типа организационного гнезда, полулегального, могла идти только речь.
Вышинский. Значит была полулегальная группа во главе с вами, а еще с кем? С Бухариным и Томским? Я так понимаю?
Рыков. Да, была такая группа.
Вышинский. И вы решили вовлечь Чернова в эту группу?
Рыков. Да, я нашел сторонника в лице Чернова. Когда я в 1928 году был в Мухолатке, я не знал позиций Чернова в этом вопросе и стремился его, что называется, убедить или обработать. Для меня в тот период было неожиданным, что в лице Чернова я нашел готового сторонника.
Вышинский. Нашли готового партнера. Потом встречались с Черновым?
Рыков. Да.
Вышинский. В каком году?
Рыков. Через несколько месяцев после этого, когда он ехал за границу.
Вышинский. Обвиняемый Чернов, это правильно?
Чернов. Нет, я встречался еще, не один раз. То, что я встретился с Рыковым перед поездкой за границу, я подтверждаю, но дополняю, что это не единичная встреча, а было еще несколько встреч, о которых, если суд пожелает, я расскажу.
Вышинский. Если это относится к предмету обвинения. Пока, обвиняемый Рыков, можете сесть.
Чернов. Я еще раз подтверждаю, видимо Алексей Иванович забыл, а я прекрасно помню и помню, как это было выражено. Я не могу поручиться за каждое слово, но содержание и конструкцию фразы слов Рыкова, что я в своей работе должен организовать ее так, чтобы углублять перегибы и тем самым вызывать озлобление середняка, и учесть в своей работе как члена правой организации националистические чувства украинского населения. Это я прекрасно помню.
Вышинский. Это мы дополнительно можем уточнить. Пока идет речь о ваших конспиративных связях с Рыковым. Продолжайте дальше.
Чернов. Дальнейший характер моей работы несколько изменился в связи с тем, что я рассчитывал раньше работать на Украине, а потом меня перевели на работу в Москву.
Я перехожу к следующему эпизоду. В конце 1928 года я должен был поехать в Германию на лечение. Зная о том, что в Германии живет мой старый товарищ по меньшевистской организации, я решил с ним повидаться.
Вышинский. Кто это?
Чернов. Кибрик, с которым я переписывался до 1925 года, проживающий в Германии под чужой фамилией.
Перед поездкой в Германию я решил зайти в Москве к Рыкову.
Вышинский. Почему вы обратились к Рыкову?
Чернов. Потому, что я с ним условился, что будем координировать свои действия как члены правой организации и, кроме того, узнать, не будет ли каких поручений в Германию.
Вышинский. Поручений по... подпольной работе?
Чернов. Я не думал об этом.
Вышинский. По какой линии были поручения?
Чернов. До разговора с Рыковым я не знал, что будут за поручения.
Вышинский. Вот вы думаете себе - поеду за границу, какие же будут поручения - легальные или нелегальные?
Чернов. Я об этом не думал.
Вышинский. Не будет ли каких поручений по подпольной линии?
Чернов. По правой организации.
Вышинский. По правой организации?
Чернов. Я позвонил секретарю Рыкова - Нестерову, кажется, о том, что я еду за границу и мне по валютным делам, по вопросу повышения валюты, нужно поговорить с Рыковым, рассчитывая на то, что Рыков меня поймет и примет. Я позвонил секретарю и действительно получил час свидания с Рыковым.
При этом свидании я информировал его о положении на украинской деревне, о том, как там идут хлебозаготовки, и сообщил о том, что я еду в Германию. Не будет ли каких поручений? Рыков, зная меня как старого меньшевика, поставил передо мной вопрос о том, не смогу ли я, будучи в Германии, встретиться с Даном, установить связь с ним и передать поручение от имени правого центра. Я Рыкову ответил, что такую возможность я имею и думаю, что в этом отношении может оказать помощь мой товарищ по меньшевистской работе, о котором я уже говорил, - это Кибрик. Тогда Рыков дал мне поручение установить связь с Даном и передать ему поручение от правого центра.
Вышинский. Какое поручение?
Чернов. Я забыл сказать, что при этой моей беседе с Рыковым присутствовал еще Томский. Поручения заключались в следующем:
через партии II Интернационала поднять общественное мнение капиталистических стран против Советского правительства, через лидеров П Интернационала добиться у буржуазных правительств усиления враждебного отношения к Советскому Союзу; заручиться от ГГ Интернационала, а через его лидеров - и от буржуазных правительств ,- поддержкой в случае захвата власти правыми в стране. Я на это Рыкову сказал, что недостаточно будет передать Дану только эти поручения. Безусловно, Дан поставит ряд вопросов о силах правой организации, о том. что правая организация будет делать после прихода к власти. На это Рыков сказал: "вы можете заверить Дана, что мы располагаем достаточными силами в стране для того, чтобы свергнуть существующую у нас власть и захватить ее в свои руки". Причем он особо указал, что мы располагаем этими силами, в том числе среди видных ответственных военных работников. Второе, что он указал, что я могу заявить Дану, что правые после их прихода к власти установят правительство с учетом требований как ГГ Интернационала, так и буржуазных правительств, и пойдут на соглашение с буржуазными правительствами как по вопросам экономического порядка, так, если потребуется, и по вопросам территориального порядка. Как сейчас помню, Томский, присутствовавший при этой беседе, заявил, что антисоветские партии формально не существуют, но фактически они работу ведут, борются за свержение Советской власти. Мы, - говорил он, - не только должны их использовать, но и должны их привлекать к управлению государством.
Вышинский. Подсудимый Рыков, перед поездкой Чернова в Берлин вы виделись с Черновым?
Рыков. Да.
Вышинский. Вы с Черновым разговаривали в присутствии Томского или с глазу на глаз?
Рыков. В присутствии Томского.
Вышинский. Вы давали поручения Чернову связаться в Берлине с Даном?
Рыков. Да.
Вышинский. В каких целях?
Рыков. Насколько я помню, было две: во-первых, освещение в заграничной печати положения в деревне, недовольства крестьян...
Вышинский. В какой печати?
Рыков. В зарубежной печати.
Вышинский. В какой именно?
Рыков. Я не перечислял ни партий, ни газет, имел в виду печать и социалистическую, и буржуазную.
Вышинский. И меньшевистскую?
Рыков. Да.
Вышинский. Может быть специально "Социалистический вестник"?
Рыков. В частности и его.
Вышинский. А, кстати сказать, вам вообще не приходилось за этот период времени направлять в "Социалистический вестник" какие-нибудь корреспонденции непосредственно или через кого-нибудь?
Рыков. У меня была связь с "Социалистическим вестником" через Николаевского.
Вышинский. У вас была связь с "Социалистическим вестником", значит вы являлись корреспондентом "Социалистического вестника"?
Рыков. Я давал материал.
Вышинский. Это и есть корреспондент?
Рыков. Корреспондентом считается тот, кто пишет.
Вышинский. А вы не писали, вы только давали материал. Вы были сокорреспондентом?
Рыков. Это вопрос слов и стиля.


Продолжение следует….