Мои собаки

Любовь Мехтиева
     Я не фанатка собак, но почти всегда у нас жила какая-то собака. И некоторых я очень любила. Хотя таких были единицы. Самой первой был Буян.

     Буян.

     Папа купил его на рынке. Мы тогда жили на берегу реки, я была очень маленькой. И щенок был тоже маленьким, почти не умел есть, нуждался в уходе. Мама ругала папу за щенка, но папа сам взялся выхаживать Буяна. И выходил. Скоро превратился Буян в крупную овчарку немецкую. И по масти, и по стати. А  обучался как? Тут надо отдать должное и моему папе. Папа, видимо, очень полюбил Буяна и занимался им не на шутку. Буян умел ползать по пластунски, зимой он катал нас с сестрой на санках. Были такие санки, как настоящие деревянные сани, только детские. Мы с сестрой усядемся, папа Буяна впряжёт и пустит на гору, Буян тянет, а папа рядом идёт. Это по дороге в детский сад. На обратной дороге Буян бежит с горы стремительно, мы в санках сидим, смеёмся, а папа за нами следом, еле успевает.
     Конура у Буяна была отменная. Любила я залезть в эту конуру, где приятно пахло душистым сеном. Обниму его мохнатую шею и хорошо мне рядом с большой собакой.
     Наверное, были у Буяна в генах какие-то навыки сторожевой собаки. Умным был, не проявлял себя до времени, но сам принимал решения, без команды. Однажды забрался в дом вор. Мужчина зашёл во внутрь, не заметив собаки.Буян тихо сидел в конуре, пропустил вора и не подал ни звука. Когда "гость" оказался в комнате, следом в дом зашёл Буян. Увидав немецкую овчарку, тихо откуда-то появившуюся, вор страшно перепугался и заскочил на шкаф. Там и сидел, пока родители не появились.
     Вот каким был Буян!
    
     Второй случай. Вышел из тюрьмы один сосед по улице. Повстречались они с папой, сосед давай здороваться за руку и даже приобнял будто. Буян подошёл к нему, встал на задние лапы, а передними упёрся в грудь и зарычал. Сосед всё понял, вынул из кармана вытащенный у папы бумажник и вернул, извинившись.

     Очень мы все любили Буяна, да через год его не стало. Как это случилось? Была суровая зима, из-за реки к городу подступали волки. Собаки - желанная для них добыча. Буян был молодой пёс, видимо, подманили его волчицей да и увели в стаю, и не стало больше у нас самой лучшей собаки!

     Пират


     Эта история совсем короткая и не очень интересная. Пират был после Буяна. Серая лайка, которую взяли после пропавшего Буяна, никак не могла его заменить. То ли предназначение этой собаки было не то, то ли характер, только она совсем неинтеллигентная, обучению не поддавалась, лаять любила до безумия, на цепи просто зверела, пришлось её отпустить на волю вольную.



     Джульбарс и Жука


     Джульбарс и Жука были дедушкины охотничьи лайки. Джульбарс очень красивая сибирская лайка с пышным белым воротником, такими же белыми и пышными штанами, красивой мордочкой с скошенными, как у лаек, глазами. Я любила Джульбарса за красоту.
     А Жука была куда скромнее. Шерсть чёрная, не длинная, ни воротника тебе, ни штанов - одинаковая вся такая, но характером спокойная. Она была старше Джульбарса и давно уже служила дедушкиным помощником на охоте. Когда они возвращались из леса, дедушка кормил их, а мы с Женей перебирали шерсть в поисках клещей. Как правило, после леса у собак находилось несколько их штук, которых мы вытаскивали. Дедушкиных собак я любила, они как бы входили в состав дедушкиной-бабушкиной семьи неразрывно. Жука вскоре умерла, а Джульбарса через несколько лет пристрелили на одной свадьбе. Дедушке без собак нельзя никак, и тогда он купил годовалого пса, который сильно тосковал по своему хозяину. И которого пришлось отдать, иначе бы пёс умер от тоски. Об этой собаке я уже рассказала в "Немом поединке". А следующий мой рассказ пойдёт об одном своенравном и строптивом псе.

     Джек

     Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Вот и назвали мы этого щенка Джек. Даже не мы, а наши прежние соседи, которые принесли нам Джека на новую квартиру вскоре после переезда. Сказали - овчарка. Ну, пока мелким был, голова точно, как у овчарки. А стал подрастать, лапы коротковаты, уши великоваты, морда длинная, хвост кольцом, характер ... не приведи такого в дом!

     Джек и правда никого не признавал. Он со всеми был на равных, по крайней мере, а лучше сказать - никому не подчинялся. Вот как я опишу его поведение.

     Вздорным он был до ужаса. Лаял на всех. Жили мы уже в большом дворе, то есть, большом не по размеру - размером дворик был как раз небольшой, но в окружении девятиэтажек, где проживало в более чем двухстах квартирах, представьте, сколько людей, наш двор мог по праву считаться большим. А Джек, у которого была во владении "собственная квартира", не признавал такого ограничения, и как истинная дворняжка, считал весь двор по праву своим.

     Себе он позволял всё, что угодно, выходить из дома, когда вздумается, приходить ради того, чтобы поесть, да и это для него было необязательно - куча помоек вокруг, где всегда можно найти поживу... Он бдительно следил за народом, своих жильцов двора он знал, а вот если кто мало знакомый ему, наблюдал внимательно, если видел пьяных, лаял неуёмно и  никак его невозможно было отогнать. Будет лаять и нападать на пятки, пока тот со двора не выйдет. Особенно не любил он, когда люди ругаются. Неважно, где это - дома или на улице. Как-то подвыпившая пара вздумали ссориться и даже замахались друг на друга, так он напустился на  них с таким остервенелым лаем, что просто вынудил бежать с нашего двора.

     Характер у Джека был очень независимым и не было на него никакой управы. Вскоре мы поняли - держать такую собаку, значит, быть постоянно в ссорах с соседями. Приходят друзья к нам - он облает. Начнёшь ругать его - забьётся под кровать и лает оттуда. Станешь шваброй выковыривать, на швабру накидывается, грызёт её,  сам к стенке ужмётся, но лаять не прекратит. Особенно не взлюбил он одного хорошего друга, который работал с мужем в санатории. Это Юрий, воспитатель, русовед. Парень хороший, как-то пришёл к  нам поздно, не успел на автобус домой - жил  в пригороде, а у нас как раз шкаф новый появился и помочь некому было его поставить на место. Вот Юрий и взялся за шкаф. То ли Джеку это не понравилось, то ли другое что-то, но он так напустился на Юру, что пришлось от самого Джека избавляться - выгонять на двор. Так и уходить не хочет - пока "враг" у нас хозяйничает... А в подъезд порой люди не могли войти из-за него, просто к лифту не давал подходить. Уж и не такая большая собака, чтобы бояться, а всё же вдруг укусит...

     Поняли мы - нужно что-то делать. Очень полюбил Джек нашего зятя, мужа старшей дочери. Как только Володя к нам, Джек от радости с ума сходит: начинает такие виражи делать по квартире, скачет по залу с пола на диван, с дивана на кресло, оттуда на пол и на стул, к Вове подскочит, лизнёт его в губы и дальше скачет, а мы ухохатываемся, глядя на такую сумасшедшую радость пса!

     Отношение этой собаки к людям не менялось никогда. Как начал относится, так и дальше. Вот поясню. Заболел наш Джек. Подхватил чумку, видать. Лечение не помогало. И уже мы решили - умирает он. Два с лишним дня лежал без движения, не ел, не пил. Решили не выбрасывать, пока живой ещё, а просто отнесли на балкон. Пролежал он там весь день, а под вечер приезжает Юрий. Никто его "приветственно" лаем  не встречает. Спрашивает Юра, где, мол, собака-то? Почему тишина. Потому что до этого не было случая, когда Юрий не был бы облаян по полной!
     Говорим ему: да сдохла, наверное... на балконе лежит, сходи глянь... Решил Юра убедиться и открыл дверь на балкон... и тут мы все услышали ЛАЙ!??? Это умирающий Джек, завидев своего злостного врага, умирать передумал - не до того ему, с врагом надо разобраться! Хоть и вредным он был, а ведь жалко  - живое существо. Так что и смех и грех... но Джек поправился.

     В тот год нас атаковали мыши и даже крысы. Если с мышами нам помогла кошка, то крысу она не брала. Однажды сидим мы с мужем в его комнате, что-то делаем, вдруг я замечаю крысу, которая поднимается по трубе центрального отопления. Я в ужасе смотрю на неё, не знаю, что предпринять, а она спокойно ползёт по полу куда-то под кровать... где мы сидим! Я за кошкой - кошка понюхала и равнодушно ушла. Крысу я, конечно, спугнула, и она ушла в узкую щель около трубы под пол. Но ненадолго. Вскоре снова вылезла, смотрит глазками-горошинами прямо на нас, усами водит и видно, что не боится. Кошку она, конечно же, учуяла, поняла - кошка ей не противник, а людей она не боялась. Что делать? И тут я вспомнила, как однажды на море, на диком пляже Джек раскопал куст, где было мышиное гнездо, мелкие полевые мышата так и рассыпались. И вообще он любил что-то копать. Мы уже тогда поняли - эта собака охотник на мелкую дичь. Кликнули мы Джека. пришёл он и сразу что-то унюхал. Стал носом пыхать, крысу учуял, а она тоже его почувствовала и решила спрятаться. Но я уже ту щель успела заткнуть. Джек уверенно пошёл под кровать, видим - крыса из-под кровати выбежала и вдоль стены стремглав к щели, а не может залезть. Она под шкаф забилась, Джек там сидит, не уходит. Понимаем: вот это и есть охотник, и крысу он нам достанет однозначно.

     Чтобы Джеку было удобней ловить крысу, я отодвинула комод от стенки, стулья выдвинула на середину комнаты, сама встала на стул и в  руки взяла кол, которым пробивают землю. Откуда-то оказался в нашей кладовке. Вот я стою, как в лодке с веслом, только я на стуле и с колом, наготове, а собака крысу гоняет. Крыса уже обезумела и не только по полу спасается, а уже и на стол запрыгнуть успела, и по спинке дивана пронеслась, мимо моих ног проскочила, потом нашла щель в кресле - между сидением и боковушкой, решила туда забиться. Минут сорок он так её гонял, пока она с отчаяния не влезла в эту щель, вдавилась, прямо сказать, а я её колом там и пробила!

     До четырёх утра длилась эта охота. Джеку мы были очень благодарны. Вот это собака! Где кошка отступилась, собака справилась!
     Больше крыс у нас не бывало.

     Но Джек продолжал причинять неприятности. И как-то решили мы, что отдадим его Оле. Володю он очень любит, Олю тоже, ему там будет хорошо, да и двор у них не такой, как у нас, там вообще нет двора, как такового, сразу улица, с соседями не будет подобных неприятностей. А тут ещё вот что случилось. Вышла я вечером во двор, слышу - Джек лает. Это он увидел, как группа ребят, пацанов, собрались на скамейке и один большой уже бьёт другого, кто поменьше. Тот, кого бьют, он из нашего подъезда. Джек его знает и заступается, а вообще он ссор и драк не любит, хотя сам первым зачинщиком часто бывает. Я на того, кто бьёт, заругалась, иди, говорю, отсюда... зачем обижаешь младшего? Ну я-то я, так ведь Джек, завидя, что и я подключилась к нападениям  на парня, ещё больше на него сорвался, кидается, едва не кусает... пришлось парню бежать, только убегая он крикнул: Ну погодите, я вам ещё покажу. И точно: вскоре слышу отчаянный визг в подъезде. Понимаю - это Джек. Открываю дверь, а там огромная овчарка Джека атакует, хозяин овчарки тот самый парень, которого прогнали накануне, я к Джеку и кричу - домой! Но Джек - это Джек. Увидев, что появилась хозяйка, он не побежал спасаться домой, а бросился в битву с ещё большей яростью. Только куда ему до отчарки - она на него опять, а он вижзит и лает, ко мне жмётся, и от меня ещё с овчаркой пытается бороться! Накинулась я на парня - уходи и собаку уводи. Там и разрешилось то сражение. Как сказал парень, что отомстит, то и отомстил. Только дальше терпеть этот дурдом было уже невозможно. Вот и пришло решение - отдать Джека.

     Мы жили в разных районах. Расстояние от дома до дома почти три километра - спидометром меряли. Увели Джека Оля с Володей, и у нас воцарился относительный покой. Приходят они к нам и Джек с ними, уходят и Джек за ними. Наверное, ему у них понравилось. Правда, им тоже с ним несладко. Джек пёс загульный, где какая свадьба, его не удержишь. А учесть его манеру поведения, то так бывало: идут Оля с Володей, коляску с маленьким Русланом катят, Джек возле, отбежит куда-то, что-то обежит, обнюхает, к  ним подбежит. А время-то оказалось свадебное - то там, то тут собаки в стаи собираются. Ну и он, конечно же туда! Как не самая крупная собака, его часто прогоняли, тогда он к Володе с Олей и жмётся, прося у них защиты. Но собаки если напустятся, то так просто не отстанут. И возле Руслановой коляски Джек умудрялся устроить битву с грызнёй, когда ни других собак прогнать невозможно, пока он, окрылённый присутствием хозяев, не  намерен сдаваться, ни уйти от своры...

     Но очень быстро Джек запомнил дорогу от нас до его нового дома, и начал приходить в гости. При этом он мог потеряться дня на два-три. Тогда Оля звонила и спрашивала - Джек не у вас?
     - Нет, говорим, не приходил.
     - И у  нас тоже его нет - слышали в ответ.

     Но проходило немного времени, и Джек обязательно появлялся либо у Оли с Володей, либо возвращался к нам, и тогда снова в подъезде слышался лай, крики и жалобы на несносную собаку.

     А ещё он не давал спать. Ну ни с кем он не считался! Делал то, что хотел. У  нас была очень напряжённая работа, график так сказать, скользящий, когда то одно, то другое, а отдых, когда придётся. Муж любил брать на себя много работы, я была правой рукой и оба мы с ним "пахали". Чтобы выжить, нужно было много-много работать. Да и вообще жили мы тогда в авральном режиме.
Только, бывает, выкроишь времечко поспать хотя бы часок, а тут лай - то Джек с улицы просится! Запустишь, ляжешь, едва попытаешься глаза сомкнуть - снова лает: теперь уже хочет выйти. И ведь не успокоится, пока не выпустишь!

     Так он и жил попеременно то у  нас, то у Оли, пока опять окончательно не переселился к нам. На наше мучение. А тут слухи пошли - собак стреляют по ночам. Действительно, много их развелось бродячих. И признаюсь честно, мелькнула у меня одна мысль тогда: уж хоть бы Джека пристрелили что ли... Потому что до того мы устали от него, до того он измучил нас, сил не было терпеть... ему бы жить не в городе да не в квартире, но не знала я, где бы пригодилась подобная собака.
Вскоре снится мне: комната, посреди стол железный, на нём Джек лежит на боку, а в боку видна рана. Не кровавая, а как бы кусок глины сухой у него в боку виден. Я смотрю на него, очень уж злая на него, потому не подхожу к нему. Но вижу - у дверей стоит Оля, смотрит на Джека, потом подошла к нему и вынула кусок этой глины из его бока...

     Утром была тишина. Джека не слышно. Не слышно его было и на следующий  день,  и у Оли его не было. А на третью ночь мне снится Джек, он стоит у входа, прямо у порога нашей двери в квартиру и говорит мне человеческим голосом: А я живой!

     Больше мы Джека не видели. А выстрелы по ночам продолжали доноситься. Поняли - пристрелили его.
    
     После этого прошло около шести лет, когда случилось несчастье с зятем Володей. И в ту ночь, буквально накануне мне снились мой покойный папа, Джек рядом с ним, они молча смотрели на меня, а сам Володя спиной ко мне стоял возле окна и смотрел вдаль. Володя тогда попал по оговору далеко и надолго. Джек, который его очень любил, и мой папа, который всегда меня поддерживал, они во сне предупредили меня о грядущей беде. Всего Джек прожил у нас около пяти лет.


     Джульетта


     Об этой собаке много писать не буду. Но написать стоит. Молодая овчарка, почти полностью чёрная, очень красивая, прибилась к младшей дочери, увязалась за ней и та привела её в дом. Скоро овчарка стала  нашей.
     Тогда можно было отпускать собак на свободную прогулку, потому хлопот она не причиняла. Видимо, кинули её когда-то ещё в несколько месяцев, и научилась собака выживать. Умная была настолько, что до сих пор таких умных я и не видела. Не считая Буяна, конечно.
     Джульетта могла отворять разные двери. Я заметила это, когда она находилась в квартире, то никогда не просила открыть её двери, чтобы выйти или войти в ту или иную комнату. Она их открывала сама. Неважно, каким образом они были закрыты.
Если дверь закрывалась наружу, ей было достаточно надавить на дверь, чтобы та открылась. Ну а если дверь закрывалась изнутри, она делала вот что: с разбега прыгала на дверь всеми четырьмя лапами и дверь от удара начинала понемногу отходить от коробки, пока не открывалась.
     Бывало, что дверь закрывали на задвижку. Ну и эту задачу Джульетта решала просто: она лапами отжимала задвижку, а затем применяла тот же приём, которым отворяла дверь, закрытую изнутри.

     Однажды я повела её  на прогулку вместе с соседкой, у которой тоже была овчарка. Зашли мы в садик, на территорию детского сада, что напротив нашего двора. Там можно было побегать собакам, поиграть. Попросила я соседку последить за моей собакой, пока схожу в магазин. И ушла. Выхожу из магазина - моя собака уже меня ждёт. Подходим к садику, спрашиваю соседку, почему отпустила мою собаку:
     А та отвечает:
     - Ты не представляешь, я не выпускала её, она сама калитку отворила, я прямо обалдела... Моя собака никогда до такого бы не додумалась!

     А ведь в детском саду забор железный и высокий, калитка широкая, тоже железная, изнутри закрывается на большую щеколду. Как же Джульетта открыла такую калитку? Соседка описала. Собака подошла, поднялась на задние лапы, одной передней приподняла щеколду, вывела её на себя и потянула калитку...

     А ведь она впервые была на этой территории, и такую калитку видела, наверняка, впервые.
    
     Джульетта очень нам нравилась. Хлопот с ней не было, лаять она не лаяла, даже если приходил незнакомый, она подходила к нему, обнюхивала, чем очень пугала, и отходила потом, но при этом всегда была рядом. Вот два очень любопытных случая поведения этой собаки.
    
     Как-то мои дети поссорились и дошло до драки. Сын обозлился на дочь за что-то и начал стаскивать её с дивана, где она сидела, а она ругалась и махала руками, отбиваясь от него. Джульетта прибежала к ним в комнату, пару раз гавкнула, затем схватила руку сына, показывая - не бей девочку, а на дочь опять гавкнула - не кричи и не маши руками. И так несколько раз. Я тоже прибежала в комнату разобраться с ними, но только наблюдала за тем, как собака старается прекратить возникшую драку.

     Ещё один случай, от которого у  некоторых мужчин может и дрожь возникнуть... Этот случай я уже описывала в рассказе "И такое бывает", но сейчас расскажу снова, поскольку он вписывается в тему "Джульетта" - о её характере и необычайном уме.
     Когда мы купили на предприятие Газель, в невероятных по сути условиях транспортировали её в Евпаторию, потом нашим небольшим коллективом принялись обмывать эту покупку и само событие. Вся компания собралась за столом, собака, разумеется, всегда была рядом. Алкоголь она не терпела. И тут один из сотрудников в шутку поднёс к её носу бокал с выпивкой! Джульетта напряглась, вскочила на лапы, два отрывистых угрожающих лая и затем... она подошла к нему вплотную и взяла в открытую пасть то, что называется "мужским достоинством" - подержала минутку и отпустила, не прикусив. Он побледнел, пришёл в себя, а потом как закатит истерику... А вы знаете, мол, что могла бы она сделать!!! И в том роде. Да... с собаками шутить не стоит. С серьёзными - тем более.

     Прожила Джульетта у нас более двух лет, оставила незабываемые воспоминания о себе, но она заболела - короста покрыла её тело, ничего не помогало - ни дёготь, ни какая другая мазь. Посоветовали нам отвезти её в село. Ну и отвезли мы её родителям мужа. Не знаю, почему, но родители отдали её кому-то... ветеринару что ли, и больше мы ничего о Джульетте не слышали.

     У меня ещё бывали собаки. Об одной из них я напишу рассказ "МИШКА", это будет отдельный рассказ. Который я писала уже почти двадцать лет назад, да не сохранился он. Сейчас буду восстанавливать.

     Как видите, дорогие читатели, каждая собака различается не только породой, но и характером, а ещё у каждой своё предназначение. Жаль, не всегда мы это понимаем... Если бы Джульетта не заболела, она была бы лучшей собакой в нашей семье на всё оставшееся время. Сейчас у меня живёт другая овчарка. Её уже скоро два года, а взяли трёх-недельную. Но это совершенно другая собака. На Джульетту характером не похожая, у неё другие привычки и склонности. Я люблю её, но Джульетту никогда не забуду.