Капкан, или По праву Короля

Елена Шундикова
"Капкан"*, или По праву Короля

Не ходил он – скорее, похаживал,
Извинялся, с прищуром поглаживал
Суховатой ладонью карман -
Будто в сердце заноза, изъян.
Не смотрел ей в глаза, а поглядывал,
Словно петлю потуже наматывал,
Засмеется и тут же оглянется,
А губами так к ручке и тянется.
Кавалеры, поклонники, судари
Проглядели в сопернике ухаря;
Мельтешили толпою пустой,
Пока тот извивался гюрзой.

Полусогнут, ничтожен, послушен,
Вроде мелок и вроде не нужен,
Но все ближе и ближе он к ней
И в какой-то из пасмурных дней,
Расправляя ухмылку в оскал,
Горделивый вельможный фискал,
Покидая притихший дворец,
Королеву ведет под венец.

Что ж она? Холодна и бледна...
Лишь с укором глядит в образа:
- Коль средь подданных мало сердец -
Пусть им правит умелый делец!
Я ждала, видит бог, я ждала,
Но корона одной тяжела.
Все твердят, что он плут и хитрец,
Но поверьте, духовный отец,
Лучше дело корыстное, страсть,
Чем безвольная, слабая власть!
- Что ж, дитя моё, правда твоя...
Трону нужно узнать Короля.
Но сумеешь ли верой служить
И в покорности робкой прожить?
- Дело сделано, выхода нет, -
Был невесты короткий ответ.

Жаль не знала слепая душа,
Что расчеты не стоят гроша.
Через год она сына родит,
Но любви это не распалит.
Муж отравит ей жизнь как никто,
Королева отравит вино...

- Я грешна, отче наш, я грешна!
Я и счастьем, и болью полна,
Муж мой жалкий во гробе лежит,
А возлюбленный в спальню спешит!
- Дочь моя, наконец влюблена?
- Влюблена и любовью пьяна!
Решено, что уже к сентябрю
Поведет он меня к алтарю.
- Что ж, дитя моё, правда твоя...
Сыну нужен пример Короля.
Но сумеешь ли чувства хранить
И послушной супругою быть?
- Дело сделано, выхода нет, -
Прозвучал уж знакомый ответ.

Тут и должен быть сказу конец,
Но шептался углами дворец,
Что жених пустослов и повеса,
Не составит в делах интереса,
Да к тому же уж дважды вдовец
И охотник до дамских сердец.
Королева, от страсти остыв,
Клятву вновь променяв на порыв,
Заподозрив супруга в измене,
Ищет повода к новой замене.

- Дочь моя, отчего ты грустна?
- Не того я взяла Короля...
От любви не осталось следа,
Утекла, как сквозь пальцы вода.
Но я стала бы дальше терпеть,
Если б смог он как прошлый уметь
Государством моим управлять
И налоги с народа взимать.
Решено! Объявляю войну,
Пусть пополнит худую казну!
- Что ж, дитя моё, правда твоя...
От походов престол Короля
Будет прочен и славой храним,
Сохранишь ли влиянье над ним?
- Дело сделано, выхода нет, -
Однозначный раздался ответ.

В том походе Король был убит
И положен врагами на щит.
Оскудели сады и поля,
Пока кровью питалась земля.
Холод лютый стоял во дворце,
Смерть жила на гранитном крыльце...

- Дочь моя, отчего ты дрожишь
И куда ты босая бежишь?
- Отче наш, я спасенье нашла,
Весть благая под вечер пришла!
Наш сосед со стальною рукой
Предлагает мне статься женой!
- Он жестокий тиран и мучитель!
- Будет с сыном нам верный спаситель!
- Что ж, дитя моё, правда твоя...
Не сыскать лучше нам Короля,
Но как будешь ты низко стоять
И обиды его принимать?
- Дело сделано, выхода нет, -
Обреченный раздался ответ.

Свадьба скоро и тихо решилась,
Тот час власть Короля разъяснилась.
Из похода вернулся с победой
И с ларцами дублонов к обеду.
Королеве велел вышивать
И покои свои навещать
Дважды в месяц: как схлынет луна
И как выпьет он много вина.
Королевича принял с укором,
Да с готовым уже приговором:
Не шуметь, не шалить, не лениться,
А весь день в кабинетах учиться.
Мать хотела спросить дозволенья
Проводить с сыном время за чтеньем,
Побледнели все фрейлины враз -
Так жесток был и резок отказ.

Не неделя прошла и не год...
Королева, устав от невзгод,
Без борьбы и без тени сомнения
Короля бьет по рыжему темени.
Прячет в платье кровавый металл
И кричит, будто сам муж упал.

- Дочь моя, отчего ты тиха?
- Искупления жажду греха.
Ты меня вопрошал каждый раз,
Каждый раз снова слышал отказ.
Наконец-то я всё поняла...
Я судьбе заглянула в глаза.
Королеве не нужен учитель,
Муж, любовник, иной покровитель!
Королеве не нужен Король,
У меня здесь заглавная роль!
- Что ж, дитя моё, правда твоя...
Ты для подданных хлеб и земля,
Утешенье, защита и грудь,
Что в беде позволяет прильнуть.
Но сумеешь ли ты по закону
Лишить сына короны и трона?
- «Дело сделано, выхода нет» -
Прозвучал бы когда-то ответ,
Но теперь я суровый судья
Что играет по праву ферзя:
По закону его не убрать,
Мне придется мальчишку сослать
В монастырь, на твое попеченье,
Пусть продолжит своё обученье.

Вдруг разверзлась закрытая дверь!
Слуги скопом толпятся за ней
Впереди же, во свете свечей,
Королевич со свитой мечей.
- Как посмел ты? А ну, пойди прочь!
Ум твой застит безлунная ночь?
Пред тобой Королева и мать!
Прошептал он тихонечко: «Взять.
В башне ей отведите покой
И приставьте особый конвой.
Чтоб ни слова, ни взгляда, ни жеста!
Выйдет позже Христова невеста»
Под ужасный проклятия стон,
Королеву отправили вон.

Тут священник так тяжко вздохнул,
Что Король предложил ему стул.
- Мальчик мой, потрясен я тобой.
И хочу обратиться с мольбой:
Не позволь осквернить ей обитель,
Не простит нам такого Властитель.
- Будь по-твойму, - Король отвечал,
Не скрывая сыновью печаль.

- Как ты вырос и как возмужал...
Кто ж твоим воспитателем стал?
- Ум и ловкость оставил отец,
Первый отчим, хоть не был мудрец,
Доброту мне привил и уменье
Находить в самом малом Творенье.
А последний – что деспотом слыл,
Быть мужчиной меня научил.
Храбрый воин, умелый правитель
И отчизны моей избавитель
Не заслуживал смерти такой...
Это стало последней чертой.

Тут погладил наследник карман –
Будто в сердце заноза, изъян.
- Как же боль мне мою выносить,
Как обиду простить и забыть?
Дай совет, отче мой, не скупись.
- Бог поможет, живи и трудись,
Мир у ног твоих – смело берись,
Вверх смотри, на судьбу не сердись,
Заклинаю – будь смелым, борись!
Но пока, мальчик мой... НЕ ЖЕНИСЬ!

*«Капкан» — ловушка в шахматах, приводящая к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.