11. Урок 7

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 7

Я не вижу саму «реальность» такой, какой сотворил её Бог, а только то, что представляет о ней мой «разум».

Упр. 1. Что же необходимо для того, чтобы увидеть «реальность» такой, какой она является по божественному «замыслу»? Это достаточно просто сделать! Загляни в свой «разум»… Что в нём есть самого тайного, сокровенного и интимного? Того, чего не знает никто кроме тебя. Оно содержит в себе то, чем ты гордишься и то, чего ты стыдишься. … Что же это? – Это твоя «совесть»!
Она - причина того, что всё тобою видимое ничего не значит для тебя, ибо видишь ли ты это или не видишь, ты не делаешься от этого «счастливым»;
Она - причина, по которой всё видимое ты отделил от «нравственности»;
Она - причина, по которой ты не понимаешь сути «вещей»;
Она - причина того, что твоё «познание» далеко от Истины. Так как твои «мысли» не имеют отношения к «реальности», а являются твоим «умозрением»;
Она - причина того, что твой «разум» разделён и расстроен. А вовсе не по тому, что ты недостаточно талантлив, умён или образован;
Она - причина всех твоих скорбей и страданий, ибо ты «веришь» в то, чего нет.
Попробуй осмыслить утверждения, предложенные в упражнении, имея в виду контекст Комментария 1. Согласен ли ты с ними? Если ты не согласен, попробуй сформулировать причины своего несогласия и представь их на суд Писания и своих духовных советчиков.

Упр. 2. Взгляни, к примеру, на свою чашку. [1] Припомни весь свой с нею связанный прошлый опыт: как ты, желая выпить воды, чаю или ещё чего-либо, брал её в руки; как пил из неё во время завтрака, обеда или ужина, губами прикасаясь к кромке, и т.п. А каково было твоё эстетическое отношение к чашке – к этой, и к тем, которые были у тебя до неё? Кого ты благодарил за подарок? Как огорчался, когда она разбивалась? Что ты знаешь и помнишь о тех, кто дарил тебе чашки в прошлом? Задумывался ли ты о том, какую связь имели все побывавшие в твоих руках чашки, с твоими добронравственными отношениями с этими людьми. Теперь, когда ты вспомнил всё это, ответь, - «Разве не присутствовал постоянно этим добром и благом с тобою рядом Бог, когда ты брал в свои руки эту чашку. Или любую другую, которая была у тебя до неё?» Вот теперь ты действительно видишь суть и «реальность» этой чашки!
Перед выполнением этого упражнения обратись к Комментарию 2. И постоянно помни, при выполнении упражнения о первенстве нравственности в «реальности» божественного «замысла».

[1] Или на что-то другое, что более удобно для тебя.

Упр. 3. Смысл и «идея» это упражнения, заключаются в Комментарии 3. Если ты признаёшь её, соотнеси эту «идею» со всеми без исключения зрительными «образами», на которые упал твой взгляд. К примеру:
Я вижу «облако». Как и от кого узнал я об «облаках»?
Идёт «дождь». От кого я узнал о «дожде»?
Я вижу себя в «зеркале». Как и от кого, я узнал о своём появлении на свет?
Я вижу, едет машин, летит самолёт... и т.д. и т.п.
Я вижу дерево, дует ветер… и т.д. и т.п. 
Мыслить можно не только о тех людях, с которыми ты был знаком лично, но и о тех, от которых ты что-то узнал из книг, журналов, газет. С экрана телевизора, с киноэкрана или с монитора компьютера. Всё зависит только от количества той «доброты», которое ты готов вместить или поместить в своей «душе». Не задерживайся взглядом на каком-то одном «образе», но ничего не упускай намеренно. Бросив беглый взгляд и зафиксировав его на одном «образе», переходи к другому. Трёх или четырёх «образов» для практики продолжительностью около минуты на каждый «образ», будет вполне достаточно.

Комментарий 1. «Идея» этого урока особо трудна для восприятия «ветхого» человека. Что такое «реальность» и как её правильно воспринимать? Однако именно она является логической основой и продолжением всех предыдущих уроков. «Реальность», каковой сотворил её Бог, это вездесущее соприсутствие «нетварного» и «тварного». Бога и человека. – «Бог есть всяческая во всём!» Всякая «вещь» существует постольку, поскольку Бог промышляет о ней, присутствуя в ней своей божественной «энергией» или своим «действием». А в человеке Он присутствует не только своей божественной «энергией» или «действием», но и своим божественным «образом». Поэтому и говорится, что человек, - избранная и возлюбленная Богом «тварь», которую Бог хочет видеть равной себе. С человеком Он хочет «общаться» в любви. Ради этого, Бог так сделал всё, чтобы быть как можно ближе к человеку. В каждой «вещи», которую человек может взять в свои руки. В каждом «образе», который человек может видеть и в каждой «мысли», которая может придти к человеку в его «разум». Всё наполнено любовью Бога к человеку. Нет ничего безнравственного, некрасивого и бессовестного в том, что окружает человека. [2] Напоследок, Он сам себя отдал в руки человеческого суда. Такова «реальность».

[2] Конечно, если сам «ветхий» человек не извратит и не изуродует всё вокруг себя, в своей бессовестности и безнравственности.

Комментарий 2. Прежние концепции «реальности» неимоверно трудно опровергнуть, поскольку все они основываются на твоей «вере», либо в самого себя, либо в своё «эго». В любом случае, прежние концепции «реальности» далеки от того, чтобы «нравственность» и любовь играли в них первейшую, бытийнопологающую роль. Вот почему они так естественно и просто тебе подходят, в твоей «ветхости». Если же ты осознаёшь свою «ветхость», то эта новая христианская концепция «реальности» уже не покажется тебе столь странной, как поначалу.

Комментарий 3. Взгляни вокруг себя. Ведь то, что было сказано во втором упражнении, равной мере относится ко всем «предметам», которые ты видишь. Ко всему видимому тобою. Обо всём, что ты видишь сейчас, ты когда-то спрашивал кого-то. И если ты был добр с тем, кого вопрошал, то он, по преимуществу,  пусть и не без каких-то искушений и трудностей, с любовью и обстоятельностью объяснял тебе это. Ни о чём не слышал ты вне той нравственной среды, которая составлялась из твоих отношений со многими людьми. В конечном итоге, ты ни о чём не узнавал без любви – без Бога!