Из материалов следственного дела Бухарина-48

Ион Жани
Вечернее заседание 2 марта 1938 года.
Допрос подсудимого Гринько
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. У меня вопрос к Крестинскому. Но вам известно было, что Рыков занят подпольной борьбой?
Крестинский. Нет.
Вышинский. Неизвестно?
Крестинский. То есть я знал об этом из тех сообщений, которые делались на пленуме Центрального Комитета.
Вышинский. Ах, только так.
Крестинский. Только так.
Вышинский. А как вы скажете, обвиняемый Рыков, он откуда должен был знать о ваших позициях в то время?
Рыков. Прежде всего, если на пленуме Центрального Комитета делается сообщение о нелегальной работе члена Центрального Комитета, то этот член Центрального Комитета перестает быть членом Центрального Комитета.
Мы по этому поводу имели разговоры с ним, разговоры достаточно откровенные для того, чтобы знать доподлинно, кто с кем разговаривает. По-моему это было в 1932-1933 годах, точных дат я не помню.
Вышинский. Обвиняемый Рыков, вы подтверждаете, что вам было известно, что Крестинский троцкист и член "право-троцкистского блока"?
Рыков. То есть в тот период такого полного блока не было, но что он член троцкистской организации, это так.
Вышинский. И он с вами вел разговоры?
Рыков. Он разговаривал со мной как член нелегальной организации.
Вышинский. Разговаривали о делах нелегального порядка?
Рыков. Разговаривали о нелегальных делах.
Вышинский. Вы утверждаете, что и Крестинскому известно было о ваших делах в нелегальной партии, а Крестинский отрицает это; выходит, что Рыков говорит теперь неправду, а вы, обвиняемый Крестинский, правду?
Крестинский. Я говорю правду.
Вышинский. А вы с какого времени начали говорить правду?
Крестинский. По этому делу?
Вышинский. Да.
Крестинский. Сегодня говорю правду.
Председательствующий. С двенадцати часов?
Крестинский. Да, на заседании суда.
Вышинский. Хорошо, значит это было с Рыковым и Крестинским. Дальше, обвиняемый Гринько, скажите, пожалуйста, вам известно было о том, что еще кто-нибудь из сидящих здесь на скамье подсудимых в тот период времени уже являлся участником вашей подпольной организации? Перечислите.
Гринько. Мне было известно об участии Бухарина.
Вышинский. Обвиняемый Бухарин, подтверждаете это?
Бухарин. Подтверждаю. Я усиливаю это, потому что однажды был у меня разговор с самим Гринько.
Гринько. Да, был.
Вышинский. Значит, правильно говорит Гринько?
Бухарин. Да.


Продолжение следует….