Откуда берутся неудачники?

Любовь Матвеева-Поротикова
       "Ума бог не дал - руками разводить" (русск. пог.)
    
      Я подошла к остановке автобуса. Надо ехать на дачу, а автобуса пока нет. Есть шесть угрюмых мужиков в оранжевых жилетах с мётлами и лопатами. Видно, бригадир пока отлучился, и они  решили повалять дурака. Мужики заняли всю лавку, молчат, никто мне места не уступает. Это они зря... Я, стоя напротив, насмешливо рассматриваю их: потрёпанные жизнью и беспросветным существованием люди… Они смотрят на меня...
      - Что, мечтали стать КОСМОНАВТАМИ, а стали НИКЕМ? – обращаюсь к ним строго, как учительница к нерадивым ученикам. Мужики опешили. Наконец кто-то из них:
     - Надо же и такую работу кому-то делать…
     - Ленились учиться – теперь делайте! Могли бы выучиться, стать большими людьми, тогда бы головой зарабатывали, а не руками… Всё лень-матушка! ТОГДА не хотели напрягать мозги,  чтобы ПОТОМ зарабатывать большие деньги,  ТЕПЕРЬ  напрягаете мышцы, зарабатывая копейки!..
     Мужики угрюмо молчат, удивляясь моей наглости. Наконец, один из них отвечает:
     - Я родился в деревне – какой из меня космонавт?
     - Все космонавты родились в деревне! Викторенко родился у нас в области, в деревне – и стал большим человеком, звездой! А Шаталов? Тоже наш космонавт, местный – вон ему памятник в парке стоит! Деревенский! А Шолохов?  А Шукшин? Да сам Гагарин!..
     Мужикам крыть нечем, их лица искажает злоба, лопаты в руках зашевелились…
     - Не перо стало вашим орудием труда, не скальпель, не пульт компьютера, не окуляры телескопа - ЛОПАТА! Как у самых примитивных животных, первых человеков!..
     Подошёл автобус,  я прыгнула на подножку, и услышала вслед:
     - А сама-то, туды-т, растуды тебя!.. Космонавтка!..

     Я ехала в автобусе, и размышляла: неистребима жажда женщин переделывать мужчин. Своего мужа «переделывала», пока он не выдержал и не ушёл к другой, которая, конечно, тоже перемалывает его на свой лад. Ну, прочитал он несколько книжек под моим влиянием, но не изменился... А мне теперь некем заниматься, так я накидываюсь на чужих мужиков…
     "Сама-то…" Так устроена жизнь - что и отражают сказки. Помните старуху с разбитым корытом? Это ей всё чего-то хотелось, она и стимулировала мужа на подвиги… А мужик всё уныло тянул старую песенку: «Не даёшь старику мне покоя!..» Мужикам бы нашим завалиться на диван, и ничего не делать… Так что и великие открытия, и произведения искусств, и монументальные дела рук человеческих – города, дороги, корабли, может, потому и возникают, что рядом с тем, кто всё это сделал и создал, зудит какая-нибудь женщина… Так что мы – всё-таки не декоративный пол! Мы – катализатор!.. А рядом с моими собеседниками, возможно, просто вовремя не оказалось нужной женщины? Не отсюда ли и появляются неудачники?..
      А Ломоносов?.. Рядом с ним не было женщин, он был плохим сыном, мужем и отцом,но сам всего добился! Да, женщина - важная сила, но не всегда. Для самых сильных мужчин основной стимул, видимо, любопытство и человеческое честолюбие!..