Рецен-ия на роман А. Архангельского Бюро проверки

Николай Палубнев
Старательный, словно намытый из золотого песка, текст известного автора навевает долгие поразительные думы, сопротивляющиеся привычному, но уже  ставшему постоянным, забвению советского прошлого. Герои, характеры, детали и факты пронизывают роман до отчетливой боли слов и предложений, но идея слияния нравственных, духовных и материальных начал довлеет над каждым символом произведения. Литературные обороты, что больной теряет волю с представлением, отсылают не только к элементам идеологии, но и философии Шопенгауэра. Но что представляет собой система взглядов и основ жизни в СССР? Словно противовес всему злу мира, но со стремлением,  подобно Атлантиде, уйти на дно. Искренняя любовь, надежды на лучшее, щемящее чувство коллектива, взаимовыручка и поддержка – киты, держащие советский небосвод, до сих пор вызывают уважение людей. Текст обильно усыпан вкусностями. Преобладают и гастрономические изыски: «Закупаться мама стала на Черемушкинском рынке, самом дорогом и самом сытном; денег до зарплаты не хватало, мама постоянно перехватывала у сослуживиц и без конца брала надомную работу. Но зато теперь на завтрак были блинчики, политые сметаной, а на ужин толстые котлеты, неприлично истекающие жиром, или вермишель по-флотски с крупным рассыпчатым фаршем, или тушеная телятина, или баранья корейка плюс густое соте из баклажанов. Мы как будто переехали в страну, где нет очередей и дефицита, а есть ожившие картинки из «Книги о вкусной и здоровой пище». Заходя в соседний гастроном, в котором тошнотворно пахло тухлым хеком, а на бакалее высился прозрачный конус с подкисающим томатным соком, я чувствовал себя как иностранец, приходящий в ужас от советского народного хозяйства». Элементы жизни находят большой  отклик даже в современных черствых душах: «В полуподвальном помещении с приземистыми потолками воздух разогрелся до предела и всосал водяные пары; было жарко и влажно. Везде висели одинаковые олимпийские плакаты на дорогой мелованной бумаге: жизнерадостный медведь с черно-желтым поясом атлета и огромной пряжкой из пяти колец. Вопреки напрасным опасениям, возле камеры не гужевалась темная толпа; здесь не было ни худощавых азиатов, ни обильных телом молдаван, ни щеголеватых грузин в широких клешах, ни зачумленных рязанских дедков. Старый седой кладовщик подхватил рюкзак и легко закинул на пустую полку». Особые максимы интеллигенции показаны в трогательном до умиления описании: «Мы остановились у могилы Пастернака. Я обожал этот тихий просторный участок, похожий на домик улитки: внизу смущенные надгробия родных, над ними спиралью свивается тропка, а в центре, на спокойном возвышении, – отсыревший, серый и печальный камень. На нем – стремительно несущаяся роспись, самопоглощенный профиль гения и восьмиугольный крест, самочинно процарапанный каким-то неофитом… Там, вдали, за безжизненным полем, темнел неподвижный поселок. Все здесь было идеально пригнано, все впору: правильно поставленная лавочка, корабельная могучая сосна, чувство безмятежного покоя, сплетение жизни и смерти».


Изображение деталей обусловлено тайным авторским замыслом и дарит ни с чем не сравнимые радости читателям: «Мы не спеша спустились к набережной, долго стояли над серой рекой, ели жирный ледяной пломбир с густым земляничным сиропом и пили полусладкое шампанское (другого Муся, к сожалению, не признавала, вкус у нее, несмотря на торговых родителей, был вполне себе сельскохозяйственный). Шампанское шипело и взрывалось пузырьками»


Со знанием разобран молитвенный опыт героя, и по живописности красок который приближается к выдающимся образцам русской словесности: «Я спокойно опускался на колени. Не повторял заученных молитв, не сочинял своих. Слушал, смотрел и молчал. Сияли тяжелые звезды. Ухмылялась красно-желтая луна. Меленько попискивали комары, трещали наглые цикады, по-пластунски проползал внезапный ветер, вместе с ним ползли степные запахи бахчи, жирных помидоров, кислых минеральных удобрений и сухой земли. И в этот момент наконец приходила молитва. Приходила сама, без усилий. Я чувствовал, что Бог меня слышит, как мама слышит своего безмолвного младенца. По телу разливалась нежность, становилось легко и прохладно, и все вопросы казались ненужными, глупыми». Анализирование текста романа наполнено тщетными попытками, важно проникнуться духом того времени, погрузиться во все перипетии сюжета, и только тогда откроется изысканное чувство цельного постижения романа, его современного звучания, новаторства стиля, житейской мудрости и пользы. Умело оперирует автор любовными хитросплетениями в жизни героев, романтические линии отнюдь не лишены смысла, не оторваны от реальности подталкивают читателя на художественное осмысление и развивают сложный сюжет. И страстью, и всепрощением густо усыпаны страницы произведения. А. Архангельскому  удалось увлечь яркими образами выстраданные временем души поклонников литературы, скучающих по достойным образцам, а динамичное действие способно  притянуть и подвигнуть  к чтению и молодое поколение.