Военно-морские флоты в войне

Семён Гильман
ЛОМЫ И ВИЛЫ ДЛЯ ПОБЕДЫ
ВОЕННО-МОРСКИЕ ФЛОТЫ В ВОЙНЕ

Флоты во время Второй мировой войны имели критическое значение для успеха в войне. Уступая флотам союзников во всём, кроме количества и эффективности подводных лодок, Германия была обречена на поражение. Без превосходства на море, Германия не могла вывести Англию из войны, не могла уничтожить позиции союзников в Северной Африке и нарушить снабжение Англии из её колоний и не могла прекратить снабжение СССР по Ленд-Лизу.

Флоты сторон  на начало войны

Англия Франция Германия Италия СССР
Линкоры         15    7     2   6   3
Авианосцы        7    1        
Броненосцы   3          
Тяж.крейсеры         15    7     2           8   4
Лёг.крейсеры 49   12     6          14   5
Эск.минон. 83   59    22            62 31
Миноносцы      -   12    20            65 19
Подвод.лодки         65   78    57 118 156
Торп.катера 27         9 23 73   120
Мониторы 3         -          -         -       -

Затем Германия построила ещё два мощнейших линкора «Бисмарк» и «Тирпиц».

ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

После вступления Японии в войну и официального объявления войны между Германией и США в борьбу вступили мощнейшие флоты США и Японии.
В книге «Затянувшийся блицкриг» коллектив авторов во главе с генерал-фельдмаршалом Герд фон Рунштедтом пишет: «Советский военно-морской флот с самого начала войны перешёл к оборонительной тактике, избегая всякого риска и по возможности сохраняя имеющееся.» Катастрофа Балтийской эскадры во время эвакуации войск из Таллина, повидимому нанесла мощный психологический удар по командованию советского ВМФ. И это при том, что у немцев при разгроме советского конвоя не было ни одной подводной лодки и ни одного корабля мощнее эсминца.
Самые крупные советские военные корабли, имевшие на борту зенитную артиллерию,бросили караван на произвол судьбы и ушли в Ленинград.
В Чёрном море Советский военно-морскиой флот оказался не эффективным. Это проявилось, как при обороне Крыма,так и во время эвакуации войск из него. И опять во время эвакуации немцев из Крыма.

Адмирал Октябрьский получил разрешение Сталина на эвакуацию Крыма и улетел на самолёте. Есть утверждения. что он садился в самолёт, одевшись в гражданский костюм. В дальнейшем адмирал Октябрьский был по- прежнему в фаворе у Сталина. Командующий обороной Севастополя и сухопутными войсками в Крыму генерал И.Петров с высшим командным составом, взяв с  собой раненного сына, ушли на подводной лодке. Десятки тысяч солдат и матросов и тысячи раненых остались в Крыму и в Севастополе и пережили трагедию уничтожения и пленения. Наверное такой трагедии такого масштаба больше не было в течение Второй мировой войны.

СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ

Здесь коротко коснусь деятельности советского подводного флота во время войны. Материалы взяты из книги А.В.Платонова и В.М.Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг." Она является продолжением выпущенной в 1996 году книги "Советские боевые корабли 1941-1945 гг. Подводные лодки".
Эффективность действий советских подводных лодок в годы Второй мировой войны была одной из самых низких среди воюющих государств, и уж тем более таких, как Великобритания, США, Германия. Советские подводные лодки не оправдали возлагавшихся на них надежд и вложенных средств. Для  примера, из целого ряда подобных, можно рассмотреть вклад подводных лодок в срыв эвакуации немецко-фашистских войск из Крыма 9 апреля-12 мая 1944 года. Всего за этот период 11 подводных лодок в 20 боевых походах повредили один (!) транспорт. По докладам командиров, якобы, были потоплены несколько целей, но подтверждения этому не оказалось. За апрель и двадцать дней мая противник провел 251 конвой! А это многие сотни целей и при весьма слабом противолодочном охранении.

Аналогичная картина сложилась на Балтике в последние месяцы войны при массовой эвакуации войск и мирного населения с Курляндского полуострова и из района Данцигской бухты. При наличии сотен целей, в том числе крупнотоннажных, зачастую с совершенно условным противолодочным охранением в апреле-мае 1945 года 11 подводных лодок в 11 боевых походах потопили всего один транспорт, плавбазу и плавбатарею. При этом командованию поступали рапорты о будто бы потопленных немецких кораблях, о расходе торпед, о мужестве и героизме экипажей. Безусловно, любой выход в море на подводной лодке в то время требовал мужества и был героическим поступком. Только вот отсутствие подтверждённых результатов и явный обман командования, за который моряки получали награды и повышения по службе, выглядят недостойно.

До недавнего времени столь низкая эффективность действий советских подводных лодок в годы войны никак не комментировалась. Точнее, она просто таковой не признавалась. Царило мифотворчество. Во-первых, цифры успешности торпедных атак в официальных изданиях были завышены. Во-вторых, подавляющая часть этой информации являлась секретной. Причем уже в 80-е гг. многие специалисты сходились во мнении, что причина засекречивания результатов боевой деятельности советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны кроется не в возможности нанесения ущерба делу обороноспособности страны, а именно в непомерно дутых цифрах, не имеющих документального подтверждения. Вспомним многолетнюю эпопею с утверждением  капитана Лунина о торпедировании его лодкой линкора «Тирпиц».
Впрочем это явление относится ко всем видам боевой деятельности Красной армии.

Не могу поверить, что высший командный состав Красной армии и Ставка не знали и не подозревалич о том, что командиры всех уровней лгут вышестоящим начальникам о своих  успехах и потерях противника.Как можно было планировать действия крупных подразделений , включая армии и фронты, базируя планирование на лживых рапортах?
И до войны и во время войны и все годы после войны вся жизнь страны базировалась на лживых данных и планировании и демагогии руководства.

Результаты деятельности подводных сил
стран-участниц войны

   Страна Списочный состав ПЛ Кол.ПЛ участвующих в боев.д. Кол. потопл. целей Кол.потопл.целей на1действующую ПЛ Кол.ПЛ погибших в боев.д. Кол.потопл.целей на 1 погибшую ПЛ
 СССР 267 170 126       0,74    81      1,56
Германия1,155 965 2840        2,94   644      4,41
Англия 234 209 485        2,32    59      8,22
Италия 156 106 138        1,3    84      1,64
Япония 192 160 172        1,08   123      1,40
США 315 182 180        0,99    39      4,62

Низкую эффективность действий советского подводного флота обычно объясняли очень сложными условиями обстановки на отечественных участках морской войны.
В частности Балтийский участок для советского подфлота в 1942-1944 гг. был чрезвычайно сложным. В 1943 и большую часть 1944 года советские подводные лодки на Балтике не действовали.

Кроме Балтики велась война в Баренцевом и Чёрном морях и опять с низкой эффективностью. В одинаковых условиях воевали английские подлодки. 4 августа 1941 года в Полярное прибыла подлодка "Тайгрис", а позже "Трайдент". В начале ноября их сменили две другие лодки "Сивульв" и "Силайен". До 21 декабря они совершили 10 боевых походов, уничтожив 8 целей.  В этот же период 19 советских подводных лодок в 82 боевых походах потопили всего 3 цели.

                УХ, КАКИЕ ГЕРОИ!

Самым честным командиром советской подводной лодки оказался Н.К. Мохов. Все заявленные им победы  позже были подтверждены. И, наоборот самые лживые командиры: И.В.Травкин, заявил 13 побед. За ним утвердили 7, а фактически он потопил один транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед-рекорд.
Следующим по расходу торпед в пустую идёт М.В.Грешилов-49 торпед (16.3- на одну потопленную цель) и Герой Советского Союза Н.А.Лунин-47 торпед (23.5 торпед на одну потопленную цель. В апреле 1962 г. стал контр-адмиралом и ему стоит памятник в г.Мариуполь. Это тот капитан Лунин, который заявлял о торпедировании линкора "Тирпиц". И он и его начальники  не понимали, что для того, чтобы потопить или серьёзно повредить линкор такого класса не хватило бы всех его впустую выпущенных торпед.

Наибольший тоннаж потопил А.И. Маринеско-40144 брт (2 уничтоженных корабля). Ему повезло, один корабль "Вильгельм Густлофф" был 10-палубным круизным лайнером.

Для примера, оценим  героические достижения Героев Советского Союза И.В.Травкина, М.В.Грешилова, Н.А.Лунина и А.И.Маринеско.
Позаимствую отрывок из своей же статьи «Страдания капитана Лунина» , напечатанной в «Новом Меридиане» и на сайте http://proza.ru/avtor/dolomit.
«Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421»  на Северном флоте. Под  командованием капитана 3-го ранга Лунина «Щ-421», согласно его заявлениям, потопила семь кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт). В начале апреля 1942 года «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени. Тогда же Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза. Что-то легко раздавали «героев» подводникам. За потопление одного маленького парохода подлодка награждена орденом Красного Знамени а Лунин получил орден Ленина и звание Героя. 28 февраля 1942 года Лунин получает новое назначение и становится командиром подводного крейсера «К-21».   

Дальше –больше.
«18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё. 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсё с целью прикрытия конвоя PQ-17. 5 июля в 16.22 лодка установила акустический, а 17.00 — и визуальный контакт с немецкой эскадрой, состоявшей из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», семи эсминцев и двух миноносцев. Лунин принял решение атаковать противника, и начал маневрирование, завершившееся торпедным залпом из четырёх кормовых торпедных аппаратов в 18.01, после чего подводная лодка начала отрыв от эскадры на глубине 30 м.....

В отчёте по итогам похода, Лунин посчитал достоверным попадание двух торпед в «Тирпиц», также допуская, что торпеды могли попасть и в эсминцы эскорта, после чего на нем взорвались глубинные бомбы (когда потопленный корабль достиг глубины, на которую были установлены взрыватели глубинных бомб). Впоследствии, уже после войны, Лунин изменил мнение и посчитал, что в «Тирпиц» попала только одна торпеда, вторая же, как он и считал ранее, попала в эсминец эскорта. По возвращении в базу, подводной лодке так и было засчитано: потопление эсминца и повреждение «Тирпица».

Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. Также в настоящее время известна судьба всех эсминцев немецкого флота, 5 июля 1942 года потерь кораблей этого класса в немецком флоте не зафиксировано. Согласно расчётам и исследованиям к.и.н., К-21 не имела возможности попасть в «Тирпиц», поскольку Лунин допустил ошибки в определении параметров движения эскадры и стрелял с запредельной дистанции (около 20 кбт) под большим курсовым углом. Взрывы, услышанные на подлодке, объясняются взрывом торпед при ударе о грунт либо взрывами глубинных бомб, сброшенных одним из кораблей эскорта.»

Дальнейшая «героическая деятельность » капитана  Н.А.Лунина.

Расстрел  норвежских мотоботов

3 апреля 1943 года К-21 под командованием Лунина вышла в девятый боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля была произведена атака миноносца  шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была. 12 апреля подлодка западнее острова Сенья обнаружила мачты мотоботов. Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении . Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских невооруженных рыболовных мотоботов, занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой). Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки. Первым было атаковано судно «Хавегга» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено.
Далее был атакован мотобот «Барен», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки проинтерпретировали как запрет на отход к берегу. Следующей жертвой К-21 стал мотобот «Эйстейн», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Экипаж ещё одного мотобота, «Скрейн», в составе 7 человек был под угрозой оружия заставлен перейти в подлодку. Последним был атакован мотобот «Фрейя», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек). При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемет ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган) причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия.

В ходе боя, волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Барен» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР.

Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. По итогам боя, Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и два серьёзно повреждены. Есть сообщения , что в момент баталии с норвежскими мотоботами, Герой Советского Союза, капитан II ранга Николай Лунин был...сильно пьян.
Расстреляв норвежские суда из артиллерийских орудий, Лунин совершил постыдный поступок, ставящий его на одну доску с командиром германской подводной лодки Экком (который был казнен за него по приговору английского военного суда после войны).

Подробные данные о расходовании боеприпасов к стрелковому оружию «во время потопления судов» находятся в ОЦВМА (Дело 14349 Фонд 113 Листы 61-66). После войны ни один из начальников товарища Лунина в своих мемуарах не счел нужным упомянуть об этом инциденте. Есть также информация, что за этот позорный поступок капитану II ранга пришлось понести даже какое-то небольшое наказание. Подобные случаи были и с американцами, да известно, что и красноармейцы тоже не всегда щадили пленных и гражданских.»

А был ли «мальчик»?

«19 февраля 1993 года в Москве состоялась конференция «Союзные морские конвои на Севере в 1941-45 гг. в архивных документах Российской Федерации, Великобритании и США». В числе других докладчиков был и один из авторов «Боевого пути советского ВМФ» доктор исторических наук капитан 1 ранга А. В. Басов.

В его докладе «Новые документы о морском конвое PQ-17» был упомянут «Акт обследования корпуса «Тирпица» комиссией от Северного Флота в августе 1945 года». В нем содержался вполне определенный вывод об отсутствии на корпусе «Тирпица» повреждений от торпед и следов ремонта. Эксперт Мирослав Морозов: «Да, информация об этом периодически всплывает, хотя официальная историческая наука еще в советский период признала факт промаха подводной лодки «К-21» по линкору «Тирпиц». Атака оказалась успешна лишь в том смысле, что заставила германское командование отказаться от продолжения операции по перехвату надводными кораблями союзного конвоя PQ-17».

Было ли из-за чего страдать?
Для сравнения, чтобы потопить линкор Шарнхорст, англичанам, кроме попаданий снарядов главного калибра с линейных кораблей, понадобилось ещё ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ ТОРПЕДЫ. А Капитан Лунин и весь Советский флот десятки лет переживает, попал он в Тирпица или не попал одной торпедой. Учитывая его «героические» 14 неподтверждённых побед и масштаб 3-х подтвёрждённых, очень и очень большие сомнения возникают в торпедировании Тирпица. Приписки во время войны были приняты во всех армиях. Это наносило большой вред, вводя командование в заблуждение. С другой стороны, благодаря им сыпались
 
 Памятник Герою Советского Союза
контр-адмиралу Н.А. Лунину в Мариуполе
Открыт 7 мая 2011
награды, а после войны и памятники и фильмы и легенды и названия улиц и детских садов... и звания, новые звёздочки на погоны побольше размером.
Главная изюминка во всей этой истории, это живущее и подпитываемое подозрение русских, что немцы и англичане сговорились не признавать поражение Тирпица лунинской торпедой!

Герой Советского Союза И.В.Травкин
Он заявлял и даже оставил красочное описание своих и своей лодки подвигов по уничтожению 13 кораблей противника, использовав для этого 50 торпед. Однако официально Травкину было засчитано только семь побед. А фактически, использовав 50торпед, он потопил только один транспорт.
После первого боевого похода, в  котором лодка будто бы потопила два транспорта, экипаж получил щедрые награды. Их вручал командиру лично дорогой товарищ Жданов. Пять человек получили орден Ленина, пять –Красного Знамени. Остальные-Красной Звезды. В следующем походе И.В.Травкин заявил об уничтожении трёх транспортов и сторожевика.после войны была подтверждена только повреждение одного транспорта..В третьем походе успеха не имел и с трудом вернулся на базу с повреждениями.
А вот сведения из Википедии.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый вражеский транспорт командир «Ерша» отправил на дно в середине июля 1942 года, а последний — в конце апреля 1945 года, командуя ПЛ «К-52» с 1944 года — за 10 дней до Победы. Всего под командованием И. В. Травкина подводные лодки «Щ-303» (с марта 1943 года — гвардейская) и «К-52» по официальным послевоенным данным уничтожили 2 корабля и 12 транспортов противника, однако с учётом немецкой статистики потерь победы И. В. Травкина являются сильно им преувеличенными, что послужило поводом для нелестных отзывов о нём со стороны командиров-сослуживцев, в частности П. Д. Грищенко и А. М. Матиясевича.
Лодки Травкина совершили 6 боевых походов, совершили 20 торпедных атак. Выпустив 50 торпед-рекорд потопили один и повредили второй транспорт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года капитану 3-го ранга Травкину Ивану Васильевичу за умелое командование ПЛ и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 5089.
Все награады Героя во время войны
3 ордена Ленина
2 ордена Красного Знамени
орден Ушакова 2-й степени
орден Отечественной войны 1-й степени
орден Красной Звезды
медали
американский орден «Морской Крест»
Дальнейшая служба и послевоенная деятельность у капитана Травкина ,были великолепными.

Герой Советского Союза М.В.Грешилов
Герой израсходовал 49 торпед (16.3 торпеды на одну потопленную цель)
Подводная лодка "М-35" была заложена 22.02.1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"). Спущена на воду 20.08.1940г. Испытания лодки проходили на Черном море вблизи города Николаева.
"М-35" вошла в состав Черноморского флота 24.02.1941 г. С начала войны принимала активное участие в боевых действиях – несение позиционной и дозорной службы.
21.10.1942 года подлодка "М-35" под командованием Грешилова М.В. потопила немецкий транспорт "Ле Прогресс". 17.08.1953 года она была выведена из боевого состава Черноморского флота.
Официальные оценки: «Успешно действуя на немецких коммуникациях, подводная лодка "М-35" под командованием капитана 3-го ранга М.В. Грешилова до конца 1942 года выполнила 19 боевых походов и потопила четыре транспорта противника с живой силой и боевой техникой.
24 ноября 1942 года на лодку был назначен новый командир - капитан-лейтенант М.В. Грешилов, прекрасно зарекомендовавший себя на М-35. Боевую деятельность подводника Михаила Грешилова отличали техническое мастерство и осмысленный риск, решительность и отвага. С задачей нарушения и срыва перевозок противника в 1943-1944 годах корабль М.В. Грешилова непрерывно отправлялся в боевые походы к берегам таких оккупированных городов, как Севастополь, Евпатория, Одесса, Ялта, Керчь, а также к берегам, пособничавшей немцам, Турции. Во время этих походов "Щ-215" пустила ко дну еще несколько вражеских транспортов и десантных барж.»
С ноября 1942 года и до конца войны Михаил Васильевич Грешилов - командир подводной лодки "Щ-215" (типа "Щука"), входившей в состав 2-й бригады подводных лодок.
К началу войны самая прославленная в будущем "щука" Черноморского флота заканчивала текущий ремонт в Николаеве. После ремонта последовали боевые выходы в море, но во всех пяти встречах с румынскими кораблями экипаж "щуки" продемонстрировал крайне низкую боевую выучку и не успевал занять выгодную позицию для атаки. Единственная торпедная атака 18 ноября 1942 года прошла без срывов, но одиночный транспорт "без марок нейтралитета и с плохо различимым флагом" на поверку оказался турецким "Енидже". Судно, следовавшее в балласте, быстро затонуло, унеся на дно 12 членов экипажа.
Всего в 7 боевых походах на этой лодке Грешилов рапортовал о 4 уничтоженных транспортах и двух быстроходных десантных барж общим водоизмещением 30 тысяч тонн.Очевидно, что это тоже липа. Противник подтвердил потопление одного транспорта и одной баржи. После этого похода Грешилов получил звание Героя.
«В первом походе (10-30.1.1943 в район м. Тарханкут) новый командир продемонстрировал свой знаменитый почерк - активный поиск противника и упорство в достижении поставленной цели, которое ярко проявилось в ночном бою 24 января, когда лодка дважды безуспешно выпустила торпеды по двум БДБ, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая смиряться с неудачей, Грешилов принял артиллерийский бой, в ходе которого, по-видимому, добился двух снарядных попаданий в десантную баржу Р-125. Огневое превосходство БДБ над "щукой" выявилось на второй минуте схватки, после того, как в заднюю часть ограждения рубки попал 88-мм снаряд. Узнав, что трое краснофлотцев ранены осколками, а противник взял подлодку в "вилку", командир посчитал самым лучшим решением погрузиться.»
Каков стиль, какие дифирамбы!
«В очередной поход (23.8-17.9.1943) подлодка вышла к Босфору для перехвата перевозившего хромовую руду транспорта "Тисбе" (1782 брт). Грешилов отлично справился с задачей, потопив судно на виду у двух румынских эсминцев днем 30 августа 1943 года. Обозленные неудачей немцы выставили в начале сентября у пролива противолодочное минное поле, но "щука" счастливо избежала встречи с "рогатой смертью". В октябре - ноябре (22.10-19.11.1943) она совершила продолжительный поход в район м. Тарханкут. Усиление активности нашей авиации, действовавшей теперь с аэродромов Северной Таврии, предопределило то, что большинство встреч с конвоями противника происходило ночью. (Кто может понять эту несуразицу?)Разумеется, добиться попаданий в таких условиях было трудно. Грешилов экономил боезапас, стреляя двухторпедными залпами. Лишь четвертая атака в ночь на 15 ноября принесла долгожданный результат: торпеда отправила на дно БДБ Р-592.

После возвращения "щука" прошла текущий ремонт, затянувшийся до начала марта. Впрочем, из-за отсутствия необходимых запчастей корабль можно было считать отремонтированным лишь с большой долей условности. В марте-апреле (20.3-23.4.1944года) Грешилов совершил продолжительный поход на коммуникацию м. Тарханкут - м. Олинька. Лодка не имела перископной антенны, потому вся информация авиаразведки поступала на нее лишь ночью, как правило, с большим опозданием. Встречи с конвоями противника в открытом море без предварительного наведения могли происходить только по воле случая, и потому командиру представилось всего две возможности для атаки - 27 марта и 16 апреля. К сожалению, обе они закончились неудачно. В первом случае торпеды взорвались, не дойдя до транспорта "Тотила", во втором - судно "Лола" смогло уклониться от залпа, произведенного с полуторамильной дистанции. Немецкие контратаки не причинили лодке ущерба, но ее техническое состояние было таковым, что, даже, несмотря на начало операции по освобождению Крыма, командованию пришлось отослать Щ-215 в док.
18 мая 1944 года М.В. Грешилов получил назначение в штаб ЧФ. 22 июля 1944 года подводной лодке Щ-215 присвоено звание Гвардейской. Всего, за время войны, черноморец-подводник Михаил Васильевич Грешилов совершил на своих подводных лодках 26 боевых походов, потопил пять и повредил три корабля противника.
По другим источникам он рапортовал об уничтожении 10 транспортов и судов противника. Среди судов противника были и турецкие суда перевозившие хромовую руду и кто знает ещё что-то в Германию. Турция не воевала, но дружила с Германией. Советские моряки с турецкими судами не церемонились. Они ведь были невооружёнными.
«По количеству времени, проведенному в море, числу проведенных торпедных атак и выпущенных при этом торпед, является одним и самых активных командиров советских подводных лодок в Великой Отечественной войне.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленное при этом геройство» Грешилову Михаилу Васильевичу присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2912).
Награды:
Орден Ленина
орден Нахимова 2-й степени;
2 ордена Отечественной войны 1-й степени;
орден Красной Звезды;
медали;
Военно-морской крест (США)

Герой Советского Союза А.И Маринеско
Самое раскрученное имя , но уже после войны.

А.И.Маринеско –человек со сложной биографией и характером. Я позаимствовал сведения о нём из книги Виталия Доценко «Мифы и легенды Российского флота»

«Историки, писатели, журналисты и ветераны флота опять начали полемику относительно личности командира подводной лодки С-13 капитана 3 ранга А. И. Маринеско и его подвигов в годы Великой Отечественной войны. В канун 50-летия победы его назвали «выдающимся флотоводцем ХХ столетия», «подводником № 1», а проведенную им атаку 30 января 1945 г. — «атакой века». Почти во всех публикациях отмечено, что в Германии по случаю гибели «Вильгельма Густлова» объявили трехдневный траур, а самого Маринеско занесли в списки личных врагов Гитлера (под № 26).
Я, так же как и большинство россиян, с восхищением отношусь к подвигам советских подводников в минувшей войне, но выступаю категорически против тех писателей, кто «эксплуатирует» эти подвиги в своих целях. Почему при жизни А. И. Маринеско все молчали? Почему в трудную минуту ему не протянули руку помощи?
В брошюре О. В. Стрижака «Май 1945-го: кто мешал Маринеско атаковать?» (1999 г.) говорится о том, что немецкие подводники в Атлантике топили шедшие безо всякого охранения крупнотоннажные суда, в то время как на Балтике «ходили с мощным охранением небольшие транспорты». Напомню, что германские подводники действовали в исключительно сложных условиях: им приходилось развертываться в районы боевых действий, удаленные на тысячи миль от мест базирования, преодолевая при этом мощнейшие противолодочные рубежи; охранение атлантических конвоев ни в какое сравнение не шло с балтийскими. В Атлантическом океане по сравнению с Балтикой в составе сил охранения находились сотни противолодочных кораблей и самолетов.
Ранее я сравнивал подводников разных стран не для того, чтобы «посрамить Маринеско» (как думает Стрижак), а для того, чтобы показать порядок потопленного тоннажа американскими и немецкими подводниками и обосновать нелепость выдумки вроде «подводник № 1».
В качестве источника данных Стрижак избрал воспоминания рулевого подводной лодки С-13 Г. Зеленцова. Ссылаясь на него, он пишет, что «27 апреля в полночь С-13 была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир С-13 уклонился маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов С-13 прошло 9 вражеских торпед». Согласно многочисленным западным публикациям о боевой деятельности германских подводных лодок, факт выполнения этой атаки не подтвердился. К тому же во время Второй мировой войны германские подводники на Балтике в тактических группах никогда не действовали.
Стрижак выдает чуть ли не за геройство Маринеско факт перевозки из Финляндии в Либаву на палубе подводной лодки С-13 «форда», что «начальство озлобило до предела». Стрижаку неведомо, что это действительно несовместимо с морской культурой, а точнее, это несоблюдение элементарных правил службы на подводных лодках. Уважающий себя командир подводной лодки никогда бы не допустил такой выходки, ведь это противоречит требованиям Корабельного устава — важнейшего на флоте документа. Командир обязан не только сам его соблюдать, но и требовать этого от своих подчиненных.

В отечественной литературе детально восстановлена схема маневрирования С-13 при атаке лайнера «Вильгельм Густлов». В целом она выполнена безукоризненно и заслуживает самой высокой оценки. Хотя и здесь при ее описании существуют домыслы. Например, ссылаясь на показания членов экипажа, некоторые исследователи утверждают, что после атаки лайнера на подводную лодку С-13 было сброшено более 260 глубинных бомб, что ее бомбили с 23 часов 15 минут 30 января до 4 часов утра 31 января. Этого просто не могло быть! Как следует из немецких справочников времен Второй мировой войны, наиболее распространенные германские миноносцы водоизмещением 1800 тонн имели 4 бомбосбрасывателя, а в их боекомплекте насчитывалось 36 глубинных бомб. Получается, что советскую подводную лодку должны были преследовать как минимум 7 миноносцев. Это миф! Из вахтенного журнала С-13 можно узнать, что после выполненной атаки в 23 часа 49 минут в район прибыли миноносец, 4 сторожевых корабля и 2 тральщика, причем лодку преследовали только 2 сторожевых корабля и тральщик. Во время преследования было сброшено не 260, а всего 12 глубинных бомб. А началось оно не в 23 часа 15 минут, а в 23 часа 49 минут.

Остановимся на вопросах, которые были поставлены в самом начале: на выдумках новоявленных писателей и страстных почитателей таланта Маринеско.
Объявили ли в Германии трехдневный траур в связи с гибелью лайнера; занесли ли Маринеско в список личных врагов Гитлера? Затрагивая эти вопросы, все ссылаются на заявления участника Великой Отечественной войны капитана 1 ранга В. П. Анисимова, который утверждал, что в первых числах февраля 1945 г. он держал в руках и читал немецкие газеты «Фелькишер беобахтер» и «Дас шварце кор», где официально сообщалось об установлении в Германии трехдневного траура по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлов». Таких газет с подобными сообщениями больше никто из отечественных историков и журналистов не видел. Когда же вокруг имени Маринеско в 1988 г. развернулась особенно острая полемика, вызванная статьями, опубликованными в газетах «Известия» и «Страж Балтики», главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота В. Н. Чернавин приказал сотрудникам Исторической группы Главного штаба разобраться в этом вопросе. В немецкий архив послали официальный запрос. 23 марта 1988 г. из Потсдама получили ответ, в котором сообщалось, что данные о том, что А. И. Маринеско считался личным врагом Гитлера и что 30 января 1945 г. в Германии объявлялся трехдневный траур, не подтвердились. Одновременно исследовались многие материалы из отечественных архивов и библиотек. Удалось просмотреть и немецкие периодические издания из крупнейших библиотек Санкт-Петербурга и Москвы, и ни в одном из них о трауре и «враге Гитлера» нет ни слова. Для сравнения просматривались те же газеты и журналы, выходившие в период Сталинградской битвы, когда в Германии действительно был объявлен трехдневный траур, о чем официально сообщалось во всех без исключения периодических изданиях. Тогда в Германии приспустили флаги с траурными лентами. Но 30 января и позже ничего подобного не случалось.

Чего стоит утверждение о том, что в результате потопления лайнера «Вильгельм Густлов», на котором находились более 1000 немецких подводников, была сорвана морская блокада Англии?! Есть авторы, утверждающие, что атака Маринеско оказала огромное влияние на  ход и даже на исход Второй мировой войны!
По имеющимся сведениям, на борту «Вильгельма Густлова» находились около 1300 военнослужащих германских военно-морских сил, 173 члена экипажа лайнера, 162 раненых из местного лазарета и более 9000 беженцев, в том числе военнослужащих. 1300 представителей флота составляли персонал второго отделения второй учебной дивизии подводных сил. Некоторые утверждают, что это в основном подводники, которыми можно было укомплектовать экипажи 100 подводных лодок. Возможно, это и так, но качество этих экипажей вызывало сомнение. Большинство этих подводников самостоятельно в море не выходили; в лучшем случае в ходе боевой подготовки они сделали 1—2 выхода в море с инструкторами. Продолжительность таких походов не превышала 2 суток. Большинство настоящих асов германского подводного флота, совершившие по 5—6 боевых походов и имевшие на счету до 30 потопленных судов, погибли в 1941—1942 гг. Рост противолодочных сил и средств США и Великобритании в годы Второй мировой войны приобрел небывалый размах, союзникам удалось победить в битве за Атлантику. Весной 1943 г. в действиях немецких «волчьих стай» наступил кризис. Уничтожив в Северной Атлантике 34 транспорта, немцы потеряли 33 подводные лодки. Подводные лодки становились оружием «одного выстрела». Редко какой субмарине удавалось вернуться из боевого похода. Основными причинами их гибели стали слабая подготовка экипажей и мощная противолодочная оборона англо-американских конвоев.

Как можно говорить о критическом положении Англии в 1945 г.? Уже в 1944 г. проблему защиты своего судоходства англичане решили полностью. С весны 1943 г. немецким подводникам удавалось топить менее 0,5 процентов от числа судов, следовавших через Атлантику. Не следует сбрасывать со счетов и воспроизводство транспортного тоннажа, которое в то время намного перекрывало потери.
Получается, что не Маринеско «сорвал план тотальной подводной войны», направленной против Англии, а сами союзники справились с этой проблемой.

Теперь о «подводнике № 1» и «атаке века». По каким параметрам военно-морского искусства атака «Вильгельма Густлова» выходит за традиционные рамки, чтобы ее считать «атакой века»? Этого никто объяснить не может. В годы Великой Отечественной войны в тактическом отношении были атаки и посложнее. К ним следует отнести потопление американской подводной лодкой «Арчер Фиш» в 1944 г. японского авианосца «Синано». Во-первых, это был боевой корабль, а не госпитальное судно, а во-вторых, следовал он в охранении 3 эскадренных миноносцев и являлся самым крупным кораблем, потопленным подводной лодкой. Его водоизмещение составляло 72 тысячи тонн. «Вильгельм Густлов» следовал в охранении одного сторожевого корабля. А чем хуже атака, выполненная немецким подводником Прином в 1939 г.? Его лодка ночью проникла в сильно охраняемую английскую военно- морскую базу Скапа-Флоу и потопила там линейный корабль «Ройял Оук». Эта же подводная лодка только в 1939 г. потопила 15 судов суммарным тоннажем 89 тысяч брутто регистровых тонн. Если уж говорить об атаке века, то надо вспомнить германскую подводную лодку U-9, потопившую в сентябре 1914 г. сразу 3 английских броненосца — «Хог», «Кресси» и «Абукир». Эта атака действительно повлияла на взгляды многих военных специалистов относительно использования и эффекта в атаках подводных лодок.

Называть Маринеско «подводником № 1» — значит принижать значение других не менее заслуженных советских подводников. Говорят, что Маринеско «подводником № 1» первым назвал Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков. Допустим! Но интересно, какие номера сторонники столь странного подхода оценки боевых заслуг присвоили бы таким выдающимся советским подводникам, как П. Д. Грищенко, Г. И. Щедрин, М. И. Гаджиев, И. И. Фисанович, А. М. Матиясевич и др.? Да, Маринеско имеет наибольший суммарный тоннаж уничтоженных судов, но по другим показателям он уступает многим советским подводникам, например, по числу боевых походов, количеству уничтоженных судов, расходу торпед на одно потопленное судно, проценту результативных выходов и т. д. Почему ни немцы, ни американцы, ни японцы не назвали имени своего подводника № 1? Видимо, сочли это неэтичным. У немцев, например, подводная лодка U-66 за 4 боевых похода потопила 26 судов суммарным тоннажем 200 тысяч брутто регистровых тонн, а U-103 за 3 боевых похода уничтожила 29 транспортных судов общей вместимостью 150 тысяч брутто регистровых тонн. У американцев более 10 подводных лодок приблизились к 100-тысячному тоннажу потопленных судов или превысили его. Так, подводная лодка «Тотог» потопила 26 судов, «Тэнч» — 24, «Флэшер» — 21 и т. д.

Для офицера-подводника немаловажны и такие показатели, как опыт службы на подводных лодках и, конечно, базовая подготовка. Маринеско окончил школу юнг, Одесский морской техникум, специальные курсы комсостава РККФ и Учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова. Командиром подводной лодки он стал только в 1939 г. В советском Военно-морском флоте десятки командиров подводных лодок окончили Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, специальные подводные классы, а некоторые даже Военно-морскую академию и командовали подводными лодками с начала 30-х гг. Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско, половина была безуспешной. В Центральном Военно-морском архиве в городе Гатчине имеются заключения командиров бригады и дивизиона подводных лодок, а также штаба флота о последнем походе С-13, проведенном в период с 20 апреля по 13 мая 1945 г. В них, в частности, отмечается следующее:
«1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г.
7 раз обнаруживал цели для атаки, но атаковать не мог...
1. 24.04 в 23.38 по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка... Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
2. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора... Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
3. 27.04 в 22.46 по ШП обнаружили шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 минут в расстоянии 35 каб. визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта...
4. 28.04 в 16.41, находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН... Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 минут от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки... Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь, что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
5. 28.04 в 19.23 обнаружили шум ТР. В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
6. 02.05 по ШП обнаружили шум ТР... По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился...
7. 03.05 в 10.45 в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
Вывод: Боевую задачу подлодка не выполнила. Действия командира неудовлетворительные.
Капитан 1 ранга Орел».

Вот о чем говорится в другом документе:
«Находясь на позиции, командир ПЛ имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...
Выводы: 1. Действия командира на позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника...
2. В результате неактивных действий командира ПЛ С-13 поставленную боевую задачу не выполнила. Оценка боевого похода ПЛ С-13 неудовлетворительная.
Капитан 1 ранга Курников».

А это выдержки из следующего документа, датированного 30 мая 1945 г.:
«Сообщаю выводы и оценку боевого похода подводных лодок С-13 и Д-2, данную командующим КБФ...
...То обстоятельство, что обе подводные лодки не имели в это время боевых успехов и даже боевых соприкосновений с противником, свидетельствует о плохом наблюдении. Противника не искали и свою задачу выполнили неудовлетворительно...
Начальник штаба КБФ Александров».
Как говорится, комментарии излишни. А ведь это происходило в конце войны. К тому времени, кажется, каждый командир приобрел боевой опыт. 14 сентября 1945 г. нарком Военно-морского флота адмирал флота Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 01979: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал флота Кузнецов».

18 октября 1945 г., согласно приказу командующего Балтийским флотом за № 0708, Маринеско назначили командиром тральщика Т-34. 20 ноября нарком подписал новый приказ № 02521:
«Командира тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича уволить в запас ВМФ по статье 44, пункт «А», согласно «Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА».
Затем, как бы раскаиваясь, в 1968 г. опальный вице-адмирал Н. Г. Кузнецов в журнале «Нева» писал: «Настала пора по достоинству оценить подвиг А. И. Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем». В 1990 г. А. И. Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).»

Я скопировал весь текст из публикации Виталия Доценко. О Маринеско есть много других мнений и оценок. Журналисты и историки любят участвовать в модных кампаниях и хулить донельзя или прославлять выше всякой меры. На судьбе Маринеско они отыгрались в полной мере. Как же, он ведь потопил крупнейший корабль врага с тысячами людей. Кто эти люди долго вообще не освещалось. Подводники и всё. Окзывается этот подвиг в конце войны освободил Англию от морской блокады немцев.
Как и во множестве других случаев, превосходящая любые нормальные размеры и смысл, ложь взобралась на вершину волны. Это обычная история в советских и российских пропагандистских компаниях.
Уничтожение судов с еврейскими беженцами в Чёрном море.
Об этих трагических случаях советская пресса и историки войны никогда не сообщали. Молчание маскировало вроде бы незнание и неучастие в этих событиях советских моряков.
Однако мы уже знаем о подвигах капитана Лунина по расстрелу норвежских рыбаков. Поэтому ничего выходящего за  рамки советских норм  поведения и в этом случае нет. Хотя однозначных свидетельств уничтожения судов с еврейскими беженцами на борту именно советскими подлодками пока не существует.
«Струма»
Из Википедии.
«Струма», спущенная на воду в 1867 году и в 1942 году ходившая под панамским флагом, была зафрахтована организацией румынских евреев, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в качестве нелегальных иммигрантов в Палестину. Уплаченная сумма была непропорционально большой по сравнению с ужасным состоянием судна. После отплытия 12 декабря 1941 года из румынского порта Констанца то и дело ломались двигатели. Спустя несколько дней «Струма» достигла Стамбула.

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели впускать в Палестину, а турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции. Поначалу британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен 20 декабря направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее — в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире, были категорически против. Запрещая пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что «беженцы со „Струмы“ не являются „обладателями востребованных профессий“ и потому будут „непродуктивным элементом населения“», и на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».
Эти доводы были лживыми: «Во-первых, беженцы не крали рабочие места, а создавали их: в военное время безработица в Палестине полностью исчезла именно благодаря непрерывно вступавшим в строй предприятиям.
Они выпускали аккумуляторы и карбид, стекло и цемент, комплекты обмундирования и оружейную смазку. Все до единой мины, установленные англичанами против наступающих танков Роммеля, были изготовлены в Палестине — и сделали их отнюдь не арабы. Немало беглецов из нацистского ада нашли свои „рабочие места“ в рядах сражающихся войск антигитлеровской коалиции …», а агентов нацистов англичанам скорее стоило искать среди арабских сторонников муфтия Хадж Амин аль-Хуссейни, итогом бесед которого с Гитлером стало формирование мусульманских формирований в составе вермахта, и среди тех «свыше 60 % местного арабского населения», кто «с нетерпением» ждал «поражения Британской империи».
 При этом, несмотря на все усилия, английским спецслужбам не удалось обнаружить хотя бы один случай «проникновения нацистских агентов под прикрытием беженцев» среди евреев. Кроме того, по некоторым данным, с 1941 года остались неиспользованными тысячи сертификатов на въезд в Палестину.
Санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном  корабле становились всё хуже. Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достигнуть договорённостей, и в феврале 1942 года на борту оставались 769 пассажиров. Во время переговоров о продолжении путешествия хотя бы для детей в возрасте от 11 до 16 лет  турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.
Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился. На следующий день после буксировки, 24 февраля 1942 года, «Струма» погибла в результате взрыва.
В 10:45 24 февраля 1942 года советская подводная лодка «Щ-213» (командир — старший лейтенант Д. М. Денежко) выпустила одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и погружение цели. Несмотря на нестыковку целого ряда деталей, можно предположить, что в результате этой атаки на дно отправился болгарский речной пароход «Струма».
Из всех пассажиров спасти удалось лишь одного — 19-летнего Давида Столяра, выжившего на одном из обломков до прибытия спасателей.
После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «ЛЕХИ» выпустила плакат «Разыскивается за убийство» с именем Макмайкла. В 1944 году «ЛЕХИ» организовала покушение на МакМайкла, сам он не пострадал, но его жена была ранена.
Организацией «ЛЕХИ» был выслежен и 6 ноября 1944 года по дороге с работы домой убит Уолтер Гиннесс (барон Мойн). Убийство вызвало проведение специальной военной операции против «Иргуна» и «ЛЕХИ».
В начале 2000-х годов на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, идентичность которого, однако, не могла быть точно установлена. 3 сентября 2001 года на месте катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников пассажиров «Струмы», представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании, Израиля и дипломатовСША.
В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.

Уничтожение еврейских беженцев на парусно-моторной шхуне «Мефкуре»
В августе 1944 года Моссад организовал переправку еврейских беженцев из Румынии, Польши и Венгрии в Стамбул, с надеждой, что позже англичане разрешат им въезд в подмандатную Палестину — чтобы спастись от уничтожения. Для этой цели были зафрахтованы три судна —- «Морина», «Бюль-бюль» и «Мефкуре». Каждое из них приняло на борт от 300 до 400 беженцев. Судна шли под румынским флагом и флагом Красного Креста.
Выход из порта Констанцы и проход через минные поля все три судна начали перед рассветом 5 августа 1944 года под эскортом немецкой лодки. Возле турецкого порта Иганда ночью 5 августа 1944 года «Мефкура» была атакована советской подводной лодкой Щ-215 (командир капитан 3 ранга А. И. Стрижак). Шхуна была обстреляна из носового орудия подлодки и пулемётом и автоматами. Экипаж лодки не делал никаких попыток установки принадлежности судна или спасения тонувших людей. Погибло 315 человек. Возможно, это было сделано по ошибке, возможно — по просьбе британцев, желающих ограничить еврейскую репатриацию, а возможно, что немцы сами потопили судно. Официальная советская версия гласит: «Следуя в ночь на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой границы, Стрижак обнаружил небольшое судно, на котором, по его наблюдениям, находилось около 200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его принадлежности, командир приказал открыть огонь. В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а ею оказалась турецкая „Мефкуре“, 53 брт) затонула.»
 Капитан и 6 членов экипажа бежали в спасательной шлюпке, а из 320 беженцев смогли спастись только пятеро. Их подобрало подошедшее вскоре судно «Бюльбюль». Среди спасшихся были также 2 польских офицера. Пассажиры «Бюль-бюля» и «Морины» достигли Турции и продолжили путь в Землю Израиля по суше.В этом случае, как и во всех остальных случаях. командир лодки и экипаж были щедро награждены орденами и медалями. Как всегда, в рапорте был многажды увеличен тоннаж судна.
Итак судно «Мефкуре» вместе с людьми было уничтожено 5 августа 1944г. А 31 августа был взят Бухарест и Румыния (отдельные части румынской армии ещё раньше) повернула своё оружие против немцев. Через три дня то же сделала Болгария. То есть успехи Красной армии в августе 1944 года были так велики, что Румыния уже не могла контролировать Чёрное море и тем более проливы. Поэтому нападение на маленькое судёнышко под румынским флагом и с Красным крестом на борту выглядит просто как бандитское деяние.
Кто как воевал?
Таким образом вся тяжесть борьбы на море легла на плечи союзников. Немцы сумели построить 1155 подводные лодки. Численность экипажей лодок составила 40,000 человек. Во время войны погибли 24000 подводников, 5000 моряков попали в плен. Потери подводного флота — 659 лодок, потери от бомбардировок в гаванях — 63, потери от аварий и столкновений — 58, затоплено при капитуляции — 154, потери Италии — 87 лодок, потери Японии — 130. На долю советского ВМФ приходятся только несколько уничтоженных немецких подлодок.
Сам СССР потерял 81 подлодку.
В общем, деятельность советского подводного флота выглядит удручающе.
Поражает масштаб ложных рапортов командованию о будто бы достигнутых победах и героических деяниях и легковерное отношение командования к этим очевидно ложным донесениям. И так во всей Красной армии с низу до верха все врали и на основе этой лжи шло планирование войны и организовывались военные операции, в которых погибали лишние сотни тысяч солдат и офицеров. Самое отвратительное, что и семьдесят лет после Победы это враньё продолжается.
Немецкие лодки потопили примерно 3000 судов общим тоннажем 14.5 миллиона брт, а также 178 военных кораблей и 11 вспомогательных крейсеров. США и Англия восполняли потери военных и торговых судов за счёт гигантского строительства новых судов. 6 июня 1944 г. союзники осуществили невиданную в истории десантную операцию в Нормандии, которая стала возможной благодаря гигантским морским и воздушным силам союзников. Высадку десанта обеспечивали 6 линкоров, 23 крейсера и 104 эсминца, 4 600 десантных судов. Всего судов в операции было задействовано — 6500 единиц. В день высадки союзники подняли в воздух 6 700 самолётов. Им противостояли 319 немецких машин.
Нужно понимать, что суммарные ресурсы, потраченные на создание таких военно-морских сил и торгового флота эквивалентны оснащению десятков танковых армий.

В пропагандистской войне после 1945 года советский надводный и подводный флоты конечно самые героические и эффективные.
Это ведь благодаря им Англия спаслась от немецой блокады и вообще «таких героев ни у кого в мире больше не было.»
Семён Гильман

Читайте мою книгу «Америка! Спуск без страховки» . Сней можно познакомиться на сайте
 https://ridero.ru/books/amerika_spusk_bez_strakhovki/ и она есть в электронной форме на amazon.com , Ozon.ru и litres.ru