Не знаю, хотел ли автор сборника «Что ивы мне наговорят» Владимир Мерзляков, участник литературного объединения «Родного края голоса» в Елово, дарить мне свою книгу. Разные бывают последствия от таких подарков критикам. Например, поэт из Ижевска Павел Манохин, руководитель литературного объединения «Прикосновение», подарил мне в ответ на отзыв рогатку. Уже в позапрошлом веке поэт Яков Полонский (1819 – 1898), сам будучи и поэтом, и литературным критиком, предвидя несовпадение интерпретаций, писал:
Зачем стихи, зачем не проза?
Зачем не тополь, а береза?
Зачем не лето, а зима –
Не свет, а тьма и вечно тьма.
Когда стихи журчат и льются,
И свежи, как поток лесной,
Или, как черти над водой,
Поют, и воют, и смеются,-
Я вслед за ними уношусь
И ближе к жизни становлюсь.
Книгу эту я получила в прекрасной теплой обстановке творческого общения, встречи друзей от Галины Евдокимовой на Открытом некоммерческом фестивале «Олегово логово» в Гамах под Воткинском. Пусть Галина и несет все последствия этой кармы (карма, как известно, действия, поступки).
Очень понравились стихи «Манит лист строкою неизведанной…», «Есть в слове тайные начала…», « Предначертанному свыше…», « Постигнуть истину и смысл…», «Пусть сомненья мои истерты…», « Господи! К тебе мои молитвы…».
У меня возникла мысль некоторые стихи из сборника перепечатать и послать текст по почте Владимиру Рябову, талантливому певцу и музыканту, (который тоже был на «Олеговом логове»), например, «Листья сброшены, запорошена…», «В этих днях весенних…», « Переулками бродит весна…». Я однажды подарила ему книгу стихов Николая Байтерякова, его заинтересовали переводы этого удмуртского поэта, сделанные Олегом Поскребышевым, и он написал несколько песен. С их исполнением Владимир Рябов успешно участвовал в Грушинском фестивале, в фестивале в Галаново «Наполним музыкой сердца…», в Вавожском Гришинском фестивале.А с песнями на стихи Игоря Царева Рябов стал лауреатом Международной литературной премии имени Игоря Царева (Москва) в номинации «Музыкальные произведения» ( главный судья конкурса автор проекта «Старое радио» композитор Юрий Метелкин), дипломантом Всероссийского конкурса авторской песни Михаила Ножкина, победителем регионального тура Международных парадельфийских игр в номинации «Музыкальные ансамбли». Владимир Рябов тонко чувствует поэзию, прекрасно передает настроение стихотворения музыкальными средствами.
А стихотворение «Мысли ночью, как рваные клочья…» мне захотелось послать в Братск Татьяне Безридной, она по нескольку месяцев живет в Ижевске, активно участвует в литературном процессе, недавно была экспертом поэтического конкурса на международном фестивале «Окно в небо» в Завьялово (Удмуртия), провела для поэтов мастер – класс, определила победителей поэтического конкурса фестиваля. И неудивительно: Татьяна Безридная окончила в Литературный институт им. А. М. Горького семинар Андрея Витальевича Василевского, главного редактора журнала "Новый мир". За время обучения в институте подготовила к печати и издала книжку стихов "Капризный воздух", окончила институт по специальности "Поэзия". Вошла в число лауреатов "Илья-Премии", в лонг-лист премии фестиваля "Заблудившийся трамвай" , неоднократно была номинирована на премию "Поэт года" от сайта "Стихи.ру". Постоянный участник Международного Фестиваля Поэзии на Байкале им. Анатолия Кобенкова, который считает одним из лучших поэтических мероприятий в России. Член Союза Российских Писателей, в 2013 году получила грант на издание книги, в результате чего появилась книжка стихов "Переводы с небесного".
Быть автором хорошего стихотворения – совсем не мало. Некоторым широко известным христоматийным поэтам за всю жизнь удалось создать два – три ( а иногда и одно!) стихотворения, которые остались в памяти. Я бы отнесла к таким «хорошим» стихотворения «Не смотри в глаза печально…», «Так бы и жил…», «Иглою тонкой вышито на ткани…»
В стихотворении «Протяжный зов издалека…» очень понравилась наполненная глубоким философским содержанием, непреходящей восточной мудростью строка «Весны прошедшей красота/ Есть и в круженье листопада!». Такая многослойность смысла в ней, такая напластованность наблюдений, размышлений!..
В стихотворении «Дай какой – нибудь знак…» метафора «печали поленья» в строчках «И стихами, и прозой/ Бросаю печали поленья» была свежа, совершенно неистерта, насколько я знаю, другими поэтами не использовалась. А создать что – то новое в великой обширной талантливейшей русской поэзии – это почти невозможно! Поздравляю, Владимир!
Остановили, заворожили строки из стихотворения «Тишина. Предрассветная даль…»
Тает снег, тает лёд в руках
И сбегает водою талой…
В них есть какой – то особый ритм, музыкальность, сочетающаяся с ассонансами (лед - талой и тает – тает- сбегает).
Я предложила бы доработать стихи на странице 40 и 41. Предложила бы, но не предложу. Быть может, автор предпочитает оставлять стихи такими, какими они ему пришли, ценит свежесть эмоции, которую легко утерять при доработке. А может, он просто не умеет работать над стихом, не знает, как это делать. В любом случае автору виднее.
Спасибо за книгу.
Продолжим внимательное чтение…