Статья. Плюс деловитость

Юрий Комболин
В марте все мы голосовали за Советы, перед которыми в четвёртом году одиннадцатой пятилетки стоят сложные задачи. Они призваны вместе с партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями добиться улучшения работы по безусловному выполнению и перевыполнению плановых заданий. Предстоит улучшить и осуществляемое Советами руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством. Депутаты Советов немало могут сделать и для осуществления выдвинутой партией на последнем Пленуме задачи – добиться сверхпланового роста производительности труда и дополнительного снижения себестоимости продукции. Ведь две третьи от общего числа народных избранников являются производственниками. Их личный пример много значит для развёртывания социалистического соревнования, повышения ответственности, организованности, укрепления дисциплины.
Уже в период предвыборной кампании, когда страна готовила трудовые подарки, на «Пионере Литвы» началась ударная вахта, за время которой было осуществлено три рейса и погрузка зерна в финском порту Инко.
Результаты их уже известны. Первый рейс выполнен на 145,6 процента, второй – на 107,8 и третий – на 101,5. И, если учесть, что в четвёртом рейсе, в котором мы встретили выборы, было взято 97 тонн сверхпланового груза, и приплюсовать его к сверхплановому грузу трёх законченных до выборов рейсов, то получится внушительная цифра – 163 тонны. Этот показатель говорит о том, что у экипажа есть все возможности уже в ближайшее время выполнить и перевыполнить один из основных пунктов социалистических обязательств – перевезти 180 тонн сверхпланового груза.
За эти же два месяца экипаж сэкономил свыше четырнадцати суток эксплуатационного времени. Здесь хочется остановиться на третьем рейсе, когда мы доставили трубы в Ленинград из Руана.
 Балтика встретила нас неприветливо: лёд, мороз, снежные заряды – ни дать ни взять Арктика. И, как следствие, девятнадцатого февраля на выходе из проливов началось оледенение судна. Двадцатого, двадцать первого лёд нарастал на палубах, фальшборте, баке, колонках, стрелах.
 Для ускорения разгрузки ещё на подходе к Ленинграду мы вызвали радиограммой портовиков на социалистическое соревнование за досрочную обработку судна, обязались при этом не допустить по нашей вине никаких задержек. А тут лёд, который грозит задержать начало разгрузки, ставит экипаж в положение невыполняющего договорные условия перед партнёрами по соревнованию – ленинградскими портовиками.
Аврал – мера крайняя. Поэтому решили просто обратиться по трансляции к экипажу с просьбой: всем, кто может, помочь палубной команде околоть лёд, взяться за ломы и лопаты. Но хотя была только просьба, вышли все, вернее, почти все.
Боцману А. Расланову даже пришлось прогнать с палубы нашу «малую» - дневальную Ольгу Кожину, вышедшую со всеми на околку. «Её ещё ветром унесёт, а мне отвечай», - притворно ворчал он. И он же поблагодарил каждого добровольного помощника за работу на морозе и пронизывающем шквальном ветре. Это они убрали лёд с крышек, и мы смогли открыть трюмы к приходу рабочих порта.
Вызов на соревнование тоже не канул бесследно – докеры перекрыли нормы выгрузки, и мы сэкономили несколько часов, которых так недоставало до плана.
Борьба за экономию в период предвыборной кампании, объявленная на открытом партийном собрании, велась на всех направлениях целенаправленно и последовательно. И везде эта работа приносила успех: в экономии топлива, инвалютных средств, смазочных материалов и по другим позициям.
На отличные экономические показатели судна, например, повлияло и то, что мы два рейса выполнили неполным экипажем, обрабатывая наших товарищей, оставшихся на берегу.
Всему этому способствовало грамотное руководство судном, всеми службами и большая работа партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Достаточно сказать, что именно в предвыборный период кандидатами в члены партии приняты моторист С. Романов, радиооператор П. Широков и старпом Л. Евдокимов.
Большая программа подготовки к выборам осуществлена была агитпунктом, заведовать которым партийное собрание поручило коммунисту третьему механику А. Потанину. Он оборудовал уголок избирателя. Здесь можно было познакомиться с Конституцией СССР, законами о выборах в Верховный Совет СССР и о статусе народных депутатов и другой литературой правового порядка, с периодическими изданиями. В агитпункте состоялась встреча с депутатом городского Совета, секретарём парткома нашего пароходства Л. Скарабевским, который познакомил экипаж с итогами работы и перспективами развития пароходства, рассказал о строительстве родного города накануне его 400-летия, ответил на все интересовавшие моряков вопросы.
Кроме того, в течение февраля были прочитаны семь лекций, составившие два цикла: «От выборов до выборов» и «Две идеологии – два мира». Перед экипажем выступили капитан А. Байло, старший помощник Л. Евдокимов, начальник радиостанции Н. Куган, врач А. Зубов и другие командиры.
Не все выступления были равными, да мы и не преследовали цель, чтобы каждый показал себя блестящим лектором. Важно было, что с актуальными проблемами по темам: «Выборы в Верховный Совет – яркое проявление социалистической демократии», «Развитие морского флота СССР», «Итоги работы и перспективы развития Северного  морского пароходства и порта Архангельск», «Архангельск в канун 400-летия», «Цели и задачи Варшавского Договора в отличие от блока НАТО», «Политика СССР и политика США в отношении развивающихся стран», «Обеспечение старости, медицинская помощь в СССР и капиталистических странах» перед экипажем выступили не штатные лекторы со стороны, а свои же товарищи. С ними бок о бок работаешь, потому и вопрос проще задать, и в полемику можно вступить. Так и получилось. Если лектор затруднялся ответить на какой-то вопрос, ему на помощь приходили, случалось, и сами слушатели. И никто не видел в этом ничего зазорного. Усилия администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций направлялись в конечном итоге на повышение трудовой активности экипажа, который делал всё, чтобы успешно выполнить каждое рейсовое задание.
Выборы закончились. Экипаж наметил новые, ещё более высокие рубежи, которые могут быть достигнуты при условии, что мы не снизим взятого темпа, что каждый сделает всё возможное для улучшения экономических показателей, как того требует апрельский Пленум ЦК КПСС.

Газета «Моряк Севера», Архангельск, 09 мая 1984 года.