Из материалов следственного дела Бухарина-35

Ион Жани
Допрос подсудимого Бессонова

Бессонов. Райх заявил, что техника связи представляет собою очень простое, несложное дело, правда, это требует довольно большого количества денег и большой скромности от человека, который осуществляет эту связь. Но сотруднику советского торгового представительства, который всюду ездит с советским паспортом, это довольна затруднительно, потому что на каждой границе он будет вызывать специальное внимание, и с этой точки зрения нужно найти другого человека, который мог бы осуществлять эту работу по связи таким образом, чтобы курсировать через границу, не возбуждая подозрения.
Когда об этом было сообщено Пятакову, он сказал, что иностранца искать для этой цели нет смысла, а можно Райха сделать иностранцем. И действительно, Райх стал иностранцем, то есть в 1931 году, я думаю это было в декабре месяце, Райху удалось не без помощи троцкистов превратиться в Карла Иогансона.
Вышинский. При помощи троцкистов?
Бессонов. Да, при помощи троцкистов.
Вышинский. При помощи троцкистов он получил паспорт?
Бессонов. Я знаю, что получение паспорта связано с подкупом должностных лиц, я не исключаю возможности, что это имело место при денежной поддержке троцкистов, потому что мне Пятаков говорил, что это стоит известных денег.
Вышинский. Троцкисты достали паспорт?
Бессонов. Паспорт они достали датской натурализации.
Вышинский. Но все это было подложной механикой, на самом деле он не датчанин, в Дании до этого не был?
Бессонов. Никогда он не был в Дании.
Вышинский. Какая же тут натурализация, когда он не был в Дании?
Бессонов. Паспорт был форменный, настоящий.
Вышинский. Но по существу?
Бессонов. По существу здесь имело место двойное гражданство. В конце 1931 или начале 1932 года Райх, будучи советским гражданином, сотрудником торгпредства, сделался, благодаря содействию троцкистов и деньгам, датским гражданином. Весной 1932 года он был откомандирован в Москву, но в Москву он не поехал и стал невозвращенцем. И с тех пор я его знаю как Иогансона, который служит для связи между мною и Троцким.
Вышинский. Райх стал датчанином и невозвращенцем. Он был двойником?
Бессонов. Некоторое время он имел два гражданства, из них одно - советское гражданство -было открытое, а датское - тайное.
Вышинский. Какое гражданство было открытое?
Бессонов. Советское гражданство было открытое, а датское - тайное.
Вышинский. Следовательно, здесь подлог и, кроме того, невозвращенство, а это измена уже, когда советский гражданин превращается в невозвращенца, этим самым он изменяет своей родине.
Бессонов. Безусловно.
Вышинский. Вы это знали и этому делу содействовали, так я понимаю?
Бессонов. Это совершенно правильно.
Вышинский. Что же этот Райх играл крупную роль в смысле связи по троцкистским делам?
Бессонов. Безусловно, он играл большую роль.
Я знаю, что Райх выполнял поручения Троцкого и по ряду других стран. Я хочу говорить только то, что я знаю.
Вышинский. Нас интересует не то, что вы предполагаете, а то, что вы знаете.
Бессонов. Его работа выражалась в систематическом привозе и отвозе корреспонденции. Во-вторых, он организовывал встречи с Троцким или с Седовым, когда это нужно было.
Вышинский. Встречи с вами?
Бессонов. Я имею в виду встречу Пятакова в 1932 году, затем я имею в виду встречу Крестинского с Троцким, которая была в октябре 1933 года.
Вышинский. Значит, в октябре .1933 года, при помощи Райха, была организована встреча Крестинского с Троцким?
Бессонов. Да, была организована встреча Крестинского с Троцким.