Пушкин, МИД, мемуары в стихах, часть 7

Владимир Конюков
Пушкин, МИД, мемуары в стихах, часть 7.


     Знаменитый на весь мир роман в стихах «Евгений Онегин». Автор, Пушкин А.С.
Сенсация! Мемуары в стихах, «Цыганы». Автор тот же…

     Одесский период творческой жизни поэта.
За год с небольшим, находясь в Одессе 13 месяцев, Пушкин написал «…  около трех глав романа в стихах “Евгений Онегин”, завершил поэму “Бахчисарайский фонтан”, написал значительную часть поэмы “Цыганы”, создал более 30 лирических стихотворений. Поэт описал Одессу в “Евгении Онегине”, чем выдал городу, по образному выражению поэта В.И. Туманского, “грамоту на бессмертие”. Пушкинское описание Одессы (отрывок из “Путешествия Онегина”) было опубликовано в газете “Одесский вестник” (1827 г., № 30) и явилось первым стихотворением, помещенным в одесской газете».

     Поэма «Цыганы». Справочник, классический вариант аннотации.
«Поэма "Цыганы" была начата Пушкиным в январе 1824 г. К 30 июля 1824 г. , была написана начерно частъ поэмы, соответствующая первым 145 стихам "Цыганов". В этот период Пушкин покинул Одессу и поселился в Михайловском. Между 2 и 10 октябри 1824 г. была написана остальная часть поэмы. 8 октября 1824 г. поэма была закончена без эпилога. К 10 октября 1824 г. была перебелена черновая редакция "Цыганов", а также был написан начерно и перебелен эпилог. Вероятно, в середине октября 1824 г. был написан и перебелен эпизод, составляющий стихи 146-224 окончательной редакции поэмы, первоначально отсутствовавший. В январе 1825 г. был написан не вошедший в печатный текст поэмы монолог Алеко над колыбелью сына.

Публикация поэмы. В 1825 г. Пушкин опубликовал отрывок из поэмы (первые 93 стиха) в алманахе "Полярная звезда". Также в ноябре 1825 г. Пушкин напечатал фрагмент из поэмы (259-266 и 271-282) под заголовком "Цыганская песня" в журнале "Московский Телеграф". В апреле 1827 г. поэма "Цыганы" вышла в свет отдельным изданием».

     Существует, так называемый, одесский вариант написания поэмы «Цыганы».
Читаем из инет публикаций.
«Общая канва истории поэмы «Цыганы» хорошо известна: поэма была начата Пушкиным в Одессе, в так называемой Первой масонской тетради (Пушкинский Дом. Ф. 244. On. 1. № 834), продолжена во Вто¬рой масонской тетради (ПД. Ф. 244. On. 1. № 835)1 и закончена в Михайловском в 1824 году (правда, сам Пушкин не считал поэму вполне завер¬шенной). Но если конечный, Михайловский этап ее творческой истории не представляет особой проблемы для исследователя, то с начальным, одесским дело обстоит много сложнее».

     «Шалость Пушкина» с цыганкой Земфирой, так назвал известный «пушкинист» Щёголев, содержание поэмы…
Комментарии  «пушкинистики».
«Публикация Щеголева поспособствовала не только распространению легенды о «цыганской любви» поэта, но и повлияла на трактовку его творчества. Пушкинисты уверились, что он на личном опыте узнал цыганскую жизнь и воспользовался этими знаниями, когда писал поэму «Цыганы».
     … «Потом, когда Александр Сергеевич уехал от нас, — передавала мне после небольшой паузы тетушка, — он прислал мне своих „Цыган“ — прекрасно написанную поэму, и мы все много смеялись над пылкой фантазией поэта, создавшего из нашей Земфиры свою свободолюбивую героиню; что же касается неисправимого эгоиста Алеко, то, по-моему, он был не прав; такому эгоисту вовсе не следовало идти в цыганский табор наших бедных юрченских дикарей. С Александром Сергеевичем я не говорила об этой его amourette…».

     А вот комментарий литератора Павла Вяземского, сына князя Петра Вяземского:
«… мой наставник, Феодосий Сидорович Толмачев, в зиму 1827–1828, обращая мое внимание на достоинства „Цыган“, объяснял, что Пушкин писал с натуры, что он кочевал с цыганскими таборами по Бессарабии, что его даже упрекали за безнравственный род жизни весьма несправедливо, потому что писатель и художник имеют полное право жить в самой развратной и преступной среде для ее изучения. Легенда эта, поясняющая мнимую с натуры передачу цыганской жизни, в воображении ребенка рисовала лишь высшие, таинственные наслаждения вне условий и тесных рамок семейной жизни».

     И опять риторический вопрос, прежде всего к романизированной «пушкинистике» исследователя биографии Пушкина, Щёголева П.Е….
Надо же было ему придумать любовный сюжет: Пушкин, табор, цыганка!
Если в биографии самого Щёголева, по энциклопедиям, есть такой штрих, он «…собрал и изучил свидетельства зарубежных дипломатов о Пушкине». И период написания поэмы «Цыганы» отметил. Время, события, но напрочь отсутствует его комментарий, о чём в действительности поэма. Понятно, не разрешала идеология варианты, так и получилась фантазия прекрасной поэмы, где  ключ к разгадке содержания произведения в части стихов, упоминается Овидий.

     Молдавия, Бессарабский район. Поездки поэта по работе служащего чиновника в ведомстве министерства иностранных дел, Губернаторской администрации края генерала Инзова И.Н., предшественника графа Воронцова М.С.
Место действия поэмы, Бессарабия, молдавские цыганы. Работа дипломата Александра Сергеевича, в малом «мидовском» звании, но с огромной ответственностью,  в том числе, с иммигрантами – цыганами, огромной общины национального образования.
В те годы официально, цыган – ромов считали рождением с Египта. И текли с конца 18-го века, тонкие ручейки людского потока переселенцев, с тех египетских перенаселённых краёв, в степи юга, вновь образованных территорий российской империи.  Годы миграция населения разных стран в Северном Причерноморье и цыган, обустройство юга страны после присоединения земель к российской империи. Много позже исследователи приходят к мнению, родина ромов – Индия.
 
     Пушкин в поэме об истории народа, фрагментом из уст старика.
 
                … когда Дунаю
Не угрожал еще москаль —                (Вторая война с Турцией (1787 – 1791), победоносная   
                и страшно дорого стоившая людьми и деньгами,
                победы Суворова… и взятие Измаила,… 
                завоеванием Очакова со степью до Днестра, …               
                северный берег Чёрного моря.
                Историк Ключевский В.О.)
(Вот видишь, я припоминаю,
Алеко, старую печаль.)
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша

С высоких башен Аккермана…                («Белая крепость», Аккерман –
                город Белгород-Днестровский,
                Одесская область, авт.)

     В то время, ни одной русскоговорящей народности цыган не было, переселение цыган с разных стран – иммиграция, как явление.
Вместе с армией, сотрудники МИДа, где и Пушкин, наведение порядка в поселениях, решение насущных жизненных вопросов. Переводчик, дипломат и массы кочевого народа. Вспыльчивого, готового постоять за поселение, жителей табора, если придётся  и боевыми действиями.
Пришлые общины без всяких церемоний «подпирали» местных, за лучшие территории для жизненного выживания…

     Со школы знаем, краткое содержание, вольной формой пересказ части стиха из поэмы…
Утро. Старик будит Земфиру и Алеко, и  табор поднимается и отправляется в дорогу живописной толпой. Алеко грустит… Земфира хочет узнать причину.
Беседуют. Земфира видит, он жалеет, что надо снова уходить с понравившихся мест.  Алеко успокаивает, говорит, что без сожаления оставляет «неволю душных городов».
Не было настоящей любви, не было веселья, сейчас они вместе с Земфирой.
Старик, прислушиваясь к их беседе, начинает рассказ о старинном преданье о поэте, который в давние времена, был сослан царём в эти края. Томился душой по родине.
Алеко узнает в предании Овидия…

     Автобиографическая поэма Пушкина «Цыганы», определением нередко было в разных публикациях. Рассматривалась по Щёголеву, авторитетному исследователю жизни поэта, но и временами не чурался мистификаций. Он о шалуне Пушкине и его связь с цыганкой Земфирой.
А на самом деле?
Поэт пишет  произведение после разгона клуба вольных каменщиков – масонов, кишинёвского армейского «Овидия» в конце 1821 года. Указ 1822 года, о запрете любых тайных обществах, закрепляет царские гонения на вольные тайные образования.
По смыслу поэмы, общность народа цыганы, покидают места проживания и образно, кишинёвская организация «Овидий» уходит в никуда… Пока.
Автобиографическое поэта, он в военном масонском объединении «Овидий», куда его пригласил Губернатор края Инзов И.Н. и работа Пушкина с иммигрантами - переселенцами и мигрантами, в том числе, коими были «толпы» цыган на  страницах поэмы.
Отсюда и помещена поэма, с чего начало одесского варианта,  «… в так называемой Первой масонской тетради (Пушкинский Дом. Ф. 244. On. 1. № 834), продолжена во Вто¬рой масонской тетради (ПД. Ф. 244. On. 1. № 835)».
Тетради сохранены, на них нарисован  символ масонов.

     Поэма «Цыганы», Пушкин А.С., короткий фрагмент.

Старик.
Меж нами есть одно преданье:
Царем когда-то сослан был
Полудня житель к нам в изгнанье.
(Я прежде знал, но позабыл
Его мудреное прозванье.)                (Цензура не называть Овидий, авт.)
-----
Он говорил, что гневный бог
Его карал за преступленье...                (Овидий, католик)
Он ждал: придет ли избавленье.
И всё несчастный тосковал,
Бродя по берегам Дуная,
-----
Алеко                (в образе православного епископа)
Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!..                (Цензура и по римским католикам, он, поэт Овидий, 
Певец любви, певец богов,                из Рима, подтекст или пушкинский шифр,
Скажи мне, что такое слава?                кишинёвский масонский  «Овидий», авт.)
Могильный гул, хвалебный глас,
Из рода в роды звук бегущий?
Или под сенью дымной кущи
Цыгана дикого рассказ?

Виден глубокий подтекст в поэме «Цыганы», его знаменитый пушкинский литературный шифр. Не мог поэт откровенно писать в годы разгона тайных обществ, в преддверии декабрьского восстания 1825 года о таком явлении, как римский поэт Овидий,
«И всё несчастный тосковал,
Бродя по берегам Дуная,…»
Зашифровал под рассказ старика – цыгана.

     Не собирался Пушкин рано умирать, … много позже пояснил бы своё автобиографическое и действительное содержание поэмы…
Кишинёвский период ссылки. Он о своей работе с переселенцами, был «мидовцем», служащим администрации генерала – Губернатора Инзова И.Н. Наделён секретными полномочиями ведомства, назывался дипломатом. Потому и смысл произведения, огромная общность бессарабских (местных) цыган и вдруг они куда – то (недалеко) снимаются («по Бессарабии кочуют»).
«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.»                Начало поэмы.

     Ещё раз приведу слова  об известном  «пушкинисте, «… в биографии самого Щёголева, по энциклопедиям, есть такой штрих, он «…собрал и изучил свидетельства зарубежных дипломатов о Пушкине».
Почему Щёголев собирал свидетельства именно зарубежных дипломатов?

     Этого нет и не было в любой «пушкинистике», о чём ниже речь.
В 70-х годах прошлого века, пограничникам офицерам на курсах (аналогия, повышение квалификации), преподавались часы международной дипломатии. Я слышал рассказы старых ветеранов – дипломатов и в перерывах уроков.
Увлекаясь литературными загадками, сам задавал вопросы умудрённым дипломатической загадочной жизнью ветеранам ведомства МИДа.
Вывод из тех бесед.
Многие произведения Пушкина виртуозно мистифицированы методом:
- отрыв от действительности по времени.
Зачем это делали и кто, всё в моих публикациях.
Что это?
Просто. Например, анонс простой, укороченный поэмы «Цыганы»
О любви цыганки, природе, стремление к свободе, кочевом народе.
А поэт Пушкин Александр Сергеевич, в «больших» своих произведениях так не писал!
Обязательно был временной отрезок. Какой? Причины писания видны, время мирное или военное, наконец… 

     Отступление в историю.
«Бухарестский мирный договор 1812 года (28 мая 1812, Бухарест) — договор между Российской и Османской империей, завершивший Русско-турецкую войну 1806—1812 годов».
Договор не позволил Османской империи, объединится с Наполеоном. Бонапарт рассчитывал на это и вне сомнения, Российской империи пришлось бы совсем худо. Три армии французов без отрезанных зверски воюющих турок, проиграли сражение 1812-1814 года. Понятна самоотверженность русской армии в годы Отечественной войны, народа – партизан, но главной составляющей победы над французами, была работа царской дипломатии. Нейтрализация соседней южной империи, Османской.

     Дипломатия, в том числе, позволила образовать Бессарабию после 1812 года.
«Бессарабия историческая область в юго-восточной Европе между Чёрным морем и реками Дунай, Прут, Днестр… В энциклопедии «Отечественная история» говорится о том, что до начала XIX века Бессарабией называлась только южная часть междуречья Прута и Днестра — Буджак, юг восточной части Молдавского княжества. После присоединения к Российской империи в 1812 году восточная часть Молдавии получила название Бессарабская область…»

     С 1821 года, поэт Пушкин в ссылке, город Кишинёв. Военный гарнизон армии, обеспечивающий защиту южных границ российской империи, раздела территорий после 1812 года.
И снова вернёмся в историю.
«Мир 1812 года принес избавление от турецкого ига только населению восточной части Молдавии. Западная же часть еще ряд десятилетий находилась под «властью Турции. В 1859 году она объединилась с Валахией, образовав Румынское государство, в недрах которого происходило формирование румынской нации. Восточная часть Молдавии, вошедшая в состав России, пошла по пути сближения с русской экономикой, общественной жизнью и культурой…».

     Поэма «Цыганы». Анонс романизированной (романтической) «пушкинистики».
Пушкин однажды пошёл гулять и забрёл в табор к цыганам. Там влюбился в цыганку. Описал быт табора, свою любовь в образе Алеко. Поэма считается автобиографической.
В школах ученики читают, изучают,… продвинутые юнцы думают…
Бред не бред? Но, ведь, настойчиво рекомендовано минобразованием…
Поэт хоть и на низшей должности в ведомстве МИДа, но звание - то у него – дипломат.
Перемещение по неспокойной, загородной территории области, ему в одиночку запрещено, только в составе армейской вооружённой группы сопровождения.
Относительно безопасным, с натяжкой, было восточное направление в сторону Одессы.
Не смирившееся с потерей восточных земель, турки вели себя агрессивно к жителям Бессарабии. Крали людей, превращали в рабов. Уводили молодых женщин. Хищение скота было постоянным. Разоряли от злобы жилища непокорного туркам народа.
Вооружённые постоянные налёты, грабили, убивали. Пропаганда среди населения запада о потере выхода к морю и уже местные, выросшие в армию, хорошо вооружённые, делали налёты на Бессарабскую область, не хуже турок.
Весь этот беспредел, вплоть до начала Первой мировой войны, сдерживала армейская группировка царского воинства Бессарабского направления.

     Поэма поэта Пушкина Александра Сергеевича, совсем о другом…
Мастере глубокого литературного подтекста, обусловленного событиями тех лет, секретностью своей работы, плюс церковный идеологический контроль и цензура власти.
Но и об этом. Любовь, жизнь, трагедия.

Совсем не зря поэт закончил поэму эпилогом таких строк. Фрагмент.

ЭПИЛОГ

«Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживляются виденья
То светлых, то печальных дней.

В стране, где долго, долго брани
Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый
Еще шумит минувшей славой,
Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,…»

     Удивителен и показателен другой смысл в последней строке. Мирные цыганы и это было правдой. Местные бессарабские, молдавские…
Поэт уточняет, они кочуют только по Бессарабии. Их родина, территория обитания, быт, жизнь.
Кочевой народ, табор ищет лучших условий проживания… А границы земли малых размеров, всего лишь восточная область, на большей территории, хозяйничают турки.
Зачем кочевать только по Бессарабии?
Этот, удивительный, на первый взгляд, наивный вопрос, задавали сами себе и друг другу самодеятельные «пушкинисты» в прошлом веке.
Рассуждения совсем простые, на небольшой территории проживания, цыганы должны осесть, обзавестись хозяйством, выживать.
Тем более, цыганский табор не один, их много… Количество народа внушительное.

«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют».

Кочуют шумною толпою… Пушкин, знаток русской словесности, толпа может быть и до тысячи народу. Пишет,
«В шатрах изодранных ночуют».
Не в одном шатре, тогда звался «турецкого типа», аналогия палатки до 20 человек.

Несколько шатров и мирных цыган за сотни.
Что имел ввиду поэт этой фразой?
То, что поэма «Цыганы», романтической «пушкинистикой», сюжет её уведён в сторону…, читаем академическое определение из энциклопедий,

«Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском».

Ни слова учёных «пушкиноведения» о страшном… Обстановке тех лет, времени непрекращающейся войны цыган за своё существование,
               
                «… виденья
То светлых, то печальных дней.

В стране, где долго, долго брани
Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал,…».

     Иммиграция цыган в Северное Причерноморье, годы, о коих поэт писал поэму «Цыганы».
Со времени конца 18 столетия, с начала 19 века,
«Мир 1812 года принес избавление от турецкого ига только населению восточной части Молдавии. Западная же часть еще ряд десятилетий находилась под «властью Турции…».
Движение, перемещение цыганского народа – переселенцев иноземцев, за поиск лучших территорий для проживания, был ограничен. Земли Херсонской губернии были заняты другими этническими  общинами, они не терпели соседство цыган.
И им оставалась малая часть восточной части Молдавии, перешедшая в подчинение Российской империи. При условии лояльности к царскому правлению.
Цыганы тех лет под власть турок не шли, из – за отношения к ним, не считавших их за людей.
В Молдавии были родственники ранних переселенцев, что хоть в малой степени облегчало существование после прибытия в Бессарабию.
Голод тех лет многих переселенцев стопорил, возвращались обратно до Египта.
Основную преграду прибывшим лишним ртам, ставили местные, обжившие эти места, общины бессарабских цыган.

     Справка.
«Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган…».
Местные бессарабские цыганы приняли условия русских царей – стать русскими цыганами. Платили налоги и добровольно стали на защиту своих земель. Армия добровольцев нескольких таборов защищала границы с западной, под властью Османской империи, территории. С юга по морю, от,  саранчой, прибывающих на поселение иноземцев, в том числе цыган с Африки, Средиземноморья.

     Так почему поэт Пушкин начал поэму словами,
«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют…»
Совсем не от развесёлой жизни кочуют, не от привычки кочевой жизни…
Они охраняют малую восточную часть Молдавии, свою землю Бессарабию от врагов.
Двадцатые годы девятнадцатого столетия.
«Две трети молдавских цыган жили оседло - это были землепашцы и дворовые крепостные. Существовали посёлки с цыганским населением, такие как Кырланы, Вылконешть, Долно, Лозово…».
В то время считалось, родина цыган, Египет. Исследования 20 века опровергли, Индия.
Свидетельство более поздних лет, чем описываемые события в поэме. Нам необходимо к  характеристике времени.
«Царским правительством предпринимались попытки форсированно перевести кочевых бессарабских цыган на оседлость; с этой целью в 1836 году были выделены значительные ассигнования на создание двух поселений с характерными названиями Каир и Фараоновка…».

     К характеристике населения того времени и десятилетий позднее. Читателю станет понятнее тема, цыганы – воины. Из энциклопедий.
«… о народностях.
Их в Бессарабской губернии было много, и по данным о вероисповеданиях можно сделать выводы лишь об одной — евреях (известия о жительстве их в Бессарабии восходят к XVI веку).

После присоединения Бессарабии к Российской империи, её территория вошла в черту оседлости, где дозволялось жить евреям…
К началу колонизации в Бессарабской области было около 49 тысяч евреев (около 11 % от всего населения края)…

Число молдаван… «около половины населения»…
 
Немецкие колонисты стали селиться с 1814 года в Аккерманском уезде, где им принадлежало более половины земли. Болгары многочисленнее немцев, их колонии были расположены в Бендерском и Измаильском уездах. Немецкие и болгарские колонисты занимались земледелием, садоводством и виноделием и благодаря большим наделам, долгому пользованию правами и привилегиями и заботливости прежнего колониального управления достигли большого благосостояния.

Цыгане, которые явились в румынских княжествах с XV века, многочисленнее, чем в какой бы то ни было части России. По Кеппену, их считается здесь 18 788 человек обоего пола; все они православного исповедания…».
Многие другие народности, разных многочисленных национальностей, в том числе переселенцев, ежедневно прибывающих, численностью в одну – две семьи, по которым и учёт – то не вёлся. Мигрировали постоянно.

     Православные цыганы нуждались в защите православия!
Несмотря на сложную политическую обстановку, соседство Бессарабии, значит, Российской империи с Османской, турецкой, жизнь народов медленно, но улучшалась. Зажиточная прослойка нуждалась в защите своих хозяйств. Надо было охранять границы районов проживания. Внешние границы, где и выход к Чёрному морю. Наличие и присутствие царской армии не гарантировало и половины спокойствия вновь образованных российских земель – Северное Причерноморье.
Александр Сергеевич Пушкин, в поэме «Цыганы», сложным подтекстом – «пушкинским шифром», вывел цыганский народ защитниками бессарабского края.
Помощники – добровольцы, организованные в несколько дружин – табор. Приобретённый опыт в Отечественную войну, бесстрашие, умная хитрость. Великолепные разведчики от природы.
«… благодаря своему армейскому прошлому, русские цыгане, (в Бессарабии стали после присоединения), быстро и чётко реагировали на серьёзные войны. Когда в 1812 году в Россию пришёл Наполеон, парни из семей русских цыган массово подались в уланы и даже в гусары (солдаты на лошадях с саблей). Их семьи жертвовали на армию крупные суммы и табуны лошадей скакунов…».
 
     Дозором защитить свою родину, семьи, многочисленные народности – соседи бессарабской земли, свою духовную веру, религию, своё православие. Смысл начального двустишия поэмы,
«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют…»

Толпа, это коллективная защита. Одна из форм полу армейского порядка построения невоенизированного подразделения.
Старшины за собранную плату, отправляют дружины кочевать, обходить дозором границы восточных молдавских земель. Разновидность наёмной армии.

     Пушкин – родоначальник поэзии русской словесности. Он определил, на основе поэтов Возрождения, построение текста стихотворной формы, коей и является поэма «Цыганы».
Начало стихотворения и конец стихотворения - делу венец.
Замысел в начальной части, конец стихотворения – итог.
В поэме «Цыганы» виден именно такой гениальный пушкинский подход сложения текста. Есть сложный литературный подтекст, секретность, цензура. Применён пушкинский шифр и его составляющее направление – код шифра. Плавное построение и апогей события.

     Всему  начало и всему конец. В таком виде Пушкин подводил свой итог работы в МИДе, находясь в ссылке, Кишинёв – Одесса. Должность – коллежский секретарь отдела, в администрации местного Губернатора, по работе с переселенцами в Северном Причерноморье.
Необходимость структуры МИДа в этом районе, после всех войн с Османской империей, установление границ, расселение переселенцев и беженцев, прежде всего, православных славян.
Иноземцев – переселенцев другой веры, пожелавших жить под флагом,
«Где старый наш орел двуглавый
Еще шумит минувшей славой,…».

     Итог словесника Пушкина: проводника русского языка на вновь образованных российских землях. Одна из причин романа на русском языке «Евгений Онегин», он, когда задумал писать в 1823 году, было…
Русские земли, Северное Причерноморье, стали называться  российскими, а язык общения людей был какой угодно, только не русский. Многие годы российская письменность отсутствовала в этом районе, книг не было.
Противостояние всех видов религии, угроза сепаратизма на протяжении всего 19 века.
«В отчете императору Александру III, временный Одесский генерал-губернатор Иосиф Гурко отмечал, что трудно назвать край «русским по духу» из-за большого количества «чуждых русскому народу элементов».
К этим элементам Гурко (сам выходец из белорусско-литовской шляхты) относил молдаван, татар, греков, евреев, болгарских и немецких колонистов».
Генерал-фельдмаршал Гурко, «с 9 января 1882 года по 7 июня 1883 года был временным Одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского военного округа».


     «Мидовец» Пушкин в своих поэмах о начале века, Губернатор Гурко даёт характеристику о конце столетия. Показатель, столица юга, Южная Пальмира – Одесса. Со слов поэта, там всё Европой дышало.
К середине столетия увядание итальянского присутствия, католической веры. Вторая половина знаменуется скрытой (временами боевыми действиями), войной между греками и евреями за вторую параллельную власть в городе. Многочисленные влиятельные диаспоры молдаван, болгар, немцев, поляков  не вмешиваются, поделили город, «варятся в собственном соку». Религиозные местные войны христиан с иудеями, стычки протестантов с католиками. Мусульмане в оппозиции ко всем. Православные желают всем мира, Одесса российская, считается славянской. Свыше 100 мелких национальностей города, вплоть до экзотических, религией непонятных, ни во что не вмешиваются, как правило, в услужении главенствующим национальностям, живут своими районами, домами. Свой же язык общения.

     Губернатор Гурко шлёт депешу императору: по – русски народ не говорит, русского духа в Северном Причерноморье нет, как нет его и в Бессарабии. Сами русские на своём русском языке, не говорят!
После торжеств на 80-летие поэта Пушкина, после 1879 года, установления памятника ему в 1889 году, с надписью, «А. С. Пушкину граждане Одессы», город вдруг, как по взмаху дирижёрской палочки заговорил дружно на русском языке. Язык общения стал распространённым повсеместным. Появился русский дух у потомков всех переселенцев – иноземцев начала века.
Знаковые предпосылки к этому произошли в 1880 году. Окончательно свергается роль итальянцев в управлении городом, центральную улицу города «Итальянскую» переименовывают в «Пушкинскую»!
 
     Одесса, «город контрастов», с самого начала образования, управлялся «силами» второго денежного правительства. Администрация сама по себе, народное правление само по себе. Оправдывала название Южная Пальмира в полной мере, открытые ворота торговли, где стихия цен,  денег, наличия товара не признавала национальности, диктат власти, языковых барьеров, политического строя. Звание, коммерческий город, коммерческие денежно – товарные отношения. Хозрасчёт, прибыль, убыль. Дебет кредет, бизнес, спекуляция, нажива…, всегда!
Поэт Пушкин, проживая в городе 13 месяцев, был втиснут в обойму торговли. Он работал «мидовцем» в Одесском морском порту,
«         … мы, ребята без печали,
 Среди заботливых купцов,…»

Уместна справка.
«Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года…, взимать с них сообразные сословию налоги и подати…, русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало…
В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган…».


     Поэма «Цыганы» мемуарная, на воспоминаниях поэта, как работал в Министерстве иностранных дел, по времени, до периода Михайловской ссылки.

Начало мемуаров Пушкина.
«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют…»

Конец мемуаров Пушкина.
«В стране, где долго, долго брани
Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый
Еще шумит минувшей славой,
Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,…»

Александр Сергеевич в Михайловском закончил писать мемуары в стихах. Бывший «мидовец» вспоминает свою службу, со стороны видит, размышляет,
«Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,…»

Поэт встречал мирных цыганов, но не жил среди них… Его слова с явным смыслом и значением, а как забавная романтическая «пушкинистика» переделала их, мистифицируя всё произведение под любовный миф с цыганкой Земфирой в жизни гения! Результат мистификаций, много – много женщин, чтобы было у Пушкина и разных …

     Естественный вопрос… В чём тогда смысл середины произведения, объёмного, внушительного, крупной формы?
Ответ. О вечном -  любовь, восторг. Жизнь, быт…, бедность. Дети, счастливое детство их будущее. Практичность цыган, предприимчивость, вековые устои продолжение здорового рода. Законы существования народа.
О защите религии кочевого народа, православия цыган.
   
   -----
   «В шатре одном старик не спит;
   -----
   Его молоденькая дочь
   Пошла гулять в пустынном поле.
   -----
   Земфиры нет как нет; и стынет
   Убогий ужин старика.

   Но вот она; за нею следом
   По степи юноша спешит;
   Цыгану вовсе он неведом.
   «Отец мой, — дева говорит, —
   Веду я гостя; за курганом
   Его в пустыне я нашла                (переселенцы – иноземцы, были и одиночки иммигранты)
   И в табор на ночь зазвала.
   Он хочет быть как мы цыганом;
   Его преследует закон,
   Но я ему подругой буду
   Его зовут Алеко — он
    Готов идти за мною всюду».

     Имя Алеко для поэмы символично. На то время происхождение цыган было – Египет. Пушкин ввёл историческое лицо епископа, как защитника православия. Границы Северного Причерноморья, Бессарабию, одолевали не христиане, нехристи, и по -  цыганскому, в том числе, выражению.
Из энциклопедий.               
«Святой Александр Египетский, епископ Александрийский, первым выступил в роли защитника православия против арианства. В 320 или 321 году он даже созвал собор в Александрии, на котором выступил с анафемой на Ария и его приверженцев. Не изменил он своих убеждений и позднее, в 325 году, на Никейском соборе, показав себя страстным почитателем и сторонником православной веры. Одно из его писем приводит в своих работах великий философ Сократ, другое Феодорит. Умер святой Александр в 326 году, со временем получил фамилию Алеко».
   
«Его преследует закон,
   -----
   Его зовут Алеко…»
Закон арианства преследовал Александра Египетского – Алеко.

     Академическая «пушкинистика» пишет, в поэму, имя Александр, поэт ввёл специально. Себя, это он, жил в таборе, изучал быт.  …  (подженился?)
Её понять можно, идеология стопорила… Она ловчила, святого епископа игнорировала крайне  неудачно.
Наука в «пушкиноведении» оставила за бортом исследований, временные события обстановки того отрезка времени…
… Пушкинский глубокий подтекст – шифр, влияние жёсткой цензуры к ссыльному и ему самое время, радостно вскричать, как на века обвёл вокруг пальца учёных,
«… бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!».

     Понять исследователя биографии Пушкина, Щёголева П.Е. можно.
В Союзе религия была под запретом. Никаких святых школе возбранялось знать. Вот и придумал шалуна Пушкина, его любовную связь с цыганкой Земфирой. Что это обернётся жуткой мистификацией, живо и восторженно подхваченное дамской «пушкинистикой, переросшее в фальсификацию страниц биографии гения поэзии, Щёголева вряд ли волновало.
Не раз был уличён литературным сообществом, в виртуозном сочинительстве разного рода придумок.

     Уникальное совпадение!?
Пушкин написал, отредактировал, подготовил издателям поэму «Цыганы». Читаем.
«В 1825 г. Пушкин опубликовал отрывок из поэмы (первые 93 стиха) в алманахе "Полярная звезда". Также в ноябре 1825 г. Пушкин напечатал фрагмент из поэмы (259-266 и 271-282) под заголовком "Цыганская песня" в журнале «Московский Телеграф».

Дата одна, ноябрь 1825 года.

Около 7 ноября 1825 года, датировка письма А.С. Пушкина, своему денежному (мешку) на издания,  князю Вяземскому.
«Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!».

     Князь Вяземский в этот период, очень ревниво и, как масонский куратор – руководитель, следил за подчинённым Пушкиным. Осталось совсем немного до даты «декабрьского» восстания 1825 года и оно готовилось заранее. Александр Сергеевич с братом Львом организовали второй параллельный, тайный архив произведений поэта. Князь после смерти поэта зло сетовал, что было у брата, ему не досталось.
В «непечатных» биографиях, «самиздате» прошлого века было, выкрик поэта, «ай да Пушкин! ай да сукин сын!», не имел отношения к «… Годунову».
Пушкин банально отвлекал своего «благодетеля» от других произведений. Мол, «Борис Годунов» на издание твой, но это всё…
Соглядатай Вяземский, «тень поэта»,  положил глаз на всё, без исключения, наследие Пушкина. На том основании, будущий гений их – «братства» масонов, должен служить им, они его продвигают, прославляют.

     В прошлом веке, известная фраза, ставшей со временем крылатой, как – то потерялась в разгадке, по какому поводу она произнесена Пушкиным. Сейчас, анализируя сложность поэмы «Цыганы», и относительно простого для восприятия читателем «… Годунова», я утверждаю…
Пушкин обыгрывал написанное и готовое увидеть свет двух поэм, отдавал предпочтение,
 конечно же,  своим мемуарам «Цыганы». Его жизнь, его биография, работа в МИДе, эмоции от воспоминаний, а не далёкие годы царей, отвлечённая тема времён Годунова.
Ноябрь 1825 года и совсем не совпадение выражение на века,   
«ай да Пушкин! ай да сукин сын!».



Конец цикла. Одесский период, Пушкин, МИД…