Александр. Прихожане

Екатерина Наполова
Сделав три земных поклона, ещё раз обведя взглядом алтарь, убедившись, что к завтрашней службе всё готово, отец Сергий направился к выходу.
Усталость после многочасовой службы давала о себе знать, ноги гудели и казались неестественно тяжелыми.
Проходя мимо окна, батюшка  ненадолго остановился. Солнце светило по весеннему весело. Потемневший снег местами почти растаял. С крыши капала весёлая капель. Пасха нынче  поздняя, а всё же снег  полностью  не успеет растаять.
-К празднику нужно будет очистить дорожки от наледи для крестного хода, - отметил он про себя.
Мысли священника прервал непонятный шум за дверью храма .
Входная дверь скрипнула и на пороге появился мужчина.
Весь внешний вид его говорил о том, что человек злоупотребляет алкоголем, причём давно.
Одет он был не по сезону. Легкая, почти летняя куртка скрывалась под многочисленными ветхими шарфами, цвет которых определить было практически невозможно, ноги обуты в столь же ветхие валенки, местами прохудившиеся насквозь.
Ещё за несколько шагов от него остро ощущался лютый перегар и запах несвежего белья.
- Здравствуйте- обратился он к священнику.
- Вы, что ли батюшка будете?
- Я. - утвердительно кивнул в ответ отец Сергий.
- Ты заешь, что? - начал незнакомец. Было видно, что ему трудно формулировать мысли. В разговоре он переходил то на "Ты", то на "Вы",  говорил отрывисто и бессвязно: - "Ты, вот что.. Ты, если поп, то стало быть.. Так я значит к тебе.. Чтобы Вы это, как это там?
Ты, вот что..Ты, это... покрести меня ,а?- закончил пришедший свою сумбурную речь.
- Вы покреститься хотите? - уточнил батюшка.
- Да, да. Я хочу.- в знак согласия, замотал головой незнакомец.
- Знаете, сегодня у нас воскресенье, а Таинство Крещения у нас совершается по субботам. Я Вам сейчас дам книгу.
Вы её почитайте. Приходите в пятницу, мы ещё поговорим, а в субботу покреститесь. - отец Сергий сделал движение в сторону свечной лавки, намереваясь дать пришедшему мужчине книгу.
Но тот остановил его, схватил  за рукав подрясника и принялся горячо и сбивчиво объяснять цель своего визита:
- Батюшка, Вы это, Вы, меня сегодня покрестите. Понимаете, мне так тяжело, так тяжело. Я уже  больше двадцати лет пью и когда последний раз был трезвым  уже  не помню.
А сегодня, понимаешь, сегодня первый раз за много лет трезвый. Я для того, чтобы креститься не пил. Плохо мне очень..
Я такой грешник ..- на глазах у него навернулись слёзы.
Совсем тихим голосом он добавил. - мне так нужен Бог! Понимаешь?
Он смотрел на отца Сергия глазами полными страха, отчаяния, боли, безысходности и где- то совсем  в глубине теплящейся надежды.
Батюшка с минуту внимательно смотрел на собеседника, размышляя над его словами.
Видимо тот воспринял молчание священника как отказ на его просьбу и, понурив голову, произнёс: - Мне кажется я уже никогда не смогу ещё раз прийти трезвым.
- Как  Вас зовут? - спросил его батюшка.
- Александр..
- Вот что Александр, подождите  меня здесь.
- Так  Вы меня  покрестите? - с надеждой в голосе спросл Александр.
- Ждите здесь. - твёрдо произнес батюшка и направился обратно в алтарь облачиться для совершения Таинства Крещения.
Во время свершения Таинства, Александр   покрывался испариной, тяжело дышал , периодами его лицо становилось  совершенно белым, несмотря на давно приобретенный от такого образа  жизни землистый цвет, руки сильно дрожали и ноги совершенно не слушались.
Обводя его вокруг купели, отцу Сергию казалось, что крещаемый вот-вот упадет на пол .
Совершив обряд крещения над Алексанром батюшка надел ему обычный алюминиевый крестик. При этом лицо новокрещенного осияла какая - то, поистине детская улыбка.
Слёзы радости переполняли всё его существо и неудержимо катились по лицу.
Он принялся целовать крест , а после, бережно спрятал его под одежду, напоминавшей-то, что когда - то было рубашкой.
Распрощавшись с батюшкой, Александр направился к выходу. После того, как за ним закрылась дверь, отец Сергий подумал, что вряд ли этот человек ещё раз появится в храме.
Но он ошибся.
Александр, за редким исключением, пропускал воскресные Литургии.
Приходил всегда к началу  службы, и всегда нетрезвый. Нельзя сказать, что он был пьян, но слегка  "подправив" здоровье появлялся ровно к началу.
Зачастую, Александр "поправлял" здоровье чем придётся.
Поэтому, иногда случалось, что на весь храм стоял ужасный запах "Тройного" одеколона, который невозможно было перебить даже ладаном во время каждения.
Главным стремлением Александра была исповедь. Подходя к батюшке, он осторожно интересовался, можно ли ему тоже исповедоваться?
Отец Сергий увещевал его придти трезвым.
На что Александр с мольбою и тоской в глазах отвечал : - "Да, я стараюсь. Я, знаешь, как стараюсь? Не могу я, понимаешь ты? Не могу..."
До исповеди батюшка его всё таки допускал.
После всю службу Александр сидел в дальнем углу храма и горько плакал.
Наступила Пасха.
Пасхальная служба, как  известно, начинается с вечера и заканчивается на рассвете.
Александр тоже пришел на торжественное богослужение встречать Воскресшего Христа!
Ещё до начала службы отец Сергий заметил, что Александр трезв и это обстоятельство очень обрадовало священника.
Перед исповедью он шепнул на ушко отцу Сергию: "Батюшка, я сегодня-то не пил и не ел. Ну правда рюмочку только и выпил, не смог дотерпеть..."
Впервые  в жизни Александр причастился!
Летом, он всё чаще захаживал на службы не только воскресные, но и среди недели.
Однажды, по окончании службы, он спросил у батюшки денег на еду.
Отец Сергий, стараясь как можно  деликатнее, ответил : "Александр, денег я Вам дать не могу, так как боюсь, что Вы не удержитесь и потратите их на то, что Вам не принесёт пользы. Если Вы подождёте десять минут, я  закончу здесь все свои дела и куплю Вам продукты?
На что он с радостью согласился.
- Ну тогда я Вас у магазина буду ждать, ладно?
- Хорошо. - улыбнулся в ответ батюшка.
Через десять минут, как и обещал, отец Сергий подошел к магазину, на крылечке которого его дожидался Александр.
Удивительно, но за эти десять минут он уже успел где-то раздобыть алкоголь и, выражаясь  словами самого Александра " поднять градус до жизнеспособного состояния"
Завидев батюшку, он нетвердой походкой пошёл к нему навстречу.
- Батя, ты это ,купи мне, пожалуйста, такое, что не надо готовить. Колбасу, консервы и "Доширак".
Александр не был бездомным. От родителей ему достался дом с приусадебным участком.
Один трагический случай перевернул жизнь этого человека с ног на голову и смял, как бумажный листок.
 Много лет назад, совершив тяжкое преступление, он попал в места не столь отдаленные.
Отбыв срок, вернулся домой.
Родители, к тому времени умерли и Александр остался один на белом свете.
Что-то сломалось в душе этого бедного горемыки и он запил, запил так, что практически потерял человеческое обличие.
Дом, со временем обветшал и требовал ремонта, правда хозяину до этого не было никакого дела.
С тех пор, каждое воскресенье, батюшка покупал Александру продукты.
К слову сказать, на водку денег  он ни разу не просил.
Так прошло лето, наступила осень.
В жизни Александра  произошли значительные изменения. Для окружающих, быть может вовсе и незаметные .
Он часто спрашивал отца Сергия о Боге.
Вопросы его были немного детские, но очень искренние.
Чаше всего он спрашивал :- Батюшка, а меня Бог тоже любит?"
- Бог всех любит! - неизменно слышал в ответ Александр.
- Батя, ты мне тогда ещё расскажи о Боге - блаженно улыбаясь, просил он .
Ему нравились  разговоры о Боге, милосердии Божием и Вечной Жизни.
Рождественским постом, после вечерней службы, когда весь народ уже разошелся, батюшка в алтаре заканчивал последние приготовления, закладывал Евангелие к завтрашней службе.
Чуткий слух священника уловил какой -то шорох в храме. Выйдя из алтаря, в вечерних сумерках, в тусклом свете теплящихся лампад, он увидел знакомый силуэт.
Александр робко спросил: - Батюшка, можно мне на минутку?
- Что у Вас случилось? - участливо поинтересовался отец Сергий,  заметив, что Александр на удивление трезв, как тогда в день своего  крещения.
- Батюшка,-  начал он взволнованно - Ты знаешь, я хочу совсем бросить пить.
Я хочу быть здесь, с Богом.
Тут  так хорошо, - обведя храм воспаленным взглядом , пересохшими губами, прошептал он.
- Батя, ты веришь, что я смогу, что у меня получится? - вопросительно взглянул он на священника, но, не дождавшись ответа, продолжил.
- Мне этого так хочется, мне хочется здесь остаться навсегда. Я хочу быть здесь у Бога.
И вдруг зарыдал, да так надрывно и безутешно.
Крупные  слёзы градом катились по впалым щекам.
Александр весь содрогался от рыданий, всхлипывая, вытерал слёзы замусоленной вязаной шапкой.
Отец Сергий хотел было ответить, но Александр неожиданно кинулся к двери и поспешно исчез из виду в зимних сумерках.
Через пару дней село облетела весть -  Александр замерз на пороге своего дома.
Он был пьян и просто не смог открыть дверь.
Его увезли в районый морг на вскрытие, теперь так положено по закону.
Так как родных у Александра не было, его захоронили там же на кладбище для бездомных.
Известие о гибели Александра застало отца Сергия в храме.
Конечно, можно было предположить такой исход, но всё же это было неожиданно.
Батюшка разжёг кадило, достал требник и, обратившись к прихожанам, сказал :- Сейчас будет служба заочного отпевания новопреставленного раба Божьего Александра, давайте вместе помолимся об упокоении его души.
После службы отец Сергий записал Александра в храмовый синодик на вечное поминовение.
 По дороге домой, батюшка всё думал о новопреставленном. Вот ведь удивительное дело, казалось бы, совершенно потерянный для общества человек, с тяжелым недугом пьянства. Некоторые люди считали его   пропащим неудачником. А он, один из немногих имел такое раскаяние и осознание своей греховности, о котором другие люди даже и не задумываются за всю свою жизнь .
Какое стремление к Свету, к  Богу было у него..
Почему- то на ум пришли строки Святого Писания " Многие же будут первые последними, и последние первыми "(Мф. 19: 30)