Мытарства выпускника техникума

Алёна Кузьминых
 Самолёт приземлился в Пулково. Все пассажиры устремились к выходу, создав в проходе настоящую пробку. Мой телефон зазвонил. «Как не вовремя», - подумала я с раздражением. Звонил муж.
 - Алло, ты, где потерялась.
 - В самолёте. Выхожу уже.
 - А что так долго? Мы уже все тебя потеряли!
 - Вылет задержали. А как Иришка?
 - Она тебя в аэропорту ждёт.
 - Как в аэропорту? Она же на экзамене должна быть.
 - Она тебе всё расскажет.
 - У неё всё нормально? - с тревогой спросила я.
 - Она сама всё расскажет.

 Муж отключил телефон. «Вот что за человек! Никогда от него ничего вразумительного не дождёшься!» Очередь, наконец-то, начала продвигаться к выходу и я с нетерпением поспешила выбраться наружу.

 Иришка – это моя гордость, моё сокровище, которое я очень сильно люблю. Сейчас ей 19 лет.  Конечно, она строптива как дикая кошка, но очень добрая и жалостливая в душе, хотя и не любит это всем показывать.  Она у нас девочка очень целеустремлённая, но с сильно заниженной самооценкой. Ещё в три года пожелала стать строителем и до сих пор идёт к своей намеченной цели, правда с возрастом цель более конкретизировалась и приобрела направление, но об этом чуть-чуть позднее. С первого по четвёртый класс дочь была круглой отличницей, но потом я нашла работу и успеваемость её потихоньку скатилась до троек и четвёрок. Мы втроём – бабушка, папа и я бились с её ленью и упрямством, и наградой за это стал синий диплом без единой тройки. И только с художественной школой не было проблем: её Иришка посещала с завидной регулярностью с первого по девятый класс.

 После девятого класса я настояла на том, чтобы Иришкино образование продолжилось не в стенах школы и не в Казахстане. Это сложное и судьбоносное для всех решение принималось не наспех, а целый год. Ещё за год до получения дочерью диплома, мы съездили в Томск, обошли многие учебные заведения и остановили свой выбор на коммунально-строительном техникуме.  Почему именно на нём и именно в Томске, спросите Вы. Потому что именно это учебное заведение удовлетворяло всем нашим требованиям: обучение длилось всего четыре года, а не пять как в Омске, принимались дети после окончания девяти классов, а не одиннадцати как в Барнауле, и наконец, самое главное обучение велось по такой  специальности как архитектура, чего, кстати, не было в Новосибирске. Мы жили на тот момент в Восточно-Казахстанской области, и все вышеперечисленные города были расположены не так далеко от нашего родного Усть-Каменогорска.

 Четыре года пролетели быстро, но не незаметно. За это время мы столкнулись с множеством трудностей, но были и радостные события, о чём писать не буду, потому что это уже совсем другая история. Отмечу лишь, что к своему выпускному Иришка накопила толстенную папку с грамотами свидетельствующие об активном участии в жизни техникума и города, среди которых было немало грамот с присуждением Гран-при. И самое главное: получила Российское гражданство и диплом с отличием. Её дипломная работа - проект «Планетарий»  - был признан самым лучшим на курсе в 2018 году и отмечен деканом архитектурного факультета ТГАСУ.
 
 К этому времени Иришка окончательно определилась:  кем хочет быть и где продолжит дальнейшее образование. Решив всю свою жизнь посвятить архитектуре, все её помыслы устремились в Санкт-Петербург. Однако мы понимали, что одного желания будет маловато и Иришка продолжала учиться. Весь последний год дочь посещала курсы по рисунку в ТГАСУ, курсы русского языка в политехническом университете, занималась дополнительно с репетиторами на дому по русскому языку и математике.

 И вот наступил тот день, когда молодая девушка попрощалась с полюбившимся городом Томском, со своими друзьями и полетела в далёкий, но уже знакомый Санкт-Петербург. Первая неприятность поджидала у знакомых: пригласив пожить на время сдачи экзаменов у себя – через три дня выгнали. До сих пор не понятна причина такого поступка, их объяснения звучат весьма не убедительно. Иришке ничего не оставалось делать, как пойти жить в общежитие.

 И тут материнское сердце дрогнуло, не выдержало. Как бы я не храбрилась, как бы ни успокаивала всех и в первую очередь себя, что дочь взрослая и ей пора привыкать к самостоятельности – я всё же чувствовала, как ей сейчас приходится тяжело. Сердце сжималось от одной только мысли, что девочку никто не поддержит на экзаменах, никто не приободрит, никто ей не поможет.

 Пока меня мучили угрызения совести, Иришка сдала свой первый экзамен в СПбГАСУ – русский язык и получила восемьдесят баллов. Могла бы получить и девяносто пять, но пятнадцать срезали за помарку?! Такую несправедливость нам пришлось, молча проглотить. А дочь по-прежнему заставляла меня тревожиться. По её ответам на мои вопросы я чувствовала, что с ней творится что-то неладное. В конце концов, бросив работу и сына на бабушку, я помчалась сломя голову вслед за дочерью, и как оказалось очень вовремя.

  Выйдя из здания аэропорта, я увидала дочь, и её заплаканное лицо не предвещало ничего хорошего. Отойдя в сторонку и присев на лавочку, я спросила:
 - Что случилось? Ты уже сдала экзамен по математике?
 -  Меня не допустили сегодня к экзамену, - и слёзы потекли с новой силой. – Я набрала по рисунку всего сорок пять баллов. А проходной балл – пятьдесят.

 Экзамен по рисунку «композиция» проходил вчера, а результаты известны стали только сегодня утром.
 
 Я обняла Иришку и стала гладить по голове, успокаивая:
 - Котёнок, это же не конец света! Зачем так убиваться из-за того что не прошла по конкурсу.  У тебя поданы документы  в университет промышленных технологий и дизайна. Ещё туда есть шанс поступить.
- Но я хочу быть архитектором, а не промышленным дизайнером.
Дочь продолжала плакать. Кто бы мог подумать, что дочь срежется на рисунке?! На любом другом: русском или скорее математике - мы допускали такую возможность, но рисунок.…  Еле сдерживая слёзы, и, всё ещё не до конца веря в произошедшее, я продолжала успокаивать дочь:
 - Зато у тебя появился шанс поступить в Академию Репина!  Год походишь к ним на курсы, дополнительно с художником позанимаешься и на следующий год попробуешь свои силы снова. А если бы поступила в ГАСУ, то уже никогда не стала оттуда переводиться – я же тебя знаю!
 - А если поступлю на промышленного дизайнера?
 - Отучишься год, и переведёшься на заочное отделение. Представляешь, у тебя будет сразу два высших образования.
- А если не поступлю?
- Котёнок, не забывай, что у тебя уже есть красный диплом, и ты сможешь устроиться на работу по профессии. Здесь в Питере найти работу больше шансов, чем в Томске и нам с папой будет легче, хотя бы за курсы платить не будем.
 Мои слава немного помогали: слёзы на лице дочери стали подсыхать.

 Поговорив недолго с мужем по телефону, мы с дочерью поехали в ГАСУ и подали апелляцию.  Рассмотрение назначили на понедельник. Конечно, шансов не было на то что поднимут баллы, но мы могли узнать какие ошибки были в рисунке, для того чтобы не допустить их в следующий раз.

 На следующий день я сняла однокомнатную квартиру на длительный срок, а ещё через день мы увидели неудачный рисунок. На листе формата А2 Иришка нарисовала довольно не плохо двенадцать фигур с врезкой. Главная претензия была к тектонике рисунка, что собственно оказалось справедливо. Обратили внимание и на черновую работу, которую тоже принимают во внимание при оценке творческого рисунка, чего Иришка совершенно не знала. Придралась комиссия и к незначительным деталям в рисунке. Я не специалист, чтобы с ними спорить и отстаивать то, в чём совсем не разбираюсь, поэтому выслушав речь комиссии, мы сделали самое лучшее, что смогли на данный момент – забрали документы.

 Внешний вид университета промышленных технологий и дизайна был не респектабельный.  Очень мрачное, серое  и неуютное здание чем-то напоминало техникум, который Иришка недавно закончила. Странно было видеть в культурной столице страны такое нелепое здание университета. Внутри было не лучше. Сколько бы мне не приходилось бывать в этом месте – народ словно вымер. Приёмная комиссия, сумевшая расположиться в фойе, всё время скучала в одиночестве. На все вопросы давали невразумительные и ошибочные ответы, отчего  мы поняли, что лучше обращаться на сайт, чем к тем двум «курицам» сидевшими за столиком на котором стояла табличка «Дизайн».

 Однажды для абитуриентов и их родителей провели экскурсию и разрешили посетить святую святых – кабинет, в котором хранились все достижения студентов с факультета промышленного дизайна. Иришка была шокирована увиденным. «У нас такие курсовые троечники делали» - поделилась она со мной, показывая на работу студента-отличника первого курса. Как потом выяснилось со слов родителей, этот университет становится для всех абитуриентов, как впрочем, и для нас,  просто запасным вариантом, когда в лучшие места не смогли уже поступить. И учились здесь не ради знаний, а ради диплома.

 Спустя неделю Иришка сдала три экзамена в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Баллы набрала средние и на бюджет не смогла поступить. Бюджетных мест всего было шесть, из них на тот момент два уже были заняты по неизвестным нам причинам. На предложение платного обучения мы единогласно отказались.

 Не скрою, таких плачевных результатов мы не предвидели, хотя и не отрицали такой возможности. Успокаиваем себя только тем, что получили своеобразный опыт и следующий год будет для нас более удачным. Иришка полна энтузиазма:
 - Буду ходить весь год на курсы в Академию Репина, и заниматься дополнительно с художником из этой же Академии. И если на следующий год не поступлю, буду поступать ещё и ещё.

 Хотелось бы мне на этой позитивной ноте закончить своё повествование, но всё-таки задам вопросы к раздумью. Почему после техникума, с красным дипломом и не малыми достижениями человек, желая продолжить дальнейшее образование по выбранной профессии, приравнивается к выпускникам общеобразовательных и художественных школ? Почему после ЕГЭ дети не должны сдавать общеобразовательные предметы, а после техникума должны не только сдавать их, но и доказывать ещё свою профессиональную пригодность? Почему считается, что человек хорошо знакомый с работой дизайнера и архитектора будет хуже учиться, чем те, кто об этом ещё не имеет никакого понятия?