Вселенная Юрия Филиппова

Александр Киркевич
В жизни каждого человека встречаются яркие личности. Они запоминаются надолго и служат иногда образцом для подражания. Невольно их начинают копировать, появляются в разговоре характерные фразы, даже имитация голоса. В некоторых случаях – манера держаться, походка, некоторые привычки. Особенно это проявляется в детском и юношеском возрасте. Чаще всего это бывают герои книг и кинофильмов, реже старшие товарищи, уличные авторитеты, родственники. У кого как сложится жизнь. Чем больше заимствований, тем разностороннее становится личность, тем богаче его мир эмоций и житейская практика.


Если представить себе отрезок своей жизни, ну предположим за пятьдесят лет, то скольких людей, которые вам запомнились вы сможете перечислить. Попробуйте их вспомнить и подумать о том, какой след они оставили в вашей жизни, какую ценность для вашего внутреннего мира они представляют. Наиболее ценных знакомых личностей мы можем причислить к учителям. Учителя, в высоком смысле этого слова, оставили след в нашей жизни, отпечатались в нашей памяти. У меня в жизни было много учителей, каждый из них передал мне какую-то часть своей личности, записал в моей памяти определенный образ.


Среди наиболее ценных учителей я отмечаю тех, которые раскрыли для меня целый мир и даже Вселенную, они раскрыли передо мной двери в пространство, на поиски которых мне пришлось бы самостоятельно потратить несколько лет. Если мысленно совершить путешествие в прошлое на пятьдесят лет, как говорится «по волне моей памяти», то передо мной сразу же возникнет образ одного из ярчайших преподавателей астрономического кружка Киевского Дворца Пионеров и Школьников – Юрия Константиновича Филиппова. Юрий Константинович обладал удивительной способностью именно раскрывать Вселенную перед молодыми учащимися, которые в те далекие годы с трепетом приходили на занятия кружка, ибо здесь для них раскрывались тайны мироздания, и они переносились в совсем другую реальность. Казалось бы, для этого вполне достаточно было перелистать интересную книжку, посмотреть кинофильм, или, наконец, пойти на лекцию в планетарий. Но это была бы сухая, хоть и популярная наука для упражнения интеллектуальных способностей. У Филиппова все было не так. Он чувствовал душу каждого ребенка и понимал, что нужно каждому.


Его занятия в кружке не походили на обычные лекции, а напоминали встречу со сказочником, слушать которого хотелось беспрерывно. Я в это время был уже старшеклассником, и свою порцию очарования Вселенной уже получил. Мне предстояло серьезно задумываться о дальнейшем выборе профессии и готовиться к вступительным экзаменам, хотя мне и оставалось еще три года до окончания школы. Но меня по-прежнему тянуло на занятия астрономического кружка, хотя они занимали два, а то и три вечера в неделю. Переступая порог Дворца Пионеров, я моментально оказывался в другой реальности. Шум и суета родного города внезапно исчезала, и я оказывался на космическом корабле, несущим меня через пространство и время.
Только Филиппов мог создать такое ощущение для всех, а не только для меня. Как ему это удавалось? Занятия в кружке часто напоминали целые театральные представления, особенно это проявлялось в дни специфических праздников, приуроченных к астрономическим событиям. В главный праздник астрономов – День весеннего равноденствия – Филиппов переодевался в профессора Тарантогу, одного из героев рассказов Станислава Лема. Он прочитывал шутливую лекцию на трибуне и тут же погружался в сон. Выглядело это смешно, особенно в сочетании с длинной бородой из ваты и огромными очками.
Часто проводились шуточные научные семинары, на которых заслушивались парадоксальные доклады, например: «О влиянии графика движения городского транспорта на циклы солнечной активности», или что-нибудь в таком роде. В заключение занятий, младшей группе Филиппов обязательно читал вслух «Звездные дневники Йона Тихого» Станислава Лема. Нам, старшеклассникам это уже было знакомо, но младшие учащиеся астрономического кружка слушали эти рассказы затаив дыхание.


Филиппов нарисовал красками несколько картин на фантастические темы, и картины висели повсюду на стенах аудитории. Красивые были картины, их можно было подолгу рассматривать. Откуда у человека было столько талантов? Он был прирожденный учитель и воспитатель, причем весь он находился на романтической волне. Обычно такие люди бывают социально не защищены, уязвимы. Мог ли Филиппов сделать карьеру в большой науке? Не знаю. Я с ним не откровенничал, как-то не получалось. Меня к нему тянуло, хотелось общаться, но все было натянуто. Возможно, я не умел запросто с людьми общаться, и это чувствовалось. Филиппов отличался скромностью и интеллигентностью, был немного застенчив. Я не задавал ему прямых вопросов, хотя и надеялся услышать от него советы по моей будущей профессии. Естественно, я хотел стать астрономом и не видел для себя другого будущего. Разговор как-то не получался. Мы, старшие кружковцы, приходили уже под вечер, когда начинались наблюдения. Астрономический кружок Киевского Дворца Пионеров был великолепно оборудован, нам завидовали многие астрономические кружки СССР. Им часто приходилось самостоятельно изготавливать себе телескопы, а у нас было все.


Приходя немного раньше назначенного времени, я брал ключи от выхода на крышу, где у нас была площадка для наблюдений и великолепный телескоп АВР-2, изготовленный на заводе. В это время младшая группа уже оканчивала занятия и Филиппов читал им вслух «Звездные дневники Йона Тихого». Потом младшая группа расходилась по домам, им не разрешалось до позднего вечера находиться на занятиях. Мы же наблюдали допоздна, а потом еще долго и весело возвращались домой. Зимой играли в снежки и кувыркались в сугробах в парке, летом гуляли на склонах Днепра. Филиппов не принимал участие в наших забавах, а сразу возвращался домой.


Один год занятий в кружке не было, Филиппов был занят по своей основной работе, он работал в Главной Астрономической Обсерватории (ГАО) АН УССР. Мне пришлось даже ходить в кружок Космонавтики почти целый год. Было интересно, хотя космонавтики там никакой не было, был своего рода аэроклуб. Как только наступила весна, я отправился в ГАО в гости к Филиппову. Зимой в ГАО добираться было страшновато. Обсерватория находилась практически за городом, в лесу. Нужно было пробираться по заснеженной дороге, да еще и рано темнело. Так что, после занятий в школе мне поехать в ГАО никак не получалось. Начиная с весны, обсерватория превращалась в райский сад. На большой территории раскинулся яблоневый сад и среди невысоких яблонь были расположены небольшие строения с телескопами. Как-то мы приехали в ГАО небольшой группой в гости. Филиппов повел нас к одному из небольших строений, где находился телескоп, на котором он работал. Юрий Константинович оборудовал свое рабочее место как обычно в шутливой манере. Над входом висела вывеска «Кабачок-паучок», а при входе, перед небольшой лестницей, ведущей к телескопу, было привязано несколько веников. Над ними висела табличка «Стоянка летательных аппаратов» или «Стоянка транспорта». Подразумевалась, возможно, метла для ведьм.


Я приезжал несколько раз в ГАО к Филиппову и даже советовался с ним, куда мне пойти учиться по специальности астрономия. Юрий Константинович не пытался меня отговаривать от выбора профессии, но был настроен скептически. В то время киевским астрономам было нелегко. Некоторые темы исследований закрывались, даже была опасность сокращения штатов. Филиппов посоветовал мне поступать в университет на специальности радиофизика или оптика, а то и на математическую специальность. После окончания института с такими специальностями можно было бы устроиться на обсерваторию, да и ситуация в астрономии могла измениться в лучшую сторону. Я многого не понимал в жизни и такие рекомендации мне казались странными. От других знакомых астрономов я слышал примерно такие же рассуждения.
Я поступил на специальность прикладная математика, но еще почти год приходил на астрономический кружок, пока дирекция Дворца пионеров не запретила нам приходить. Дворец пионеров для школьников и взрослым здесь делать нечего. С Филипповым я связь потерял, тем более я узнал, что из ГАО Юрий Константинович ушел и окончательно перешел на работу во Дворец пионеров.


В последний раз я видел Филиппова в конце августа, то ли 1997 г., то ли позже. Я прогуливался со своей дочкой в парке и показывал ей Дворец пионеров. Оказалось, что во Дворце пионеров как раз был день открытых дверей. Преподаватели различных кружков устроили в вестибюле небольшие выставки. За одним из столов для записи в кружок стоял Филиппов и что-то объяснял маленькому мальчику. Тот интересовался то ли внеземными цивилизациями, то ли путешествиями в космос. Я подошел с дочкой к Филиппову и поздоровался. Он меня не узнал. Тогда я стал рассказывать ему о наших занятиях и назвал еще несколько фамилий. Он выслушал мой рассказ о моей работе и о судьбе некоторых членов астрономического кружка. После чего он сказал, что только Липунов стал астрономом. Больше мы с Филипповым не встречались. Возможно, это было уже в начале нового столетия, точно не помню. Я решил позвонить во Дворец пионеров и поговорить с Филипповым. Кто-то из руководства Дворца пионеров ответил мне, что Филиппов умер. Юрий Костантинович был гипертоником или страдал сердечным заболеванием. Печально было терять таких людей. Мне казалось, что Филиппов прожил скромную неприметную жизнь, хотя его внутренний мир напоминал огромную Вселенную. Почему он рано расстался с жизнью не прославив своего имени? Это была чудовищная несправедливость.


Но я оказался неправ, и имя Филиппова не оказалось забытым.
Недавно на сайте уфологов «Украина аномальная» я нашел упоминание о Филиппове и был приятно удивлен тому, что прочел о нем.
«Филиппов Юрий Константинович (родился 23.02.1937 в Киеве) - украинский астроном и уфолог. Работал сотрудником Главной астрономической обсерватории АН УССР (ГАО), зав. обсерваторией КОДП. Со студенческих лет увлекался научным и гуманистическим аспектом проблемы Разумной Вселенной (SETI), активно интересовался проблемой НЛО начиная с конца 1960-х, был  инициатором различных астрономических кружков.

В 1969 году в статье "Каналы Марса - сеть жизни?" (ЗиВ, 1969. N 1. С. 70-73) предсказывал, что на Красной планете могут существовать микроорганизмы, которые в состоянии обходиться без воды и солнечного света (позже в горах Биверхед в американском штате Айдахо, на глубине около 180 метров были обнаружены микробы, использовавшие в качестве источника жизненной энергии водород, содержащийся в земной коре - открытие доказало возможность существования жизни без воды и солнечного тепла).»
(© УФОДОС, "Справочник исследователей аномального Украины" (2009 - 2018) "ФИЛИППОВ Юрий Константинович" добавлен в справочник: 04.02.2012 | Просмотров: 4226)


Также имеется автобиография Ю.К. Филиппова и фотографии на сайте http://xray.sai.msu.ru/~lipunov/text/filipov/filippov.html которые профессор Владимир Михайлович Липунов выложил после их личной встречи. Автобиография Филиппова открыла очень много нового из жизни Юрия Константиновича, и хорошо, что память о таких людях сохраняется ни только в воспоминаниях его учеников. Среди открытых звезд и галактик, планет и астероидов, имеющих только регистрационные номера, можно было бы вполне найти звезду или галактику, туманность или звездное скопление, названное в честь Филиппова.