10. Урок 6

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 6

Я огорчаюсь, поскольку вижу себя не таким, какой я есть на самом деле.

Упр. 1. Упражнения этого урока своей «идеей» также схожи с предыдущими уроками цикла. Необходимо, размышляя в течение краткого периода времени, от 1-ой минуты до 5-ти минут, назвать причину того огорчения, которое ты сейчас «созерцаешь» в себе. И ту форму (гнев, беспокойство, страх, угнетенность и т.д.), какой оно выражается. Например:
- Я «негодую» на себя, поскольку вижу, что в своём суждении о ком-то или о чём-то я совершенно неправ;
- Я «беспокоюсь» о чём-то в себе, поскольку вижу, что на самом деле не имею в себе чего-то, что вижу в других людях.

Упр. 2. Постарайся заметить ту последовательность, в которой приходят к тебе незавидные для тебя «мысли». Не обращая внимания на количественные показатели этого процесса. Пусть основой этого упражнения будет предположение о том, что «причина» предшествует «следствию». И проверь её на своих «мыслях», приходящих тебе. К примеру:
- Я «похвалил» себя за что-то или меня «похвалили»;
- Я «огорчился» потому, что у меня что-то не поучилось;
- Я «устыдился» из-за того, что в чём-то ошибся.
Заметь, какие «мысли», из этих или им подобных, обычно предшествуют другим.

Упр. 3. Попробуй критиковать самого себя за те «мысли», которые, как тебе кажется, являются предшествующими другим. Особенно за те, которые предшествуют не одной, а двум, трём или ещё большему количеству «мыслей». В самом себе осуди те причины – свои «привычки» и «мнения», которые их вызывают. И те формы – «переживания» и «эмоции», в которых они проявляются. Допустим:
- Я «осудил» кого-то за что-то, и сказал, - «Я бы так никогда не сделал!» Потом же, я сотворил ещё худшее, чем тот, которого я «осудил»;
- У меня «получилось» что-то сделать и я расхвалился об этом. А оказалось, что у меня получилось случайно;
- Меня «похвалили» за что-то и я возгордился и стал думать, что я опытный профессионал, и допустил досадную ошибку.
После того, как ты несколько раз, в течение дня, совершал это упражнение, проанализируй вновь причинно-следственные связи в «мыслях», огорчающих тебя. Изменились ли они?! И если да, то как? При отрицательном результате, попробуй провести всю работу заново. Скорее всего, твой критический анализ оказался недостаточным. Возможно, тебе понадобится совет! Духовника, пастыря или, хотя бы, более опытного в «духовной жизни» человека.

Комментарий 1. «Идея» этого урока очень полезна тебе для осознания пустоты и необоснованности твоего «самомнения», которое и есть «эго». Она удобна в применении ко всему, что проявляется в тебе, в твоих отношениях с окружающими тебя людьми. И поэтому её можно успешно использовать в течение всего дня. Однако каждым трём или четырём выполнениям упражнения обязательно должен предшествовать период тщательного внутреннего «созерцания», - поиска проявления своей «гордыни» и её причин,  длящийся до 5-ти минут. Необходим строгий контроль «сознания» над этими процессами.

Комментарий 2. И снова ты заметишь, что некоторые «мысли» посещают тебя чаще, чем другие. Напомни себе, что их частота не означает их главенства в твоём «разуме» и не делает их причиной других твоих «мыслей». Задачей урока является попытка практически убедиться в «иллюзорности» своего «эго». Реально захотеть отказаться от высокого «мнения» о себе и от превозношения над другими людьми. Захотеть того, что Евангелие называет «смирением» и «кротостью».