Камертон культуры

Александр Бочаров 3
 КАМЕРТОН  КУЛЬТУРЫ
(Из книги «Под сенью Ясной Поляны»)


Копаясь на днях в своей личной библиотеке,я наткнулся на книгу известного публициста и журналиста Александра Кривицкого под названием:«На полях книг». Книга,естественно,уже ранее была мною читана,но сегодня она привлекла  внимание  не только,как интересная и познавательная публицистика,которую не грех и перечитать,но и с исторической точки зрения.Ведь,как ни говори,а многое сегодня  меняется в нашей общественной жизни,и любопытно было бы понять причины этих изменений?!Вот я и подумал:«Неплохо бы перечитать…». Но,открыв обложку хорошо оформленной книги,я на титульном листе увидел чёткий и знакомый почерк:«Умную книгу – умному человеку! Ал-дру Ивановичу Бочарову».И подпись:«В.Миронов, декабрь 1993 года». От этого почерка на сердце у меня потеплело,хотя мне и взгрустнулось:«…Эх,Василий Филатович,так это же твой,и есть,самый последний  подарок!Замечательный и добрый ты наш человек!.. ». И в памяти тут же  всплыло доброе его лицо в очках,смеющиеся глаза,приветливая улыбка.Василий Филатович  был оптимистом по жизни,неунывающим человеком и с ним было приятно общаться.  Он умел дарить  людям хорошее настроение.
Познакомились мы с ним,прямо скажем,буднично и прозаично.Но для меня наше знакомство было не совсем обычным, потому и запомнилось. Случилось это в самом начале семидесятых годов,теперь уже прошлого века.То есть,в самом начале моего журналистского пути. Стоял я однажды на втором этаже нашего замечательного Дома культуры и смотрел с балкона вниз,как перед большим зрительным залом собирается поселковый наш люд на торжественное какое-то большое обще-заводское или же обще-поселковое мероприятие.В тот момент Василий Филатович и появился передо мной.  Он возник из глубины гуляющей толпы,что прохаживалась здесь,ожидая начало мероприятия. 
Он шёл ко мне и дружески улыбался. А подойдя,тут же начал рекомендоваться,как один из бывших редакторов заводской газеты.Я несколько растерялся от его такой стремительности,видя перед собой,как мне тогда показалось,пожилого,но довольно ещё крепкого и энергичного человека.Он был аккуратно одет,приятной наружности.  От него слегка попахивало одеколоном,выглядел довольно интеллигентно:в галстуке и в очках с тяжёлой оправой,а на лацкане пиджака его костюма поблескивал маленький значок члена Союза журналистов СССР,красным острым пером. Непослушные его волосы были тщательно зачёсаны назад,прямо ото лба.И он повёл разговор со мной сразу же,как с хорошо знакомым,равным по возрасту и в профессии.Никакой совершенно дистанции!Я же чувствовал себя неловко,ещё новичком в журналистике, потому и несколько смутился от его такого доверительно-дружеского расположения ко мне.Чувство неловкости меня долго не отпускало и смущало. Мой же собеседник , словно и не замечал моей неловкости,продолжал начатую тему разговора,всё в той же дружеской манере. Был он мне,как я это уже отметил,приятен и потому я был,хоть и смущён рад поддержать начатый разговор.
– Вы,–спросил он меня,как-то мягко и осторожно,протягивая мне руку,– Бочаров?
Ладонь у него была небольшая,гладкая,но широкая и крепкая,рукопожатие же было не сильным,но и не слабым.Когда же,я кивком головы,подтвердил,что это,именно,я и есть,он,несколько задержав рукопожатие,продолжил:
 – А я,вот,–и есть Василий Филатович Миронов,– он слегка наклонил и поднял голову,как-то по-офицерски,голову,приветствуя меня,– теперь мы с вами знакомы. Так,что,получается,мы теперь с вами коллеги. Я тоже работал,когда-то,в нашем «Дзержинце»...
И это мне понравилось.Тут же он припустился рассказывать мне о своей работе в заводской газете.А я,со всё более возрастающим интересом,наблюдал за ним,как бы со стороны,продолжая внутренне удивляться ему,и,столь неожиданному,нашему знакомству. А Василий Филатович,не замечая моего любопытства,продолжал шумно выражать своё одобрение,не только по поводу моих первых опытов-публикаций,но и по всей сути газеты,её содержания и направленности. Это было мне,не скрою,тоже  приятно.Не часто,ведь,так вот хвалят прямо в глаза,а чаще,бывает,что и поругивают.Но,ведь и я тоже,много чего хорошего слышал об этом человеке,так что его мнение о сегодняшнем дне "Дзержинца",было для меня очень важно и дорого.не безразлично. О Василии Филатовиче часто вспоминали  многие рабкоры газеты,её активисты и читатели,забегающие часто в редакцию. А также и нынешние её работники,кому доводилось с ним, в своё время,поработать.Но,больше всего,я узнал о нём по его же газетным публикациям,когда,из любопытства и не ленясь,копался в старых подшивках заводской газеты,где внизу полосы,на последней странице,стояла его подпись,как редактора.Мне его публикации нравились,по ним я учился писать. Так,что я уже задолго до этой встречи,заочно,тоже знал его и относился к этому человеку с очень даже большим уважением. Подшивки газеты,бережно хранящиеся в редакции,были очень хорошо и красиво переплетённые,в твёрдой обложке,напоминали книга,только очень большого размера.И хранились они,чуть ли,ни со дня основания газеты,то есть с начала тридцатых годов.И по ним,без особого труда,можно было проследить не только жизнь и творчество Василия Филатовича,как редактора и  журналиста,но и других редакторов,за многие десятилетия жизни самой газеты и жизнь всего заводского коллектива.
Сам же Василий Филатович,к моему радостному удивлению,по его же собственным   словам,не порвал и до сих пор свою крепкую кровную связь с заводской газетой. "Даже и теперь,-улыбнулся он мне,-я ею болею". Всегда,многие годы,уже не работая на Косогорском металлургическом заводе,он не переставал интересовался,и интересуется,нынешней жизнью «Дзержинца». И,опять же,по его же словам,тем:"... как и о чём газета пишет!". Хотя,давно уже сам не работает на Косой Горе,а работает в Туле,является редактором массовой литературы в Приокском книжном издательстве. Так,что эти его слова,ещё более усилили моё внимание к нему,как к профессионалу. А по тому,как он взволновано говорил,мне явно чувствовалось,что это не просто его дежурные,вежливые и красивые слова,а есть настоящая и искренняя оценка работы газеты,любовь к "Дзержинцу",что есть в тех его словах,  его личная заинтересованность. По этим его словам,можно было вполне уверенно судить о том,что Василий Филатович,широко и досконально,осведомлён о жизни не только газеты,но и завода и посёлка. «Значит,– отметил я,с приятным удивлением,ещё во время той беседы,– что он,действительно,читает нашу газету. Причём,довольно регулярно и основательно…».
Да,и мой старший брат,Валерий,не раз упоминал мне о нём в своих разговорах,как о замечательном человеке и журналисте.Ведь брат-то мой,вместе со своим другом-художником Евгением Дрофиным,будучи ещё студентами Московского художественного училища,часто «подрабатывал» в редакции "Дзержинца",публикуя на его страницах рисунки посёлка,Тулы и работников завода.В том числе,они запечатлели и день открытия (в 1960 году) на Косой Горе столь долгожданного Дома культуры.Об этом сотрудничестве мне тут же и поведал сам Василий Филатович. Я подтвердил,что видел эти рисунки.
С этой вот минуты,и до последних дней его жизни,у нас с ним установились дружеские,очень даже тёплые,отношения.Мы понимали друг друга во всём,что касалось газеты. Совпадение наших взглядов,на роль и значение "Дзержинца" в жизни завода и посёлка,очень даже способствовало нашему сближению. Василий Филатович стал вскоре,как бы,не только нашим незаменимым советчиком и общественным членом редколлегии,а и ещё одним нештатным работником. А это дорогого стоило в нашей напряжённой работе.Нас теперь с ним объединяло одно  желание - сделать так,чтобы заводская газета выглядела не только внешне красиво и привлекательно,но и чтобы по своем содержанию была всегда правдива и искренна, потом и желанна читателю.И тут его советы и помощь были просто необходимы.
Василий Филатович был не только прекрасным журналистом,но и неординарной личностью,безусловно,принципиальным,твёрдым в своих взглядах на жизнь,человеком. Именно,было для меня особенно важным. Тут никакая «перестройка»,и всякие там «лихие» времена,не могли поколебать его устоев и мировозрения. Он был настоящим коммунистом,патриотом не только страны,но и заводского коллектива.Особенно глубоко переживал он наблюдая происходящие в стране перемены,пертурбации и  кульбиты,не всем сразу понятные,как в стране,так и на заводе. Он критически воспринял странные горбачёвские перемены. Но тогда до «лихих» времён и настоящих  катаклизмов было ещё так далеко,что никто даже о них и не подозревал,особенно, настолько они будут драматичны для людских судеб,а порой и трагичны.
Заводская жизнь тогда,пока что шла успешно,нормальным своим ходом,привычным курсом на совершенствование производства и выпуск качественной продукции. Трудовой коллектив заводчан,во всех цехах,работал чётко,культурная жизнь в посёлке бурно развивалась,общественная жизнь тоже проходила интересно, творчески.
В Доме культуры,до глубокого вечера,горели огни,в праздники и в будни в нём не закрывались двери.Так,что разнообразия тем для газетных публикаций было с избытком,материалов интересных предостаточно.Как я уже не единожды здесь  упоминал,что на Косогорском металлургическом заводе я начал работать после школы,ещё в 1964 году токарем механического цеха, а в заводской газете в 1976, редактором же стал  «Дзержинца» в самые тяжёлые для страны время,да и для газеты и завода тоже. Именно,в самые лихие,с 1992 по 1997,сравнимые только с Великой Отечественной войной.Так,что все катаклизмы и перипетии,перестроечные баталии заводской и поселковой жизни не могли не отразиться на её страницах. Иногда её страницы становились полем битвы различных воззрений,приоритетов,взглядов на дальнейшее развитие страны.В том числе,и на судьбу предприятия,посёлка.Судьба же самой газеты тоже была неясна.Отсутствие финансирования вынуждало редакцию прибегать к самым неожиданным способам и формам работы,пока в январе, в самом начале 1997 года,она ни была закрыта. О них,об этих горьких лихих годах,и всяких злоключениях коллектива не только предприятия,но и самой редакции,я частично  рассказал в своих  материалах, как в «Дзержинце»,так,затем,и в книге «О людях и для людей». Но сейчас ведь не о том речь?! Я лишь хочу сказать,что в самые тяжелейшие для для газеты времена,а для меня лично в психологическом плане,я всегда находил поддержку и успокоение,именно,у Василия Филатовича Миронова. Особенно,когда он был,в тоже время,и хранителем заводского музея «Боевой и трудовой славы» косогорских металлургов. В самые невыносимые,психологически,  минуты и часы я приходил к нему в музей и мы долго с ним беседовали,обсуждая сверх злободневные вопросы,ситуации в заводском жизни и посёлка.
Его поддержку и уважительное отношение к нашей газете я всегда ощущал,как и во все времена,точно также,как я это испытывал среди рядовых заводчан-читателей,большей части жителей поселка.Причём каждодневно! Да и сам Миронов был теперь всегда рядом. Он был готов помочь мне в любой момент не только советом,но и добрым словом,а при жёсткой необходимости,необходимым и интересным материалом. Он умел быть в журналистской работе спасительной,просто незаметной палочкой-выручалочкой. Мне были нужны его жизненный опыт и умение чувствовать людей,доверительно общаться с ними,эти свойства были в нём просто удивительны.
Сегодня,вспоминая ту нашу первую встречу,я не могу отделаться от мысли,что она была не просто случайной,а совершенно какой-то,чуть ли ни предопределённой и сакральной,просто необходимой для моей успешной дальнейшей работы.
Потому,видимо,эта встреча и произошла,именно,в Доме культуры,а не где-то ещё, например,в той же редакции,или же на каком-нибудь важном официальном мероприятии в заводоуправлении,Или же ещё где-то. Именно,она,эта наша встреча,как бы символизировала-указывала на то,что жизнь-то нашего посёлка обоим нам очень даже важна,дорога и не безразлична. Именно,она,заводская газета,соединила нас друг с другом на долгие годы,соединила совместной в ней работой.Ибо "Дзержинец" был не просто заводской газетой,а,практически всего поселка.Так,как газета разносилась по домам и квартирам,она,тем самым,объединяла в единое целое,с давних времён,не только производственную жизнь коллектива предприятия,но ещё и всю культурно-общественную,как не заводе,так и в посёлке. Она была,как бы камертоном всей жизни заводчан,в том числе,и культурно-общественной,как в посёлке,так и на территории заводе.Газета координировала её,настраивая на нужную тональность и нужное звучании. А тональность-то эта определялась той мерой любви и доброты самих заводчан к посёлку и к живущим в нём людям. И в этой её удивительной роли была она обозначена,именно,Мироновым,когда он был её редактором,именно,тогда были сделаны первые шаги в превращение её в поселковую. Мне же оставалось, спустя годы,делать лишь то,в этом направлении,что он начал,но только более  решительно и основательно.
Сегодня роль газеты,как мне кажется,в жизни завода и посёлка достаточно велика.В том числе,и в развитии их взаимной связи,производственно-трудовой и интеллектуально-культурной.И эта связь довольно ощутима.
Хотя,это очень даже важно не только в единении людей,но и в их воспитании,развитии их общественно-нравственной позиции,росте их производственной активности и активности духовной жизни посёлка. Без этого бы посёлок многое терял бы в своём общем уровне развития. Сегодня роль газеты,к сожалению, ограничена лишь территорией завода.заводской тематикой,не часто попадает она в руки простого жителя,не работающего «КМЗ»,да и работающего тоже. Сегодня,размышляя об этом,я задаю себе вопрос:почему же столько талантливых людей появилось-проявлялось у нас на Косой Горе,именно,с 50-х по 80-е годы?! Почему же это,не столь ярко,сегодня ощущается? Подумать только,пять композиторов в посёлке! Вот такая,получается, целая плеяда талантливых музыкантов-композиторов! И это всего на 15-18 тысяч его жителей,включая стариков и детей! Назову,к примеру,известного на всю страну композитора,живущего в посёлке,поэта и музыканта Василия Попова,песни которого звучат ныне по Всероссийскому радио,в  концертных залах страны,а также его произведения известны и за рубежом. 
Не меньшую известность на всю страну,в своё время,имел и композитор Сергей Дмитриевич Соловьёв.Песни которого звучали тоже по Всесоюзном радио и записывались на пластинки в фирме «Мелодия». Во время фестиваля молодёжи и студентов,в 1957 году,его песни пела вся молодёжь планеты,они постоянно звучали по Всесоюзному радио.
В этой же плеяде композиторов-музыкантов нельзя не назвать и композитора Владимира Ивановича Сергеева,основателя и руководителя детского образцового хора «Солнышко». Это многолетний его и бессменного дирижёр,режиссёр,воспитатель и учитель. Коллектив его был,к тому же, Лауреатом премии Тульского комсомола, выступавший не только в самой Туле и области,но и он  гастролировавший по стране,выступал за рубежом!Большую роль сыграл,в своё время,в развитии музыкального творчества и культуры,в развитии фольклорной народной музыки и песни композитор и музыкант Валерий Кобицкий.А сегодня-то, не меньшую воспитательную работу ведёт среди молодёжи в косогорской школе искусств,пишет свою музыку и молодой композитор Сергей Сенин.
А сколько же у нас в посёлке,за всю историю советского прошлого,было самодеятельных певцов,танцоров,музыкантов,вокально-инструментальных ансамблей, что трудно и сосчитать! Даже сегодня Косая Гора этим может гордиться.Традиции до сих пор живы! Хранителями этих традиций выступают ныне молодые косогоры,дети и внуки участников художественной самодеятельности,именно,тех самых лет,и тех самых творческих коллективов.
Но вот,к сожалению,самодеятельного творчества,непосредственно в цехах завода,не стало.А жаль! Изменились времена,изменились нравы.Время стало циничным и жёстким. Что и сказалось на развитии самодеятельного творчества непосредственно в заводских цехах.Именно, потому-то доброе то старое время и ценно сейчас для нас,особенно памятно сегодня. Мы-то это всё помним, в отличие от молодёжи,которой этого не ведомо. Особенно не ведомо,потому,что расцвет самодеятельного творчества в цеховых коллективах,и в посёлке в целом,был результатом подвижничества и беспримерного подвига в развитии музыкальной культуры на Косой Горе таких людей,как Соловьёв Сергей Дмитриевич и Сергеев Владимир Иванович.Как директор клуба им.Ленина,а затем и Дома культуры,Сергей  Дмитриевич Соловьёв много внимания уделял кружковской работе и поиску талантливых людей. В посёлке звучала музыка не только его эстрадного оркестра, но и организованного им духового оркестра. А вокально-инструментальные ансамбли соревновались между собой в популярности.Их было множество. И об этой активной музыкальной жизни не забывал рассказывать «Дзержинец» на своих страницах. Об этом можно прочитать и сейчас в его подшивках. Такого прецедента,наверное,ещё не было нигде,когда в рабочих цехах было повальное увлечение самодеятельным творчеством. И в этом несомненна роль не талантливого  косогорского самородка и прекрасного композитора-музыканта Сергея Дмитриевича Соловьёва,других музыкантов и участников самодеятельного творчества,но и заводской газеты,как популялизатора самодеятельного творчества и культуры.
Даже сегодня роль газеты памятна и её трудно переоценить.Тем не менее,песенное искусство,музыкальное творчество,в посёлке и сегодня живо!Особенно,радуют жителей своими прекрасными голосами многие сегодняшние исполнители.Например,Аня Ковалёва и Алёна Ведмеденко.Кстати,именно,из самодеятельности вышли на большую тульскую сцену певица Людмила Невернова,певец Юрий Драничкин,ставшие артистами Тульской филармонии.Поёт в северной столице,в Михайловском театре оперы и балета Владимир Чижонков. Радует тульского зрителя певица Ольга Чистякова.Одно время на подмостках театра «У Толстовской заставы» играла в спектаклях у режиссёра Белова наша актриса Татьяна Егорычева,тоже вышедшая из поселковой самодеятельности.В Тульском театре юного зрителя служит сегодня актёром Михаил Головко.Да,и в Доме культуры ныне успешно работает театральная студия,под руководством режиссёра Надежды Абрамовой. Коллектив рождён в «лихие» девяностые,причём,именно,не в Доме культуры,а в заводском музее.И не по решению начальства,а по народной инициативе снизу. Так,что и сегодня есть надежда,что в недрах театральной студии родятся новые актёрские имена,которыми будут гордиться земляки.
Перечислять все культурные достижения наших земляков,за все советские годы, можно сегодня долго.Задача эта довольно сложная и требует более тщательного изучения,анализа и более тщательного подхода к этому исследованию.Сегодня же,у нас не хватит на это ни сил,ни времени,ни газетной полосы.Я только добавлю одно к выше сказанному,что в нашем посёлке выросли из самодеятельности ещё и пять членов Союза художников СССР,ныне России.Это Евгений Дрофин,Валерий Бочаров, Владимир Голубов,Валерий Гришаков и Валерий Бурба.Да,и кроме того,всех самодеятельных художников посёлка разве можно перечислить – их несколько десятков! И вот,здесь-то. в воспитании самодеятельных художников,безусловно, первая роль принадлежит художнику Сергею Ивановичу Романову.Так,что здесь это имя не упомянуть просто грех!А в бытность директором клуба С.Д.Соловьёва, выставки самодеятельных художников,им организованные, проводились весьма часто. Позже эти выставки переместились уже в Дом культуры.Сегодня функции организатора выставок и поэтических встреч взяла на себя,расположенная в посёлке,библиотека, и здесь роль в развитии культуры в посёлке заведующей библиотекой Ольги Дворовкиной просто неоценима.Некоторое время в посёлке жил и работал  косогорский,затем ставший иркутским,художник,также и член Союза художников СССР,  Евгений Любенков.Это весьма неординарная личность.Этим талантливым человеком также сделано достаточно много для привлечения молодёжи посёлка к живописному творчеству.И его имя вполне достойно,чтобы сохраниться в нашей памяти.Многое для развития и популяризации живописного творчества среди жителей посёлка сделал и всем известный у нас самодеятельный художник Григорий Иванович Ведмеденко.Его персональные выставки много лет радовали воображение косогорцев.В этой связи нельзя не упомянуть имени такого замечательного человека,как Борис Николаевич Калиничев,который ещё до войны 1941-45 года вёл в посёлке художественную студию, но фронтовая контузия и почти полная потеря зрения не позволили ему вести эту работу после войны.
Спустя годы,я всё больше и больше склоняюсь к мысли,что,именно,необычность  нашего посёлка и состоит в его автономности и самодостаточности.В посёлке было всё своё,вплоть до газеты.И,именно,особенность его в том,что через газету люди много хорошего узнавали друг о друге,искренне радовались появлению каждого нового талантливого земляков и гордились им. Она скрепляла родство душ и  определяла всегда богатство и разнообразие творческих порывов и достижений жителей посёлка. Газета объединяла любовь к посёлку,к окружающей и  восхитительной красоте яснополянских лесов,что проявлялось в музыке,живописи и в поэтическом творчестве,показывала всё-то многообразие и удивительные проявления в творчестве косогорцев,которое заставляет нас до сих пор удивляться.В пределах Тулы наш посёлок,таково моё глубокое убеждение,а этому есть довольно много подтверждений,можно назвать замечательным и уникальным явлением,в том числе и в самодеятельном творчестве.Эту уникальность,конечно,можно объяснить ещё и тем, что Косая Гора находится в непосредственной близости к Ясной Поляне.И тут тоже нельзя не отметить особую роль местной печати.Да-да,именно,так!К слову сказать, в посёлке долгое время выходили одновременно не одна,а две газеты.И этого для небольшого нашего посёлка было предостаточно.Много лет наш рабочий посёлок был не только важной единицей в промышленном потенциале Тулы,но и центром одноимённого сельского района.Это совмещение черт города и деревни,безусловно, благотворно сказывалось на расцвете не только самодеятельного творчества в посёлке,но и на всей его культурной жизни.Этому расцвету,несомненно,также способствовали две местные газеты с приличными по тому времени для небольшого поселения тиражами.Конечно это многотиражка Косогорского металлургического завода «Дзержинец»,которая впервые заявила о себе в посёлке ещё в 1929 году,и районная газета «Голос стахановца».Таким образом,два печатных органа охватывали не только всю экономическо-производственную жизнь посёлка,завода и района,но и также общественно-культурную сферу,нравственную и социально-духовную жизнь,а также формировали и сплачивали вокруг редакций сеть рабочих и сельских корреспондентов,то есть,наиболее активную и культурную часть жителей посёлка.   
Таким образом,местная пресса проникала в каждый дом и всё,что происходило в жизни района,посёлка или завода не могло не волновать его жителей.Они были всегда в курсе всех событий и происшествий в посёлке и районе и потому не могли оставаться к ним равнодушными.Также как и каждое достижение им было известно.В том числе и в культурно-общественной жизни,и любое из них становилось достоянием всех.Получалось так,что вся производственно-экономическая и общественно-культурная жизнь завода,посёлка и района группировалась уже не только вокруг самого градообразующего предприятия – Косогорского металлургического завода или поселковой и районной власти,но и вокруг этих двух печатных органов.Таким образом,роль объединяющего и просвещающего в культурном плане печатного слова в посёлке была,несомненно,велика!Скажу так: значение этих газет в истории Косой Горы и в его культурной жизни,исходя из очевидности наших рассуждений,даже просто трудно и переоценить!Жаль,что мы так мало знаем сегодня о творчестве и жизни этих людей,подвижников культуры,сотрудниках наших поселковых газет,то есть,местных журналистах и слишком мало мы знаем о их творческих достижениях.   Печать всегда объединяла жизнь посёлка и завода в единое целое.А районные новости позволяли его жителям быть в курсе последних событий не только в посёлке, но и в районе.В том числе,быть в курсе достижений самодеятельных творческих коллективов,как в самом посёлке,так и в селах и деревнях района.С появлением новых талантов местная печать рассказывала всем читателям сравнивать достижения и брать для себя лучшее в этой работе.А достигнутый личный успех сделать достоянием всех и получить всеобщее признание.Несомненно,это хорошо понимали не только руководители завода и посёлка,всего района,а,прежде всего, сами журналисты,главная задача которых была и есть рассказывать на газетных страницах о самом лучшем и передовом.И здесь роль редакторов газет,как организаторов этой важной работы:«Дзержинца» – Василия Филатовича Миронова и  «Голоса стахановца» – Олега Яковлевича Стечкина должна быть признана и оценена достаточно высоко и остаться в нашей исторической памяти навсегда.
Сегодня,читая старые страницы заводской газеты «Дзержинец»(а «Голос стахановца», думаю,вряд ли и сохранился!)удивляешься:как много здесь в них публиковалось стихов и прозы рядовых читателей? Просто удивляешься порой всеобщей тяге трудового люда к литературному творчеству!И редакторы,выходящих в посёлке этих двух изданий,несомненно,старательно и бережно поощряли и пестовали это стремление. Под влиянием моего любопытствующего и слишком заинтересованного  взгляда,проникновения в газетное прошлое,сегодня открылась для меня возможность  начать работу по подготовке к изданию сборника местных литераторов, публиковавшихся когда-либо в «Дзержинце».И этот сборник уже получил своё рабочее название: «Под сенью Ясной Поляны». Назову лишь некоторые имена из будущего сборника. Это стихотворцы: Александр Булатов,Борис Калиничев,Геннадий Волков, Юрий Драничкин,поэтессы Нина и Любовь Новиковы и многие другие.Не случайно, видимо,на страницах именно «Дзержинца» появились первые стихотворные,а затем и прозаические опыты,ныне известного тульского,а больше,конечно,косогорского писателя и поэта Александра Харчикова.Ибо многие его произведения рассказывают именно о жизни завода и посёлка.В том числе,и его первая книга «Лицом к огню»,  вышедшая в Приокском книжном издательстве.И редактор массовой литературы издательства Василий Филатович Миронов,бывший редактор «Дзержинца»,с большой заботой и вниманием отнёсся к выпуску первого крупного произведения молодого нашего автора,родившегося на страницах заводской печати.Точно также,Миронов оказался заботливым редактором и большого исторического очерка,а точнее научной работы,  «Косогорский металлургический завод», созданного директором Косогорской средней школы № 1,позже профессором пединститута им.Л.Н.Толстого – Николаем Тимофеевичем Марковым и инженером «КМЗ» – Дмитрием Александровичем Юрченко.
Уже в бытность мою редактором «Дзержинца»,на одном из моих творческих вечеров, выступая со сцены Дома культуры,композитор и поэт Василий Попов сказал,что из всей,получаемой им почты,из своего почтового ящика,он первым из газет всегда вынимает и начинает читать «Дзержинец».Чтобы быстрее узнать:что же за неделю произошло в нашем посёлке?! И точно также поступали все жители посёлка.А для  того, чтобы газета стала необходима и желанна жителям посёлка,сотрудники редакции местной печати никогда не жалели ни сил, ни времени,ни своих творческих способностей. И здесь немаловажная роль принадлежала,именно,Миронову,как создателю этой газетной традиции:быть в курсе всех событий,как в самом посёлке, так и в заводском коллективе.Кто же такой Василий Филатович Миронов? Тогда,в день знакомства с ним,я ещё не очень много знал о нём.
Василий Филатович не был,как говорят,порой,у нас,«коренным косогорцем». Редактором заводской газеты он стал уже со значительным жизненным опытом и специальным образованием.Родился он на рязанской земле,в селе П – Хохловка,
затем его семья переезжает в подмосковный город Люберцы,где он к началу войны завершает учение в средней школе,а с начала войны участвует в строительстве оборонительных сооружений под Москвой,затем,делает снаряды на местном заводе сельхозмашин и пишет заявления об отправке добровольцем на фронт.И тогда, наконец-то, его настойчивость возымела действие,и он попадает в Благовещенское оружейно-техническое училище,где учится зиму 1942-43 года,и только затем оказывается на Карельском фронте,в воздушно-десантной бригаде.Затем его фронтовой путь пролёг через Польшу,Венгрию,Австрию и Чехословакию.В боях за Венгрию был ранен осколком в левое бедро.За боевые подвиги был награждён орденом Отечественной войны первой степени и десятью медалями.В том числе,и медалью «За отвагу».Василий Филатович командовал  взводом связи и штабным взводом.После окончания войны служил до сорок шестого года в Венгрии,затем в Приморском военном округе на Дальнем Востоке на границе с Китаем.После окончания службы в звании капитана приезжает в Тулу,где вместе с семьёй решил обосноваться.Здесь он становится ответственным секретарём и исполняющим обязанности редактора газеты «Знамя Победы»,одновременно учится в областной партшколе,а затем и на редакторском факультете Московского полиграфического института.После окончания института его приглашают на должность редактора газеты «Дзержинец»,где он и работает в этой должности много лет,пока не получает приглашения быть редактором массовой литературы Приокского книжного издательства,где он трудится до ухода на пенсию.Но газета «Дзержинец» и коллектив Косогорского металлургического завода продолжают его волновать.И в мае 1986 года он принимает предложение поработать хранителем музея «Боевой и трудовой славы» косогорских металлургов.Вот с этих пор его творческая судьба опять тесно переплелась с судьбой «Дзержинца» и с моею творческой судьбой. 
Иногда я сегодня думаю так,что «Дзержинец» всегда обладал каким-то особым магнетизмом и притягивал к себе людей.И не только,пытающихся реализовать свои творческие начала на его страницах,но и притягивал он к себе всех жителей посёлка,простых его читателей.И этот магнетизм заключён в одержимости его журналистов и рабкоров,в желании проявить себя в этой творческой профессии,в  неравнодушии к жизни посёлка,в искренней любви к нему и к его людям,своим землякам.А любовь-то читателей к своей газете,это и есть ответная реакция на труд журналистов,обратная связь с косогорцами. И в основе этой крепкой взаимности лежит вся наша жизнь,во все времена и во всех её проявлениях.В том числе,и в культуре,в воспитании в людях активной жизненной позиции,любви к своему предприятию и посёлку. Особенно остро газетный голод ощущался на Косой Горе в конце восьмидесятых,особенно сильно,в первой половине девяностых годов. Тираж газеты возрос тогда почти до двух тысяч,а и его всё время не хватало и не хватало.Так,что в редакцию приходили люди,умоляя найти хоть какую-то  возможность,чтобы подписать на их «Дзержинец»,ведь они читали многими годами.Им было даже трудно понять,а нам объяснить,что это совершенно невозможно.Есть определённые нормы для многотиражек. А они не уходили,всё упрашивали:«Ну,что вам трудно лишнюю газетку напечатать!..». Люди думали,что мы,прямо в редакции,сами печатаем газеты!  Но «Дзержинец»-то издавался,как и многие другие многотиражки Тулы и пригородов,в типографии газеты «Коммунар»,затем ставшей издательством «Лев Толстой». Кроме того,новые времена внесли и свои трудности.И только с финансированием, но и,подчас,с количеством имеющегося в наличии газетной бумаги в типографии. И мы принимали все меры,чтобы обеспечить газету бумагой,а всех желающих подпиской,хотя это и не всегда удавалось.
Такая популярность среди заводчан,жителей посёлка,росла и росла,говорила о том, что газета просто им необходима,что она интересна и злободневна,способна ответить на волнующие читателей жизненные вопросы.И о том,что она не проходила и не проходит мимо ни одной из сторон жизни,деятельности,завода и посёлка.В том числе,в развития духовной,культурной жизни косогорцев,в первую очередь, самих работников завода.
Чем же тогда привлекал «Дзержинец» своих читателей? Прежде всего,тем,что старался избегать сухих,не интересных материалов,написанных суконным канцелярским языком.Насколько это удавалось.Во-вторых,старался быть в курсе всех событий,происходящих как на территории завода,так и посёлка.Показывать ярко и колоритно героев своих публикаций,отыскивая в каждом из них свою «изюминку». То есть,раскрыть личную индивидуальность каждого,его необычность,присущие только его характеру черты. Ведь, в каждом из нас есть своё,неповторимое,особое и удивительное,способное выделить нас из общей массы коллектива.Мне,порой,наш посёлок представляется,как бы большим котлом,доменной печью,в котором переплавляются многие национальности,бывшей нашей огромной страны,в новую цивилизацию,под названием советский человек! Ведь у нас,на Косой Горе,живут представители почти всех районов нашей области,а также других областей,краёв и республик,со всеми их языковыми диалектами и культурными традициями,песнями и сказаниями. Ведь к нам сюда съезжались работать люди со всех сторон Советского Союза,от северных морей и до Закавказья,от Прибалтики и до Тихого океана.Каких только необычных фамилий приходилось мне слышать на Косой Горе! Так в историческом очерке А.Т.Маркова и Д.А.Юрченко "Косогорский металлургический" сообщается,что "во время первой мировой войны на заводе работало 450 военнопленных венгров,австрийцев и турок,которых охраняли 200 солдат.И 120 вольнонаёмных китайцев". Кроме того,в центре посёлка,во время и после Великой Отечественной войны,существовала колония,в которой содержались работавшие на заводе осуждённые трибуналом люди за военные преступления,или же служившие в полиции и работавшие на немцев.Здесь тоже было немало всяких национальностей. Многие из них,случалось,после окончания срока наказания оседали на Косой Горе, обзаводились семьями,и смешивались с теми,кто приехал сюда на заработки со всех сторон области и страны.Да,и немецкие военнопленные,строившие мосты через Воронку и железнодорожные пути,а также дорогу на Тулу,минуя Косую Гору,тоже, видимо,оставляли здесь свой культурный и биологический след.Ежегодно на завод, после окончанию вузов и техникумов,по направлению,прибывали молодые специалиста из самых различных городов и республик страны,по самых разнообразным техническим и гуманитарным профессиям. И они тоже становились постоянными жителями посёлка.
И тогда уже,для нас всех,не было главным,где человек родился,а важным становилось то,как он живёт и работает.
С рождения в посёлке каждый человек на виду. Все про него всё знают. И здесь не последнюю роль играет газета. Она расскажет о том,кто какую школу в посёлке окончил,как учился,в какой спортивной секции или самодеятельном кружке  занимался,в каком цехе собирается трудиться,и каких добился высот.Вот этим-то и определялся,прежде всего,его жизненный статус на Косой Горе,его принадлежность к посёлку,его отношение к своей малой родине. Вот это,удивительная смесь крови, менталитета и культур,определяла,и будет определять в будущем,индивидуальность и необычность Косой Горы,всех её творческих сил и способностей,духовную и физическую красоту его жителей.Возможно,что я тут,может,и не прав,иным, мои размышления покажутся не совсем серьёзными,но,я думаю,что в этом есть тоже какое-то рациональное зерно.Ибо оно лежит на поверхности.
Постоянное обновляемое население посёлка,рост его благосостояния,количественно и качественно,и не только за счёт приезжих,но и благодаря уже начавшему увеличению  рождаемости,позволит сохранять в жителях посёлка жажду творчества.причём,всё большую в каждом новым поколении.Нужно только постараться и помочь молодым не потерять,уже давно сложившуюся, прочную традицию и умение косогорцев творчески воспринимать мир,их умение ему удивляться,красоте его и неповторимости. И здесь, в развитии творческого отношения косогорцев к труду,культуре и искусству, большая роль в посёлке уже принадлежит,наряду с прессой,учебно-образовательным,воспитательным учреждениям посёлка,педагогическим коллективам косогорских средних школы № № 65 и 66. Хотелось бы выделить здесь школу № 65,старейшую на Косой Горе, начавшую работать ещё в 1935 году.Именно здесь работал долгое время,директором Николай Тимофеевич Марков,ставшей соавтором написания исторического очерка "Косогорский металлургический",позже профессором Тульского педагогического института.Именно,эту школу окончили знаменитые конструкторы-оружейники Александр Ганичев и Игорь Яковлевич Стечкин. После окончания Великой Отечественной войны значительную роль играла в воспитательной работе и школа рабочей молодёжи,под руководством замечательного её директора Петра Харитоновича Нефёдцева.Человека геройской судьбы,офицера,бывшего командира танкового батальона.Значительна также роль,построенной уже после войны,и школы "66. Вступившей в строй в 1955 году.Особенно,в развитии культуры и спорта,под руководством Петра Митрофановича Михейко,затем,Вячеслава Борисовича Соловьёва. Именно,здесь родился на урках пения у преподавателя музыки Владимира Ивановича Сергеева детский образцовый хор "Солнышко",долгое время бывший гордостью всего посёлка.Именно,девочки из этой школы участвовали в Архангельске,в финале лыжных соревнований на приз газеты "Пионерская правда". Особую роль в повышении культурного уровня жителей посёлка,его духовности в целом,несомненно,сыграли   детское и взрослое отделения заводской профсоюзной библиотеки металлургического завода,под руководством заведующих:Софьи Вячеславовны Звягинцевой и Галины(Клавдии)Константиновны Ефимовой.А также,детская и взрослая районные библиотеки,под руководством Нины Ивановны Ломакиной.На посёлке до лихих 90-х  прошлого века было всего восемь библиотек в отдельных зданиях.Кроме названных ещё были четыре-две в двух школах и две в заводоуправлении-парткома и инженерно-техническая. 
Но особенно,и чрезвычайно,велика роль на культурном фронте коллектив клуба им.Ленина,работавшего со дней основания завода, и носившего ещё имя Народного дома.а позже,и построенного в 1960 году в посёлке,Дома культуры металлургов. Где,кстати,сказать,и появился впервые на Косой Горе,наряду с прекрасным зрительным залом и помещениями для самодеятельного творчества,и настоящий спортивный зал.В отличие от очень маленького в школе №66,тогда №2.
В связи с этими изменениями,в развитии культурной жизни посёлка,роль местной прессы ещё более возрастала.Всё большее место в ней,на её страницах, стали занимать материалы культурной жизни,спорта,и все эти события становились,через газету,достоянием всё большего числа его жителей.Немало массовых культурных мероприятий стало проводиться не только в Доме культуры,но и в музыкальной школе,в спорткомплексе,и,даже,в широкоформатном кинотеатре «Старт». Видимо,кинотеатр переживал часы своей кончины: какие только звёзды экрана и эстрады не приезжали в гости к косогорцам.
И это,несомненно,тоже оставляло свой след в культурной жизни посёлка,и оно тоже находило отражение в местной печати.Начав работать в «Дзержинце» в середине семидесятых годов,я стремился не только к полному освещению всей культурно-массовой и спортивной жизни,но и ещё организовать вокруг газеты,своеобразное литературное сообщество,типа клуба,путём ежемесячного выпуска литературной страницы.Для этого я попросил своего брата-художника сделать над всей полосой газеты логотип в виде гусиного пера,на котором он и разместил название страницы. Так.что местные стихотворцы-литераторы и писатели,получили возможность увидеть свои творения в печатном виде в заводской газете. Наиболее активными в этом деле были: Юрий Глухов,Нина и Любовь Новиковы,Валентина Андрианова,Александр Булатов,Геннадий Волков,Виктор Макарцев,Анатолий Батурин и многие другие.
К моему удивлению,эта страница оказалась неожиданно полезной не только для развития литературного творчества косогорцев,но и музыкальной их культуры. В результате одна из моих публикаций о беседе с косогорцем Василием Поповым,ныне довольно известным поэтом,композитором и музыкантом.Статья привлекла внимание многих.
Первая же наша встреча с ним произошла у него дома,а интервью с ним сразу же после этой встречи,осенью 1990 года.Позже.подобные интервью продолжились не только с ним,а и ещё двумя известными музыкантами и композиторами:Владимиром Ивановичем Сергеевым и Сергеем Дмитриевичем Соловьёвым,а также,с певицей Людмилой Неверновой. Но не только этим интервью ознаменовалась наша первая та встреча.она явилась прологом к организации в дальнейшем в большим музыкальными праздниками на футбольном поле нашего заводского стадиона.
Во время празднований Дня металлурга. Когда вся наша Косая Гора,от мала и до велика,была на заводском стадионе! Посёлок пустел,а трибуна стадиона,и всё вокруг футбольного поля,было тоже забито людьми.До отказа!
Не скрою,не все большие руководители Косогорского верили металлургического завода,верили в эту идею.Но так было только вначале.Ведь мало кто ещё толком в самом посёлке знал о способностях и таланте Василия Попова,как организатора и  композитора,поэта и продюсера.
А о певце Владимире Цветаеве вообще мало кто слышал в посёлке, также как и о группе Василия Попова «Век». И во время этого грандиозного события для Косой горы мне было чрезвычайно приятно,когда Василий прямо в микрофон сказал,что если бы ни редактор газеты "Дзержинец" Александр Иванович Бочаров,то эта встреча с молодым певцом Владимиром Цветаевым,быть может,и не состоялась. Но после этого вот праздничного концерта не только все жители посёлка,но и руководители завода были в чрезвычайно приятном удивлении.На оперативке директора Косогорского металлургического Мартынова председатель профкома Казимир,так и сказал:"А  Цветаев,действительно,очень неплохой певец!". И вскоре по приглашению Василия Попова и руководства завода, вместе с Цветаевым,уже на поле косогорского стадиона пела для жителей посёлка-металлургов,сверх поплярная Валентина Толкунова. И тогда,растроганный генеральный директор завода Владимир Иванович Мартынов, громогласно на весь стадион пригласил Валентину Толкунову на следующий год,в год столетия завода,опять же,на это поле стадиона,в гости к косогорцев,как украшение праздника.Правда,за год это приглашение руководством завода было забыто. Вскоре,на этом празднике металлургов у нас,на Косой Горе,побывали  Алексей Глызин и Лев Лещенко.Однако же,после смены руководства завода и  постоянно меняющейся его владельцев,подобные праздники,в конце 90-х,подобные праздники прекратились.
Да,и самого заводского стадиона,как и Дома культуры,у заводчан не стало.Ныне стали традиционными лишь праздники-концерты,с выступлением группы «Век» и Цветаева,а иногда и других певцов или певиц,на порожках дома,где живёт с рождения Василий Попов. И этот традиционный праздник получил уже у нас  постоянную прописку,под название «Праздника маленького дворика». Организованного Василием Поповым в честь своих земляков-соседей по дому,в честь дня рождения этого дома.
Другим знаменательным событием,для меня лично,да,и для культурной жизни посёлка в целом,я считаю моё знакомство и сотрудничество с четырьмя местными композиторами:Сергеем Соловьёвым,Владимиром Сергеевым,Валерием Кобицким и Сергеем Сениным.Особенно,с первыми двумя.Толчком же,к этому нашему более близкому знакомству,послужила,опять же,одна из моих бесед с Василием Поповым по  поводу той же культуре в посёлке,и его сетовании на инертность их участия в развитии музыкально-культурной жизни посёлка.В том числе,и в музыкальной.И вот тогда я и осмелился решиться на изменить этого положения.Первым,с кого я начал, был сам Владимир Иванович Сергеев.Почему именно Сергеев? Да,потому,что мы с ним чаще встречались в заводоуправлении,или же,в помещении редакции.
В какой-то мере,даже и общались мы с ним в процессе работы.К тому же,у него был прекрасный детский хор,хорошо известный в городе и за его пределами. Кроме того, Владимир Иванович,вместе с рабочим-поэтом из  цеха фитингов Геннадием Орловым,написали песни:«Косогорский вальс» и «Марш косогорских металлургов». Вот эти музыкальные произведения мне очень даже нравились.Как и мне нравился совместный их фото-портрет на фоне частного дома Сергеева,что при въезде на Косую Гору.Этот портрет я увидел в одной из старых подшивок «Дзержинца».И он мне тоже очень понравился.К тому времени, самого Геннадия Орлова уже не было в живых и Владимир Иванович часто в редакции сетовал,что ныне профессиональные композиторы совершенно перестали писать для детей,а он сам бы и взялся за написание текстов, да вот только стихов он сам не пишет,а соавтора-поэта у него нет.
Эти вот эти его слова и засели в моей голове,толчком же к написанию первой песни,и первыми её строками стали,да и остались потом в самом названии песни,послужили цифры «41-45»,выбитые в бетоне стелы памятника «Танк на пьедестале». Однажды шёл я,как-то после работы домой и случайно бросил взгляд свой на эти цифры. Они-то,крепко и врезались в мою память! Таким образом,к утру уже получилась песня.
Не теряя времени,я отнёс её быстренько Владимиру Ивановичу в Дом культуры,где он занимался с хором.Слова ему понравились.Дня,через два-три, в редакции нашей раздался звонок и Сергеев пригласил меня в ДК на репетицию хора.Позже,эта песня прозвучала мощно и взволнованно в исполнении детских звонких детских голосов. Так,что эта песня оказалась,весьма,И кстати! Приближалось празднование 50-летие Победы.Получилось так,что,именно,она,эта песня,и открывала праздничный концерт на площади у Московского вокзала в Туле,в исполнении детского хора «Солнышко». Куда и прибыл «Эшелон Победы» с ветеранами войны,прошедший через все города-герои нашей страны и направляющийся в Москву для участия в военном параде на Красной площади.
Затем,тут же была написана песня и «Россия». И наша творческая работа с композитором Владимиром Ивановичем Сергеевым началась.Итогом же,этой совместной работы,стало несколько выпусков сборников песен для детского хора.А также,и проведение нескольких юбилейных творческих вечеров,как хора «Солнышко»,так и самого руководителя.Этакое наше сотрудничество продолжалось долго,до ухода из жизни Владимира Ивановича.Ещё при его жизни,в нашей совместной работе с ним произошёл такой казус,который не забывается.Не помню,в каком же году это было, но,однажды,я услышал по радио о том,что в областном центре создаётся детское движение «Юная Тула». И от имени этого движения прозвучало обращение к поэтам и композитором города и области написать гимн для этого движения. И у меня тут же,как-то сразу,и получилось вот такое стихотворение:«Песня юных туляков». Оно долго лежало у меня в столе,но вот,однажды,отдал его Владимиру Ивановичу Сергееву.И у хора «Солнышко» появилась новая песня.На этом бы всё и закончились,если бы то моё стихотворение не оказалось в сборнике тульских поэтов «Во весь голос!». Сборник же этот попал случайно в руки ребятам из движения «Юная Тула»,а одна из девочек этого движения – Лена Русина,написала к словам музыку.Так,что у этого движения появился свой гимн,который всем ребятам очень понравился.И они его с удовольствием стали петь на всех своих торжественных мероприятиях.Таким образом,у песни появилось два музыкальных варианта.И я очень был рад тому,что эта моя песня стала их гимном и ныне прекрасно исполняется,не только ребятами,а уже и профессиональными певцами.А вот Владимиру Ивановичу это показалось обидным Но,вскоре, эта обида прошла и мы продолжали дальше совместно работать.Но случай этот нам обоим запомнился.
Почти одновременно с Сергеевым,началось моё сотрудничество и с Сергеем Дмитриевичем Соловьёвым.Как-то мы встретились с ним на улице,где он там гулял с внучкой,и мы разговорились.Он похвалил нашу работу с Сергеевым и,в том же разговоре,упомянул о скором юбилее нашей,самой старой,школы в посёлке №65,где и я сам учился в своё время. И он тут же ещё намекнул мне о том,что неплохо бы отметить этот юбилей и новой песней о школьных годах.Сергей Дмитриевич,в то время,уже довольно долго не был директором Дома культуры,преподавал музыку и пение в той же школе № 65. Я знал,что у него в той школе был ранее вокально-инструментальный ансамбль «Рифы»,лидером в котором был мой младший брат Виктор,и ещё был небольшой детских хор,а также и небольшая хоровая группа учителей.Но вот,как композитор,долгое время на Косой Горе он себя себя заявлял. Хотя в прошлом он был довольно известным композитором в Ленинграде.
Я пообещал ему написать слова песни,так как и сам был заинтересован в этом,как выпускник этой же школы,предстоящий же юбилей показался мне ещё и прекрасным поводом к началу нашего с ним сотрудничества.Мне же,сразу же и вспомнилась наша школа,мои школьные дни,события и друзья.И вот,тогда-то,и родились у меня слова новой песни «У школьного порога». Я,сразу же помчался прямо в школу на урок к Соловьёву,вызвал его в коридор и передал ему слова.Вскоре,новая песня зазвучала на юбилейном торжестве в школе,в исполнении того же квартета учителей. И если Сергеев Владимир Иванович был больше композитор и музыкант хорового направления,то Соловьёв больше эстрадного.Вот это-то различие мне и показалось очень даже замечательным,в том числе,для развития и моего личного творчества в создании песен,причём,различного направления,что разнообразило бы нашу музыкальную жизнь,но и посёлка.
Владимир Иванович Сергеев служил долгое время,сверх срочно, в музыкальном ансамбле Группы советских войск в Германии,где,одновременно со службой,окончил и высшие дирижёрские курсы.Он был,безусловно,талантливым,не только хоровым организатором и дирижёром,но ещё и композитором.С ним было интересно работать.Однако же,не менее было мне интересно работать и с Сергеем Дмитриевичем Соловьёвым. Музыкальная его биография была тоже не менее замечательна.И это меня очень даже сильно интриговало.Во время своей учёбы в Ленинграде на музыкальном факультете в Высшей школы профсоюзов Сергей Дмитриевич создал в городе на Неве свой эстрадный оркестр и свою вокальную группу.Он был членом Союза ленинградских композиторов и писал свою музыку,свои песни.Мне очень запомнилось,как,однажды,во время нашей одной из встреч,во время работы над новой песней у него дома,он достал из шкафа старые свои пластинки-грамзаписи,записанные на студии «Мелодия»,с его песнями,и показал их мне.Таким образом,мне случайно крупно повезло увидеть своими глазами его старые диски,с его же «Песней о Ленинграде», «Эскимо»,и другими его песнями,названия которых я сейчас не помню.
Сегодня же,они,эти диски,хранятся у его дочери и внучки,тоже музыкантов и преподавателей в школе искусств на Косой Горе.Вот так мне удалось подключить к активной творческой жизни ещё одного замечательного нашего композитора-земляка.Но,вскоре,не им двоим,с Сергеевым,пришлось писать музыку к моим словам,а ещё,наоборот,мне слова к их музыке.Он мне проиграл однажды давно написанную им мелодию,что стала потом нашей новой песней:«Ты скажи мне,рябина».
Вскоре,и сам Сергей Дмитриевич,как и Владимир Иванович Сергеев,начал издавать наших с ним сборники песен.
К Валерию Кобицкому я постучался в дверь его квартиры после предварительного к нему моего звонка.Мне захотелось подключить и его к написанию песен. Я пришёл к нему с уже написанными несколькими стихами-песнями. И он,ознакомившись с ними,тоже взялся с большой охотой писать музыку. Видно было,что он тоже сильно соскучился по творческой работе.Не помню:какую из них он написал первой,а вот ту,что вначале была просто музыкой без слов,я отчётливо помню.Он проиграл мне прекрасную мелодию,и вскоре появилась новая песня,которую я назвал «Кукушечка». Уж очень мне музыка Валерия напомнила тишину леса,вечерние таинственные звуки.Я отчётливо услышал звонкое эхо кукушки,словно прозвучавшее из глубины леса.С этим,более молодым композитором,чем Сергеев и Соловьёв,мною было написано тоже немало песен.Их Валерий красиво оформил в отдельной толстой общей тетради и показал мне.Но вот издать ему их,так и не удалось.Не мог он,в трудные тогда и лихие девяностые годы,найти для издания спонсора с деньгами,любящего музыку. Не было у него ещё и того авторитета,как музыканта и композитора,как у Соловьёва или Сергеева.Не нашёл он у нас на Косой Горе богатого бизнесмена,чтобы обратиться к нему за финансовой помощью или же найти умелого и хитрого подхода к состоятельным людям,находящихся при власти.Хотя,его фольклорный ансамбль «Сударушка» в Туле уже получил довольно широкую известность и признание.
Но вскоре болезнь заставила Валерия Кобицкого уйти из музыкального творчества,а та тетрадь осталась у него и наши с ним песни так и остались не опубликованными.   
С Сергеем Сениным меня свёл счастливй случай лишь однажды.Готовился тогда очередной юбилей Сергея Дмитриевича Соловьёва. Вот тогда-то мне отчётливо и вспомнилось моё давнее теперь детство! Когда в Летнем саду у клуба им.Ленина восхитительно пахло цветами с благоухающих там клумб,а по зелёным его аллеям гуляли,или же отдыхали на лавочках,влюблённые пары.На круглой же,и хорошо освещённой,танцплощадке играл знаменитый эстрадный оркестр Сергея Дмитриевича Соловьёва. Далеко окрест звучала его музыка,пленял завораживающий голос певцов-солистов. Песни всегда звучали тогда над Косой Горой,причём,в каждый выходной день.Этот Летний сад был полон,и по истине,центром притяжения всего посёлка.И не только он притягивал к себе молодых,но и для пожилых людей,и для детворы тоже здесь он был отрадой сердца. Дом культуры тогда ещё в посёлке не был построен,и не было тогда ещё около него нынешнего прекрасного парка. А так,как я жил в старинных двухэтажных домах,что прямо рядом с клубом,то в нашем дворе на ул.Зелёной вечерами всегда летом по воскресеньям звучала живая прекрасная музыка.Вот в память-то о том счастливом моём времени у меня и сложились слова новой песни «Той,самою весной». Но кому их передать-предложить для написания музыки был для меня вопрос очень сложным.Песня та,как мне казалась,должна была прозвучать в нежном и лирическом варианте.Возможно,что и в несколько эстрадном плане,ведь это согрело бы сердце ветерана войны и труда,композитора Сергея Дмитриевича.Эстрада всегда жила в его душе.А мне ему очень хотелось сделать музыкальный сюрприз-подарок,неожиданный и приятны,к его юбилею. Вот я и предложил тогда Сергею Сенину,его ученику,попробовать написать к ним музыку,тем более,что до юбилея оставалось совсем считанные дни.Сергей Сенин согласился,ведь и он всегда с уважением относился к Соловьёву и,в какой-то мере,даже считал себя его учеником.Музыка была написана,осталось только теперь найти мне исполнителя. Я прикинул мысленно:кому же это можно предложить? И вспомнились мне те самые давние годы,когда смотры цеховой самодеятельности завода,организованные,всё тем же Сергеем Дмитриевичем,в Доме культуры продолжались месяцами,да так,что в него нельзя было втиснуться.Это было в те времена самое настоящим соревнованием между трудовыми коллективами в талантливости искусства самодеятельного творчества.В умении петь,играть,плясать и танцевать.Вот,тут-то,и вспомнился мне нежный и лиричный голос Александра Чибисова.Композитор с певцом вскоре встретились.И вот уже на сцене нашего ДК,на юбилейном вечере у Соловьёва,прозвучала впервые эта песня.Кстати,вечер продолжался около двух часов. Исполнители и музыканты были просто в ударе.Прекрасно звучали наши песни с Соловьёвым,а ведущая этого праздника Лидия Макаровна Гайдукова находила самые тёплые и сердечные слова в адрес юбиляра.
Именно,тот самый вечер и подвиг меня организовать подобное же мероприятие,собрать в единое целое весь творческий потенциал Косой Горы.Всех имеющихся композиторов,поэтов,певцов и музыкантов. С этим-то предложением я вышел в заводской Совет ветеранов войны и труда,в котором я до сих пор и состою.Предложение было сразу же принято на «ура»,но вот,к сожалению,вся творческая организаторская работа,опять же,легла на мои плечи.Инициатива,как известно,наказуема.Но это было всё мне в охотку,Несмотря на нехватку времени.Я подбирал песни и исполнителей,договаривался с ними,ходил на все репетиции.На Совет же ветеранов,точнее на руководителя культмассового сектора Татьяну Алексеевну Шестакову,легла лишь функция финансового обеспечения мероприятия.Хотя и это было в те времена немаловажно.К счастью,же тогдашние власти посёлка,да само руководство Дома культуры,обеими руками ухватились-поддержали это моё предложение. Для их работы это становилось большим плюсом.Праздник же песни в посёлке прошёл замечательно,многолюдно и успешно.Под общим названием «Пою тебе,моя Россия!».
Говоря о культурном развитии посёлка,нельзя не упомянуть и такие удивительные прорывы в лихих девяностых,о которых не следовало бы забывать.Прежде всего, мне здесь хотелось бы отметить празднование сорокалетия цеха фитингов.И тут нельзя никак не поклониться его многолетнему,и почти единственному за все сорок лет,начальнику цеха Альфреду Иосифовичу Гапановичу.Дела-то тогда в цехе под его руководством шли,как всегда,неплохо.Даже в лихие девяностые годы,когда цех не просто выживал,а порой становился и основной палочкой-выручалочкой для всего заводского коллектива.Это,когда в доменном цехе из-за нехватки сырья,кокса или из-за трудностей со сбытом,почти,что совсем останавливались печи. Тут-то теперь и поверишь,после этого праздника,почему люди свои сорок лет никогда не отмечают!Плохая,видать,оказывается примета.И уже вскоре,после этого праздника, и самого этого цеха не станет! Такая вот мистика!. Но сам-то праздник,думаю,останется в памяти у косогорцев навсегда?Он вдохнул не только жизнь и радость в Дом культуры,но и в саму нашу жизнь и души. Мне даже показалось,что вдруг вернулось назад наши старые добрые советские времена со всеми своими смотрами художественной самодеятельности,с уважением к личности человека труда,к его творческим способностям и пониманием настоящего искусства. Фитинговцы же не только устроили грандиозный концерт,необыкновенно красивое театрализованное представление,по которому все соскучились,чествуя своих ветеранов и самых заслуженных работников цеха,но они ещё и отремонтировали Дом культуры к своему празднику. В котором долгое время лютый холод,из-за выхода из строя системы отопления.И никто на это,ни на заводе,и в посёлке,не обращал внимания.Культура никому не была нужна,когда по полгода не выплачивалась зарплата.
Ещё одним важным моментом-штрихом в культурной жизни посёлка,в лихие жуткие  времена,можно назвать рождение самодеятельного театра.Да-да,причём не в самом Доме культуры,который замерзал и был закрыт на замок,а,именно,в заводском музее. И это была не только народная массовая инициатива снизу,а и всплеск накопившейся творческой энергии людей.И заслуга здесь немалая организатора и будущего режиссёра этого театра Надежды Абрамовой.Так,вскоре родился в музее первый спектакль,состоявшейся в одном из его помещений,который лично пришёл посмотреть,только-только назначенный генеральным директором,Алексей Алексеевич Третяк.Прекрасного человека. И вскоре,с его повеления,с дверей Дома культуры был сняты все замки,а в его окнах загорелся свет.С именем Третяка связана и особая страница воскрешения и реанимации не только культуры,самодеятельного творчества на заводе и в посёлке,но и всей жизни на Косой Горе. С его приходом на завод генеральным директором люди в посёлке и на заводе ожили и вздохнули свободно. Воскресла вновь жизнь не только в Доме культуры,но и на заводском стадионе.На его футбольном поле даже прошло первенство завода по футболу между цехами о отделами,а в спорткомплексе опять было полно народу на массовых соревнованиях между цехами в конкурсах «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Папа, мама, я –  дружная семья!». В косогорском лесу начал оживать опять конкурс «Косогорская лыжня зовёт!». Когда это было?! Жизнь вновь возвращалась на круги своя!
Но не долгим был этот «золотой век» на заводе и в посёлке,начавшийся с приходом Алексея Алексеевича.Всего только первую половину 2003 года он пробыл  генеральным директором,а затем все,с его вынужденным уходом,к сожалению,рухнуло. Не стало у заводчан теперь ни Дома культуры,ни стадиона со спорткомплексом.Но многое,что останется в нашей памяти жить о том времени возрождения,в том числе,и сохранится имя Алексея Алексеевича Третяка.В том числе,и в его названии "бульвар",восстановленного им прекрасного места перед Домом культуры с памятником советскому воину,называемого в народе Алёшей и братской могилой. Он обнёс этот бульвар красивой чугунной изгородью и такими же красивыми лавочками,урнами и фонарями. То было,поистине,воскрешение не только культуры,но самой жизни на Косой Горе,в том числе,и самого предприятия. Но,особенно,что запомнится и останется в памяти земляков-косогорцев навсегда,это издание сборника стихов косогорских авторов.И это неординарное,почти,что и не реально-фантастическое событие,просто изумило всю литературную Тулу.Вот такими словами,в беседе со мной,очень эмоционально выразился известный тульский поэт Сергей Галкин:«…Сборник косогорских поэтов – это явление! Оно важно тем,что мы осознаём:кто мы,зачем мы,и почему?!». И ещё: «…Я не совсем о сборнике говорю,я говорю об охвативших меня чувствах!Но это. ведь нераздельно!Ведь это же громаднейшее дело для всей России,когда руководители дают деньги на духовную жизнь!»    
Но к этому ещё следует добавить,что духовная жизнь определяется не только вложенными деньгами,да выпусками сборников.Хотя,это тоже немаловажно.Скорее всего,она,духовная жизнь,развивается исподволь,вопреки всему и на уже хорошо удобренной интеллектуальной почве.И появление сборника– это уже тоже результат достижения определённого уровня в развитии общей культуры и духовности в посёлке.Когда местные поэты,пусть и не совсем совершенные в творчестве,заботливо взращивались,и заботливо пестовались,в течение многих,лет на страницах заводской многотиражки.Вот,где истоки массового литературного творчества с ранних лет.Без этого не было бы и прекрасного нашего сборника,где 24 косогорских поэта опубликовали свои произведения.Но это же делает и поступок генерального директора Третяка,по финансированию издания,ещё более значимым!! Ведь,за более,чем столетнюю историю жизни завода и посёлка,такой литературный сборник появился у нас впервые.И,возможно,больше никогда и не появится! Но,что особенно интересно,большинство из этих 24 местных поэтов,уже до того постоянно знакомили наших читателей со своими творческими опытами в «Дзержинца»,на его «Литературной странице». Так,что и роль поселковой газеты тоже здесь трудно переоценить.
Говоря об Алексее Алексеевиче Третяке,нужно отдать не только ему должное,но и последнему советскому директору Владимиру Ивановичу Мартынову.В самые тяжелейшие  для завода дни,в лихие девяностые,он горячо поддержал создание книги «История завода газетной строкой!». Однако же,это была не столько лебединая песня самого завода,а сколько,скорее реквием,его печатному органу «Дзержинцу». Близился 1998 год и дефолт в стране.Вскоре «Дзержинца» не станет.Навсегда. Правда,в создании этой книги "История завода газетной строкой" я,а значит и газета,принял самое минимальное участие.Так,как редакция была занята выпуском еженедельной газеты,и для работы над этой книгой у нас просто не было времени.Но инициатива же была,конечно,моя,я от этого не отказываюсь,и потому я рад,что она,всё-таки, вышла,пусть и не такой,какой она была мною задумана.Ведь,она-то,пусть лишь информационно,но охватывает очень большой период жизни завода и посёлка,с 1965 по 1995год. И это время теперь не канет в Лету для будущих поколении наших земляков. Вот,тогда-то,на её презентации,Василий Филатович Миронов мне и сказал: «Если бы ты ни решился,и не пришёл бы к директору завода с таким предложением,то никакой бы книги сегодня и не было!». Спустя годы,я реализовал свою задумку,пусть и не полностью,как хотел.Издал большой трёхтомник своих заметок,опубликованных в «Дзержинце» за все годы моей работы. Это зарисовки из жизни посёлка и его жителей,под названием:«О людях и для людей». Трёхтомник этот,в основном, издан на мои личные средства,но я также благодарен руководству ПАО «КМЗ»,оказавшего мне помощь в издании первого тома книги.
А. Бочаров
2018 год.