Из материалов следственного дела Бухарина-51

Ион Жани
Вечернее заседание 2 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Гринько

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Председательствующий. Есть ли еще у кого-либо вопросы к подсудимому Гринько?
Вышинский. Я хотел бы уточнить несколько вопросов.
Во-первых, известно ли вам, подсудимый Гринько, о вредительской работе "право-троцкистского блока" в области снабжения населения предметами первой необходимости - хлебом и так далее?
Гринько. Наряду с вредительством в капитальном строительстве и в сельском хозяйстве "право-троцкистский блок" осуществлял довольно большую подрывную работу в области товарооборота. По этой линии я имел прямую связь с Зеленским.
Вышинский. Эту связь вы непосредственно установили с Зеленским по собственной инициативе или по его инициативе или по указаниям третьих лиц?
Гринько. Я затрудняюсь сказать, боюсь точно сказать, но, кажется, я без посредников установил, моя инициатива была. Тут было промежуточное звено. Меня Гамарник связал с одним из заместителей Зеленского, с Майоровым, который меня с ним связал. Но я связался с ним скорее всего непосредственно. Потом припомню - точно скажу.
Вышинский. Какие же преступления в этой области?
Гринько. В области товарооборота Зеленский и другие вредители в этой области, например Болотин по Наркомвнуторгу, осуществляли подрывную работу, создавали товарный голод, товарные затруднения в стране. Это относится как к пищевым, продовольственным товарам, так и к товарам первой необходимости. Скажем, громадное значение имеет вопрос о правильном территориальном распределении товарных масс в соответствии с размерами урожая, с размерами покупательного спроса населения, с зажиточностью населения в отдельных районах. Зеленский, по директивам "право-троцкистского блока", в недородные районы завозил большую массу товаров, а в урожайные районы посылал товаров меньше, что создавало затоваривание в одних районах и товарную нужду в других.
Вышинский. Вам откуда известно, что так поступал Зеленский?
Гринько. Это мне известно от Зеленского, и с Рыковым мы говорили, что такие мероприятия целесообразно проводились и проводятся. С точки зрения, конечно, заговорщической организации.
Вышинский. Значит, вам известно это лично как от Зеленского...
Гринько, ...так и от Рыкова и Болотина.
Вышинский. Так что вы это утверждаете не голословно, а на основании таких твердых данных?
Гринько. Разумеется.
Вышинский. Зеленский, вы слышали эту часть показаний Гринько? Как вы относитесь к ним?
Зеленский. Гринько говорит правильно.
Вышинский. Обвиняемый Рыков, что вы скажете?
Рыков. Я частично вынужден отрицать. Если о Зеленском, я не говорил.
Вышинский. Не о Зеленском, а о самом факте, о вредительстве в товарообороте.
Рыков. Я об этом не говорил с ним о таких деталях. Вообще о вредительстве было, но чтобы я разрабатывал конкретный план вредительства в Наркомфине, этого не было.
Вышинский. Что вы припоминаете?
Рыков. Я припоминаю, что был разговор относительно низвержения Советского правительства. Вспоминаю, что как раз тогда был процесс вредителей в Сибири. На этом процессе были вскрыты, пойманы вредители. У меня был разговор с Гринько о том, что вредителей в области финансовой^ поймать труднее.
Вышинский. Это был теоретический разговор?
Рыков. Нет, мы говорили как два человека, которые признают вредительство одним из методов контрреволюционной работы.
Вышинский. То есть говорили как два члена вредительской организации?
Рыков. Да.
Вышинский. О том, что следует вредить таким-то образом?
Рыков. Да, да, это несомненно.
Вышинский. И вы вспоминаете?
Рыков. Да.
Вышинский. А детали вашей беседы вы не припоминаете?
Рыков. О разработке плана или программе вредительства в Наркомфине - этого я не могу припомнить.
Вышинский. Относительно того, что принципиально, что нужно вредить, чтобы затронуть наиболее острые вопросы?
Рыков. Нет, я этого не припоминаю.


Продолжение следует….