Неизвестные ранее факты из жизни святой Матроны

Надежда Поминова
Блаженная Матрона приехала в село Меткино, Подольского района, Московской области, через месяц как началась Великая Отечественная война, в июле 1941 года.
До приезда в село Меткино святая Матронушка проживала у супругов Татьяны Алексеевны и Николая Ильича Бережок на Татарской улице в Москве.
Татьяна Алексеевна привезла Матушку к своей родственнице Разживаловой Евдокии Петровне (1886 года рождения). Ее муж Разживалов Иван Ефимович умер в 1933 году) был родным дядей Татьяны Бережок. В семье было семеро детей: сыновья Михаил, Петр, Николай, Виктор и три дочери Мария, Клавдия, Екатерина.
Село Меткино расположено в 1,5 км от станции Белые Столбы, Павелецкой железной дороги. Дом Разживаловых, в котором поселилась святая Матронушка находился на небольшом пригорке, под которым протекала речка Метка, а сразу за речкой справа Космодамиановская церковь. Главный придел в честь Божией Матери "Живоносный источник" и еще приделы Архангела Михаила и Святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Церковь дважды закрывалась. В 1930 году, тогда арестовали священника Петра и диакона Павла ( сейчас они причилены к лику святых, священноисповедники Петр и Павел). Второй раз закрыли в 1938 году. Раньше здесь было богомолье. Верующие стекались из дальних мест на поклонение образу Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. Недалеко от Церкви был источник, освященный в честь образа Божией Матери Живоносный источник.
К тому времени, как в село Меткино поселилась святая Матрона церковь была закрыта и разграблена, кирпичная ограда храма была разобрана на строительство школы. В самой церкви организовали изготовление валенок для нужд фронта.
Дом Разживаловых был небольшой. Состоял из сеней, кухни, горницы. В горнице за тонкой перегородкой была узкая комната в одно окно. В ряд стояли две кровати. У окна лежала Матушка, рядом ее хожалка Пелагея Ивановна. По просьбе святой Матронушки в окне была срочно сделана форточка.
Воспоминания Качкиной Клавдии Дмитриевны в девичестве Калининой.
Родилась я в 1917 году в деревне Буняково, Подольского уезда. В село Меткино живу с 1936 года, как вышла замуж за Василия Михайловича Качкина, племянника Разживаловой Евдокии Петровны.
Первая встреча была в Москве у двоюрной сестры мужа Татьяны Алексеевны Бережок.
Сестра мужа Маруся болела, поэтому часто ездила к Матушке и меня с собой брала. Мы звали Блаженную Матрону Матушкой и Матрёнушкой. По любому делу к ней за советом ехали. Когда не было возможности поехать просила Марусю привезти ответ от Матрёнушки. Она никогда не отказывала.
Замуж выходила, еще не знала Матушки, не венчалась. Там же рядом, где она жила у сестры в храме Николы в Кузнецах и повенчались. Их всех Матушка называла по прозвищу. Клавдию она называла Димитрий и очень любила, когда та приезжала. Когда приедешь к ней, она такая маленькая, полненькая, ножки под себя или свесит.
Ручки полненькие в кулачки сожмет и на колени положит.
Только порог перешагнешь, Матрёнушка:
- А Димитрий приехал. Знала, что приедешь. Ручка в ручку с ней играем. Я ее пухленькие ручки поглаживала. Стараюсь что- нибудь веселое рассказать. Она это любила, смеется. Когда уезжала забирала ее одежду постирать.
Хожалка Пелагея Ивановна была не очень добрая.
Матрёнушка проста была в общении, как подружка.
Началась война. Переехала Матушка к нам в село к другой сестре Екатерине Ивановне Разживаловой.
Мужа моего на фронт взяли. Матушка меня успокаивала:
- Не волнуйся, с войны вернется, но не сразу.
Действительно, через два года после окончания войны пришел домой.
Во время войны колхоз у нас был. Свекра моего 80- ти лет назначили коров перегонять на большое расстояние. Дали в помощь двух мальчиков.
Свекровь к Матрёнушке, что делать:
- Может отказаться.
- Ничего пусть гонит скотину. Далеко все равно не уйдет. Прошли они 4 км . Пригнали коров в соседнюю деревню. Военный командир говорит, где документы на коров. Оформил передачу скота. Свекру сказал:
- Бойцов у меня много, они погонят коров, а ты домой возвращайся (фронт тогда у Каширы был).
Дочке моей Нине три годика было, когда Матрёнушка в село Меткино жила. Нина была беленькая и пухленькая. Дочку мою она любила и называла "Булечкой". К Матушке придешь с дочкой.
- Ой, это Булечка пришла.
Гладит Матрёнушка ее по головке.
Дочь Нина рассказывает.
- Маленькая я была, когда мы с мамой к Матрёнушке ходили, а все помню, как будто сейчас это было: голос, руки , даже ощущения от прикосновения ее рук, когда она меня по головке гладила. Обращалась я ней тогда:
- Маленькая бабушка помоги. Так и по сей день к ней так обращаюсь.
У Клавдии сын еще Виктор.
Раз поехала в Сокольники к Матушке с ним. Пелагея не пускает: - Ты иди одна, сын пусть на порожке посидит.
Матрёнушка кричит Пелагеи:
- Пусти сына не надо ему на пороге сидеть.
Сынок подходит к ней. Она его по голове погладила и посадила рядом.
Незадолго перед смертью Матрёнушки, нам должны были дать квартиру. Жили тогда на Большой Андроньевской в маленькой квартире мы с мужем, дочь, сын. У каждого по семье. Поехала к Матушке посоветоваться. Она в тот день невеселая была. Знаю говорит, зачем пришла. А я ждала получения квартиры и откладывала деньги. Три семьи- три квартиры должны были получить. Всем мебель и одежду надо будет купить, а особенно пальто, где столько денег взять.
Матрёнушка руки широко развела. Вот сколько всего у тебя будет и квартира, и мебель и одежда и нуждаться не будете. Действительно бедствовать нам никогда не приходилось.
Всегда я к ней обращалась за помощью. Сейчас мне уже 84 года. Прошлый год поехала в саноторий на автобусе, что на реке Оке. Подъехали к гостинице, остановились, вышли у огромной лестнице. Ступени полукругом в гору идут. Мне тогда 83 года по ровному с трудом хожу с палочкой, а тут мне еще с чемоданом подниматься. Стою чуть не плачу, к ступеням подойти боюсь.
- Матренушка, куда же я приехала, была бы ты рядом сказала, что делать.
Со страхом подхожу к ступеням и тут как будто, кто на руки меня взял и понес вверх. Всех молодых обогнала без всяких усилий.
Вся моя жизнь проходит со словами "Матрёнушка помоги". Очень беспокоят меня ноги. Хожу с трудом. Пошла в амбулаторию ( она далеко от меня расположена) в регистратуре говорят, что талонов нет. Пошла к врачу напрямую. Врач- ревматолог в приеме отказала:
- Народу много. Без талона не приму.
Села в коридоре, не знаю что делать, еще раз не дойти, далеко. Говорю:
- Матрёнушка, если бы ты рядом была сказала, что мне делать. Только подумала, женщина в белом халате идет.
- Что вы здесь делаете, а полюс есть. Отвела меня к врачу. Так в большом и малом Матрёнушка всегда со мной.
Екатерина Ивановна Грачева в девичестве Разживалова.
Родилась я в 1922 году в селе Меткино Подольского уезда.
В конце июля 1941 года моя двоюрная сестра Татьяна с мужем привезли в наш дом в село Меткино пожить святую Матрону. Жили мы тогда мама Разживалова Евдокия Петровна, сестры Клавдия, Мария, Екатерина и брат Виктор.
По молитвам Матрёнушки все войну пережили.
Братья Петр и Михаил с заводами были эвакуированы ( Михаил в Челябинск, Петр в Свердловск).
Брата Николая 16- ти лет взяли в ополчение в первые дни войны. На него пришла похоронка.
Матрёнушка про брата Николая говорила, что он жив и из пальцев делала решетку, дескать в заключении.
В самом начале войны он был ранен, попал в плен. Несколько раз пытался бежать. В конце войны освободили американцы.
Вернулся Николай домой стучится. Мать спрашивает:
- Кто?
- Сын Николай.
- А на Николая похоронка пришла.
Когда мама дверь открыла обомлела. Все соседи сбежались. Но не долго пожил он дома. Дальше были лагеря, как бывшего военнопленного осудили.( Николай отец моей подруги. Я записала воспоминания людей, которых знала много лет, а они меня. Н.А .Поминова.)
Матрёнушка называла всех по прозвищам, а не по именам. Пелагею Ивановну называла Ванькой. Младшую дочь Евдокии Петровны Екатерину звала Котик- Лизотик. Она долго не могла понять причину такого прозвища. Спустя много лет вспомнила, как она любила в детстве залезть в погреб, когда никого не было и с молока слизать сливки.
В 1946 году собралась Екатерина Ивановна замуж за соседа Михаила. Поехала к Матушке за советом. Она благословила наш брак. Венчались в храме Николы в Кузнецах. Свекровь мне говорит: Я тебе сделала, как и твоей сестре. Три месяца поживешь, больше жить не будите и действительно скоро разошлись. Сына родила и растила одна без мужа.
Матрёнушка заранее знала об опасности, перезжала с места на место. И ехали мы к ней за советом, куда бы она не переехала.
На фотографии Матрёнушка изображена с моей двоюрной сестрой Татьяной Алексеевной Бережок, у которой она жила в Москве.
Матушка говорила от храма меня недалеко хороните, чтобы я слышала службу.
На похороны Матрёнушки меня с работы не отпустили. Тогда очень строго было.
Дом, в котором жила Матушка не сохранился, сгорел. На том же фундаменте был построен точно такой же дом.
Дом на Татарской улице в Москве, где Матрёнушка жила у сестры снесли.
В 1991 году 22 ноября Екатерина Ивановна вспоминала Матрёнушку, у нее был день ангела. Пробило 10 часов вечера. Вдруг слышу голос Матрёнушки:
- Катя, Катя, что же ты сидишь. Тебе же батюшку встречать. 1 декабря приехал настоятелем батюшка иерей Олег Строев восстанавливать разрушенный храм Космы и Дамиана в село Меткино.
Несколько лет, пока не построили сторожку при храме, приезжая из Москвы батюшка жил у Екатерины Ивановны там, где до него жила святая Матрона.
Воспоминания Разживалова Виктора Ивановича 1929 года рождения.
В настоящее время проживает в Тульской области. Когда привезли к нам Матрёнушку, мне было 11 лет. Привезла ее к нам тетя Таня с дядей Колей, а ухаживала за Матушкой тетя Поля. От нее так и не отходила. Тетя Таня двоюрная сестра мне по отцу от его сестры Дарьи Ефимовны.
Когда они все приехали в село Меткино меня дома не было.
Прихожу домой, мама говорит:
- Ты теперь потише, у нас будет жить родственница. Она больна. В Москве ей нельзя, там бомбят.
У нас в доме была очень узкая комнатка в одно окно. Там и поселились Матушка с тетей Полей. По просьбе Матушки, свекр Качкиной Клавдии, дед Миша сделал форточку. Кровать ее стояла рядом с окном. В углу много икон и лампад.
Печь была одна на весь дом. Я лежал в основном на печи за занавеской. Мне хорошо было видно Матушку в ее комнате.
Волосы белые, седые и платок белый завязан под подбородком. Плотная, круглолицая в светлом цветастом платье широком. Она в основном молчала и молилась.
Питались все с одного котла. Матушка кушала у себя в комнате. Если кто приезжал, в любое время тут же принимала. Меня с печки прогоняли, когда она приезжих принимала в своей комнатке.
Хорошо помню, когда матушку мыть собирались. Грели воду в русской печи. Приносилось большое корыто, а меня отправляли гулять.
Тетя Поля была веселая и разговорчивая. Она просила меня заправить лампадки и фитильки поправить. Это стало моей обязанностью.
Тетя Поля угощала меня конфетами. Тетя Таня с дядей Колей тоже жили у нас. Они работали в колхозе. Уехали все вместе осенью. Как не видел, когда привезли Матушку, так и не видел, когда ее увезли.
Записано летом 2000 года Поминовой Надеждой Алексеевной.