Из материалов следственного дела Бухарина-47

Ион Жани
Вечернее заседание 2 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Гринько

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Для чего вам понадобилось в 1935 году прибегать к содействию Крестинского?
Гринько. Потому что троцкисты вели свою линию связей в отношении Украины. Я считал, что официальные отношения этой украинской национал-фашистской организации нужно установить официальным путем, через Крестинского, чтобы знать, что речь идет об одном и том же, а не так, что в одном месте об одном будут договариваться, а в другом месте - о другом.
Вышинский. Тут была известная перестраховка.
Гринько. Да, я хотел проверить действительно эту связь теми связями, которыми я располагал персонально.
Вышинский. И уличили Крестинского?
Гринько. Нет, не уличил, подтвердил. Мне не в чем было его уличать.
Вышинский. Нет, на суде?
Гринько. Это другое дело.
Вышинский. Сейчас уличили Крестинского?
Гринько. Да.
Вышинский. Подсудимый Крестинский, вы слышали эту часть показаний?
Крестинский. Слышал. Но ни с какими фашистами я его не связывал, я его знакомил с деловыми людьми.
Вышинский. Не связывали, а "знакомили"?
Крестинский. С фашистами нет.
Вышинский. Тогда вам не нужны и фамилии на закрытом заседании. Или связывали, или не связывали?
Крестинский. Сейчас я не могу сказать.
Вышинский. Конечно, вы отрицаете?
Крестинский. Я отрицаю, что я разговаривал с фашистами для троцкистских целей.
Вышинский. Вы отрицаете, а вы (обращается к Гринько) подтверждаете. Скажите, подсудимый Гринько, может быть, вы путаете это обстоятельство с каким-нибудь другим? Может быть, он знакомил с каким-нибудь приятным человеком, хотя бы иностранным человеком, а вы...
Гринько. Я думаю, тут не место шутками заниматься.
Вышинский. Но выходит так.
Гринько. Я удивляюсь тому, что говорит Крестинский.
Вышинский. А вы, подсудимый Гринько, можете сказать, где у вас происходили переговоры с Крестинским?
Гринько. Я могу сказать то, что это было в моем бывшем кабинете в Наркомфине.
Вышинский (Крестинскому). Вы бывали в кабинете Гринько?
Крестинский. Бывал довольно часто на разных совещаниях.
Вышинский. По финансовым делам или по наркоминдельским?
Крестинский. Бывал, потому что меня назначали в какую-нибудь комиссию вместе с Гринько, комиссию, которая была и по наркомфинским и по наркоминдельским делам.
Вышинский. Это было естественно при вашем положении.
Гринько. Я сказал Крестинскому, что у нас такая-то позиция, что меня направил Пятаков, что я прошу передать об этой позиции и дать мне ответ. Крестинский сказал, что передал об этой позиции, сообщил мне, что эту позицию принимают. А я потом с тем самым лицом, которому передал Крестинский, разговаривал лично в Большом театре.
Вышинский. Лиц, их фамилии вы можете назвать на закрытом заседании?
Гринько. Конечно.
Вышинский. Чем вы объясните, что Крестинский отказывается?
Гринько. Это я не могу объяснить.
Вышинский. Кроме этого случая, у вас были еще переговоры с Крестинским по вопросам антисоветской деятельности?
Гринько. Было то, о чем я говорил на утреннем заседании относительно использования валюты. В большем посредничестве я не нуждался, так как имел свои прямые связи.
Вышинский (обращаясь к Рыкову). Вы подтверждаете эту часть показаний, где Гринько делает ссылку на вас?
Рыков. Да, у нас с ним было два свидания. Одно в конце 1935 года, а другое в начале 1936 года.
Вышинский. Какого характера были свидания?
Рыков. Это были свидания членов нелегальной организации, борющихся против партии и Советского правительства.
Вышинский. Вам не приходилось говорить с Гринько о Крестинском?
Рыков. О Крестинском нет. Мне с Гринько не было надобности говорить, потому что я лично знал и без Гринько, что Крестинский троцкист. Точно так же Крестинский знал, что я член нелегальной организации.
Вышинский. Выходит, что Крестинский говорит здесь неправду и пытается отвертеться от связи с троцкистами?
Рыков. Он не только говорит неправду, а хочет спутать ту правду, которая здесь есть.
Вышинский. Обвиняемый Крестинский, вы слышали это?
Крестинский. Да, слышал.
Вышинский. Вы подтверждаете это?
Крестинский. Я не подтверждаю, что я говорил неправду, и не подтверждаю, что хочу спутать правду.



Продолжение следует….