Эпилог к развалу СССР

Евгений Ширяев
Вчера (03.08.2018) состоялось очередное заседание ток-шоу «Красный проект». Это цикл программ, охватывающий период с февраля 1917 года до наших дней. Основательный проект, на котором стараются преподносить все противоречивые мнения. Ведущий - публицист Дмитрий Куликов. Его соведущий и оппонент - политолог Николай Злобин (бывший советский, работает в Вашингтоне, в частности является советником правительства США)
Постоянными участниками ток-шоу являются, в частности, некий визгливый поляк - яростный антисоветчик и философ Игорь Чубайс (старший брат), яростный антикоммунист. Так что противоречивых мнений действительно хватает.

Я всегда смотрю это ток-шоу по пятницам, полностью или частично. Вчера смотрел полностью, потому что тема по существу совпадала с моим «Развал СССР – назад в СССР?». А именно тема называлась:
"Что и когда нужно было сделать, чтобы СССР выжил?".

Как всегда на подобных шоу, обсуждение было сумбурным, но здесь ещё сопровождалось патологическим антисоветизмом поляка и антикоммунизмом Чубайса. Злобин лавировал, в этот раз американизмом не отличался.

Интересно сопоставить речи на ток-шоу с причинами развала СССР, которые я сформулировал. Повторяю их здесь.
1) Национальная структура формирования СССР вместо губернской. Ленин.
2) Запаздывание с идеологическим и хозяйственным обновлением. Брежнев.
3) Развал перестройки 1985-1990 гг. Горбачёв.
4) Нелигитимная ликвидация СССР в Беловежской Пуще. Ельцин (трижды).
5) Доверчивость, терпимость и пассивность народа в критический момент. Все.

Причина 1. Национальная структура формирования СССР.
Об этой причине практически не говорили, если не считать яростного монолога Чубайса в таком духе: само образование СССР было причиной его развала, образование тоталитарного государства, вся история которого – репрессии, репрессии и репрессии и т.д., и т.п.
Чубайсу обоснованно ответили, что не большевики уничтожили монархию, это было давно назревшее движение вперёд. Пример всем другим странам.
Трудно винить в этой причине Ленина, и небольшой % я к этой причине отношу, и по времени далека эта причина, но всё-таки такая бомба под СССР изначально была заложена. Причём дело не в самой национальной структуре, а в том, что образовалась национальная элита, которая «заелась и подразложилась». У меня это подробно объяснено. Следовало позднее это подправить, а именно в эпоху Брежнева.
Но конкретно об этой причине не говорили.

Причина 2.  Запаздывание с идеологическим и хозяйственным обновлением в эпоху Брежнева. Об этом совсем не говорили.

Причина 3. Развал перестройки 1985-1990 гг. Горбачёв.
Об этом говорили много и противоречиво. Кто-то ставил Горбачёва на пьедестал – свободу дал. Кто-то сказал как и я – не управился. Не его надо было генсеком выбирать. Ведущий назвал дополнительный правильный штрих (которого нет у меня) – нельзя было отменять 6-ю статью Конституции на Съезде Советов. У меня сказано, что нужно было сделать это не разовой акцией, а более капитально, разработав новую Конституцию.

Причина 4. Нелигитимная ликвидация СССР в Беловежской Пуще.
Удивительно, что и кроме Чубайса нашлись защитники Ельцина. Хотя даже Злобин его не защищал.
Но на эту тему у меня сказано достаточно. Конечно, главный виновник, «по гамбургскому счёту» - Ельцин.

Причина 5. Виноват весь народ. Об этом совсем не говорили. А зря.

Так вот я и вижу: если бы перед ток –шоу хотя бы ведущие прочитали мою статью, разговор у них получился бы более содержательным.
Но – «дорога ложка к обеду». Я на этом обеде не был. А зачем я пишу?