59. Подай нам помощь в нашей тесноте

Вячеслав Абрамов
Послание 59.

"Писание Давида для изучения, когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной."

Синодальный перевод предлагает данный псалом для изучения, а перевод еврейского текста – «для поучения».

Подзаголовок свидетельствует, что псалом написан после выдающейся победы, которую с благословения Господа одержала его армия над идумеями, и Давид вступил на престол (а до того правил только в Иудее).
Но дела государства находились в ужасающем состоянии из-за долгих лет, в которые Израиль отошёл от Бога по вине Саула и его нечестивого окружения. Идумеи были повержены, но сирийцы были сильны, и продолжалось противостояние с ними.

Господь подверг народ многим унижениям и страданиям, и тягостные размышления об этом преследовали нового царя.

"Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется."

Давид уверен, что причиной страданий, выпавших на долю израильтян, является «недовольство» Бога.
«Ты потряс землю, разбил её… она колеблется» – действием Творца стала зыбкой, ненадёжной привычная основа жизни, которую составляют эгоистические желания, а земля – это материальный базис их реализации и осуществления.

«…исцели повреждения её» – только таким образом потрясенное и разрушенное государство, в которое с таким трудом объединился народ, может восстановиться в своих правах и спастись от гибели.

Это повреждения, нанесенные нашим несчастным разделением, разобщением, связанным с отступлением от Бога. Повреждения, нанесённые безрассудством и порочностью человека, могут быть восстановлены и исцелены лишь мудростью и благодатью Бога, изливающим дух любви и мира. Они мешают на пути исправления и духовного предвосхищения к свойствам Творца, высотам Его, они есть помехи проникновению Высшего света на уровень «земля».

"Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления."

«…напоил нас вином ядовитым» – Теилим даёт такой прямой перевод.
Вино изумления – это некий дурман, а яд – нечто иное. Возможно, Давид упоминает слова Моисея: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сём, уразумели, что с ними будет! …Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор. 28:31-33).

Для народа, повернувшего от пути к Всевышнему, избравшему иного «заступника», даже возможность наслаждения (вино) становится ядом.
Так Творец возвращает к Себе народ, даёт явный повод раскрыть ущербность, конечность, несостоятельность, зло безрассудного употребления любого данного свойства «ради себя». Он попускает такое действие сил разделения, при котором множество людей лучше бы умерло, чем продолжало ощущать такую ничтожную жизнь.

"Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,"

В трактовке этого стиха в синодальном переводе в молитве Давида содержится просьба, между тем перевод еврейского текста говорит об утверждении, причём подтверждённым свыше: «Ты дал боящимся Тебя знамя, чтобы поднято было оно, ради истины. Сэла!».

Это утверждение того ободрения, которое Бог даёт Своему народу, даёт всем возвращающимся на путь истины.

Это знамя может символизировать начало правления Давида над всем Израилем.
Оно является и символом единения, так как израильтяне были рассеяны, разделились и таким образом ослабили себя и сделались добычей врагов.

В более высоком духовном значении в этих образах Давид раскрывает выход душ из состояния скрытия Творца и даёт «мастер-класс» молитвы, необходимой для достижения состояния, единственно в котором возможно духовное развитие – ощущения Творца, ощущения Его присутствия везде и во всём.

"чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня."

Молитва рождается из пепла унизительного поражения. Божья десница спасает, ибо те, к кому расположено Его сердце, имеют Его руку. Молящийся народ Божий может получить общее избавление как ответ на личные молитвы, когда улучшается «качество» молитвы, её духовное наполнение.

"Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»"

«Бог говорил в святости Своей» – уточняем в прямом переводе. Святость – это и духовное свойство, и духовное состояние, и проще всего оно понимается через высшую, «настоящую» Любовь, ничем не обусловленную отдачу всего, что имеет и получает.
В Библейском смысле «говорить в святости» или «в духе» обычно означает пророчество.

Он разделит Сихем (Шехем) – город и местность к западу от Иордана, переводится «плечо», измерит Сокхоф (Суккот) – долина на востоке от Иордана, означает «шалаши». Галаад («холм») на восточном берегу Иордана и двумя территориями Манассии, по одной на каждой стороне этой реки.
Ефрем расположен в центре Израиля, он – «крепость главы», что означает уверенность, надёжность. Иуда – скипетр, то есть инструмент правления, власти.

Это были иудейские земли, а далее взор Господа обращается к трём окружающим Израиль странам, которые противостояли воцарению Давида, и утверждает Своё владение ими. Моав, расположенный на юго-восточном берегу Мертвого моря, называет «умывальной чашей». Едом будет «под сапогом», то есть под принуждением, а Филистия будет радоваться Божьей милости (филистимляне действительно вступят в союз с Израилем и станут подданными Давида).

"Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?"

Давид говорит об ожидании того дня, когда «укреплённый город» (вероятно, Равва Аммонитская) и Едом будет в руках израильтян.
И в этих словах имеется глубокий смысл. Народы Амон и Моав символизируют наибольшие эгоистические устремления, противодействие замыслу Всевышнего.
Но по этому замыслу впоследствии именно из них возникает объединённое царство и в них явится Царь Машиах. Моав как «умывальная чаша» станет средством очищения, вполне себе осознанного, добровольного. Едом и Амон (сильные эгоистические желания, называемые «амонитяне и моавитяне») станут инструментами как бы «насильственного» исправления, подталкивания к исправлению тех, кто «затупил» и «затормозил», они не будут давать «расслабиться». 
И Давид всеми силами души взывает к Господу о помощи, для чего и упоминает, что в этой помощи нуждается народ, идущий к Нему, как Творцу и Вседержителю.

"Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?"
Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна."

«Подай нам помощь в тесноте» – Давид неоднократно говорит «взываю из тесноты». Это означает: из тесноты души, просящей наполнения духом.

Он как царь, наделённый духовной миссией, видит народ в беде, в бесконечных противостояниях и войнах.
Как проповедник, наделённый даром пророчества и духовным знанием, он предвидит: без Высшей помощи невозможно справиться с исправлением «народов» – объединённых желаний получения и захвата.
На уровне явленного мира народ Израиля так же выступал захватчиком, а на духовном плане «идущие прямо к Всевышнему», идущие к Высшему свету, исправляющие свои греховные свойства также не могут удовлетвориться частичной, временной победой над эгоизмом и злом.

"С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших."

Давид проповедует возвращение Израиля к вере в Бога, к своему предначертанному пути – прямо к Нему, не сворачивая. Проповедует стать возлюбленными Господа.

Враги человека, устремлённого к своей вожделенной цели – всеобщей преобразующей и дающей жизнь вечную Любви, – самость, гордыня, плоть да сам мир, находящийся под свойством сатана (сатаны). Они встают горами зла на пути к Творцу. Сам по себе человек не может победить их.

Все образы, упоминаемые в псалмах, и их значения – для того, чтобы научить, наставить людей. Когда Бог поворачивается и протягивает руку благоволения, очень полезно вспоминать прежние бедствия, препятствия, падения.

Ныне нам явлена помощь Господа Иисуса Христа, и только с Ним можно одержать победу. И этот псалом обретёт окончательное исполнение в обращении к Спасителю.
Но при этом следует и сознательно, со всем устремлением выполнять свой долг.
Через Бога, благодаря влиянию Его благодати, мы лишь обретаем силы и смелость.