12. Урок 8

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 8

Мой «разум» опирается в своём «мышлении» на прошлый опыт.

Упр. 1. Все упражнения этого урока должны проводиться с закрытыми глазами. Ведь ты будешь учиться работать с «мыслями» и мысленными «образами», а не с «образами» зрительными. Тебе, поначалу, так будет гораздо легче. Потом это перестанет иметь значение, и ты сможешь более свободно упражняться и с открытыми глазами.
Перед выполнением первого упражнения ознакомься с Комментариями 1-3 к уроку. Затем, с возможно большим спокойствием и отстраненностью следи за своими «мыслями» и «образами», возникающими в твоём «уме», в течение  минуты или около того. Кода освоишься с процессом выполнения упражнения, можно будет дойти до трёх, а потом и до пяти минут. Просто отмечай все «мысли» и «образы», обозначая или именуя их по смыслу основной «темы» или главного «образа». После этого переходи к следующей «мысли» или «образу». Начни упражнение такими словами, например:
- Я сейчас думаю или подумал о ком-либо или о чём-либо. Каково «моральное» и «этическое» содержание, того, о чём я думаю или подумал;
- Я сейчас вижу или представляю себе кого-то или чего-то. Какую «моральную» и «этическую» оценку даю я тому, что вижу. Или какова «этичность» тех переживаний, эмоций и чувств, которые меня охватывают при этом.

Упр. 2. Это упражнение позволит тебе, с окончательной очевидностью, определить источник той «мысли» или «образа», присутствие которого ты заметил и обозначил в твоём «уме». Откуда это исходит: от «эго» или от Духа. Повторно выполни начальные условия первого упражнения. Но теперь, ты будешь себе задавать другие вопросы. К примеру:
- Я сейчас думаю или подумал о ком-либо или о чём-либо. Каково «нравственное», содержание, того, о чём я думаю или подумал, исходя из смысла и «духа» Евангелия? Как бы оценил эти мои «мысли» Иисус Христос?!;
- Я сейчас вижу или представляю себе кого-то или чего-то. Какую «нравственную» оценку дал бы этому Иисус Христос. Несут ли мне «блаженство» те переживания, эмоции и чувства, которые меня охватывают при этом.
Закончив анализ и оценив «нравственное» содержание каждой «мысли» или «образа», с точки зрения твоего понимания Евангелия Иисуса Христа, вырази словесно получившийся у тебя результат. К каким «выводам» ты пришёл? Возможны два варианта:
- Мой «разум» поглощён «мыслями» исходящими от «эго»; или
- Мой «разум» мыслит вполне «духовно».
В последнем случае, тебе предстоит большая «духовная» работа по осмыслению твоего понимания Евангелия и практическому исследованию «места», которое занимают евангельские заповеди в твоей жизни.
Эти упражнения можно делать четыре-пять раз в течение дня, если не возникнет как-либо выраженных «плохого» самочувствия или раздражения. Если же что-то появится, количество повторов можно ограничить тремя. Однако, наверное, может оказаться полезным, включить эти свои недомогания и раздражение, вызванные сегодняшним уроком, в процесс анализа состояния своего «разума».

Комментарий 1. В «идее» этого урока кроется причина «власти» над тобою твоего «эго». Ведь, правда, весь твой «реальный опыт» основан только на том, что уже было. Поэтому, он может быть только «плотским». А «духовный» опыт весь устремлён в будущие обетования. Его можно назвать воспоминанием о будущем. Ибо некоторые, из тех, кто жил в прошлом, уже вкушают «блага» будущего века. И Церковь говорит тебе об этом их «опыте» будущего. Таково отличие «вечности» от нашего «ветхого времени». Поэтому «духовный опыт» требует «веры». Без неё, никто в действительности не может видеть ничего «духовного», того, что выходит за рамки земной истории. [1] Каждый «разум» пытается разглядеть в прошлом «признаки» будущего, спроецировать вовне то, что уже было. Об этом хорошо сказал Спаситель: - «Оставь всё! Пусть мёртвые погребают своих мертвецов. Возьми свой Крест и следуй за Мной!» Поглощенность «разума» прошлым - причина ошибочного твоего представления о «времени». Ты «мыслишь» о нём, как о чём-то «вечном» и «бесконечном». Это не правильно! Наше «время» не «бесконечно» ни в прошлое, ни в будущее. Оно началось и оно кончится. [2] Из-за этого ошибочного видения «страдает» твой «разум». Ему непонятно, что ему делать с настоящим, тем единственным, что «реально» существует в нашем нынешнем «ветхом времени». Следовательно, ему недоступно и реальное «действие», которое он должен совершить в этом самом настоящем. Он мнётся и выжидает, не понимая ничего из происходящего с ним. И вообще, теряет последнюю свою связь с «истинной реальностью», которая и кроется в этом настоящем.

[1] Земная история человеческого «опыта» началась с «грехопадения» и изгнания из Рая Сладости. Посему-то и то, что было с человеком в Раю, и то, что будет с ним завтра, скрыто от его нынешней падшей «плоти». Оно за её рамками и границами. Потому-то и не доступно плотскому «уму» твоего «ветхого» человека.

[2] «Что было до «большого взрыва»? Что будет на завершающей стадии «инфляции вселенной»? - Чего ждать от тех, кто «не верит» в свою «вечность»?! Если бы «верили», то может быть задавали бы другие вопросы. Или спросили бы у того, кто «знает»…

Комментарий 2. Единственно верное «мышление» о прошлом - это память о том, что это «время ветхости». И что, не смотря на это, оно содержит в себе историю «аскетического действия» многих людей. Пытавшихся, с разной степенью успешности, выйти из себя «ветхого» в того «нового» себя, который смог бы быть счастливым и радостным в будущей «вечности». Сожалеть о прошлом всё равно, что тешить себя напрасными иллюзиями. Мало кто понимает, что, по сути, влечётся воображением картин прошлого в нереальное будущее. Это напоминает мне человека, который скупает все встречающиеся ему на пути «воздушные шарики». Для того чтобы в одном из них найти «золотую монету». «Разум», при этом, остается пуст, ибо на самом деле он не мыслит ни о чём «реальном» и истинном.

Комментарий 3. Цель упражнений сегодняшнего урока - начать тебе обучать свой «разум» узнавать то его состояние, в котором он в действительности не мыслит ни о чём «реальном». Пока «разум» поглощён «иллюзорными идеями», ты не сможешь от мечтаний и слов перейти к «делам» - исполнению евангельских заповедей. И путь к «истинной реальности» будет закрыт. Умение обнаружить то, что «разум» твой пуст, а вовсе не полон «созерцания реальности», есть первый шаг к открытию дороги в эту «реальность».